ГлавнаяСтатьиНовый год в России. Ч. 1. От сотворения мира до "новогодней свиньи"
Опубликовано 26.12.2016 в 08:00, статья, раздел Наследие, рубрика Поиск Беловодья
автор: Илья Мельников
Показов: 633

Новый год в России. Ч. 1. От сотворения мира до "новогодней свиньи"

Приближается новый год. Кто-то узнает об этом, глядя на календарь, а кто-то — по рефлекторному желанию бегать по магазинам и заливать в себя N-ное количество спиртосодержащих веществ.

Но знаете ли вы, сколько раз в году можно праздновать новый год, основываясь на русской традиции? Только не удивляйтесь — 6 раз. Если мы «накинем» к каждому празднованию по 10 дней выходных, то получится 60 дней. Неправда ли, довольно ценная мысль для коммерчески заинтересованных лиц: целых два месяца (а это 1/6 года) можно рассчитывать на устойчивый сбыт мелких и крупных, подчас ненужных товаров, елок, игрушек, шампанского, мандаринов, традиционных вкусностей к новогоднему столу, который, как подсчитали социологи, в этом году будет стоить каждой семье более 5 тысяч русских тенге по самым скромным рассчетам.

Итак, попробуем дать нашей идее более конкретное историческое обоснование. Как известно, в любой культуре издревле существуют свои системы отсчета времени и летоисчисления. Исторически они были связаны с двумя основными составляющими жизни человека в прошлом: миром природы и миром метафизических, религиозных представлений. Отсчет времени по природным явлениям освящался религиозной традицией.

Народный лубок конца 18 - начала 19 века с изображением солнца и 12 знаков зодиака.

В византийской культуре летоисчисление представляло из себя смесь древнеримских традиций, восточных астрономических (и астрологических) рассчетов, а также еврейских и христианских религиозных представлений. Наши предки-славяне к периоду принятия христианства находились на более низкой ступени развития, поэтому их летоисчисление основывалось в-основном на сельскохозяйственном цикле и элементарном наблюдении небесных светил. Новые знания, пришедшие из Византии, дали им более системное восприятие времени. А разнообразные христианские традиции, которые сами имели полуязыческое происхождение, с легкостью легли на уже существовавшие принципы отсчета годичных циклов.

Народные часы-календарь 18 века для рассчета месяцев, дней и часов, были незаменимой вещью особенно для промысловиков-поморов.

Для наших предков новый год мог наступать несколько раз в году. Вообще, в старославянском языке само слово «год» означает какой-то отрезок времени, период, а не столько год в календарном понимании. Для людей, живущих плодами земли, этот отрезок связан с началом и концом основных сельскохозяйственных работ. Начало полевых работ — весна, конец — осень. Кстати, название календарного года в древней Руси - «лето». Догадайтесь, почему?

Итак, в древности славяне праздновали новый год в начале весны и осени. Приняв византийский календарь (основывавшийся на древнеримском), славяне переняли деление года на 12 месяцев. Кстати, в глубокой древности римляне тоже праздновали новый год весной - в марте. Лишь после Юлия Цезаря празднование было перенесено на январские календы, а уже византийский, церковный календарь в соответствии с еврейской традицией перенес новолетие на осень. Все это отразилось в летоисчислении древней Руси и наложилось на традиции славян. В старинных святцах отмечалось, что месяц март (или по-славянски «березозоль») «первый в месяцах есть месяц, потому что в нем началобытный мир сей был сотворен, и Адам первый человек от Бога создан был». То есть первый русский новый год приходился на 1 марта. В свою очередь, сами святцы начинались с 1 сентября. В это время на Руси издревле праздновали сбор урожая.

Два славянских новолетия в старообрядческой книге "Святцы", нач. 19 в., бытовавшей у новгородских крестьян. Слева - "начало индикта", церковного нового года 1 сентября, справа - месяц март, "первый в месяцех". Здесь же под 29 февраля - память Касиана Римлянина, которая выпадала на високосный год раз в четыре года, из-за чего Касьян считался злым и обиженным на судьбу.

С установлением христианства также было принято праздновать в сентябре наступление новолетия «от сотворения мира», как это было принято в свое время у евреев. Считалось, что Христос родился в 5508 году от сотворения мира, и для вычисления нынешнего года нужно прибавить к году «от Рождества Христова» это число. Например, по такому летоисчислению 1 сентября 2016 года наступил 7524 год «от сотворения мира».

Обычай праздновать новый год «от Рождества» в России был введен царем Петром I лишь в 1700 г. Тогда же это празднование было перенесено на 1 января. Несмотря на то, что церковное новолетие по прежнему начиналось в сентябре, петровский новый год достаточно органично вошел в празднование самого излюбленного народом праздника — Рождества и святок. Более того, он имел глубокие корни — празднование январских календ и зимнего солнцестояния в древнем Риме. В свое время именно к этому празднованию было приурочено христианское Рождество, а праздник новолетия являлся его органичным продолжением.

Первый, как и во всем прочем, насадитель елок в домах соотечественников - Петр Великий.

Поэтому нововведение Петра не вызвало особых претензий у населения. Настороженность могли вызвать лишь новые символы празднования, позаимствованные царем-реформатором у немцев — именно в 1700 году впервые на новый год было приказано украшать дома еловыми ветвями. А елка, в представлении русского и финно-угорского населения, издревле ассоциировалась с похоронной обрядностью. До сих пор еловые ветви иногда кладут в гроб, ею устилают дорогу до кладбища, чтобы беспокойный покойник не смог вернуться в дом и ему «пятки кололо». Однако указы касались лишь празднования одного новолетия, и со временем о ёлочных бесчинствах забыли, праздник нового года слился со святками и сильно ничем не выделялся.

Тоскующая по немецкой родине Фредерика Шарлотта Прусская в наряде русском...

Более широко в России немецкая традиция ставить рожественскую ель дала о себе знать лишь в первой половине 19 века. Жена императора Николая I, Фредерика-Шарлотта Прусская (она же Александра Федоровна), изволила устраивать рождественскую ёлку при дворе. В это же время, благодаря преклонению самого императора перед Пруссией, а его ближайшего окружения — перед императором, елка постепенно входит в моду среди «лучшего общества» России, то есть дворян и чиновников. К концу 19 и началу 20 столетия она уже стала непременным атрибутом празднования Рождества среди привилегированных сословий. Елки продавались недешево, а украшались они «конфектами» и сухофруктами — символами «духовных плодов», за которые тоже нужно было порядочно раскошелиться. Тогда же изредка на фоне елок начинает мелькать главный пиар-менеджер всей забавы - «рождественский дед», или калька с западноевропейского Санта Клауса, Святого Николая.

Рождественская открытка начала прошлого века намекает, как должны справлять праздник добропорядочные господа...

... а как - не совсем добропорядочные...

Все это по-прежнему относилось к празднованию Рождества. Разумеется, раздача подарков избалованным барчукам и теплые семейные посиделки у елки под осетрину, буженину, шампанское и хруст французской булки практически никак не трогали основную массу населения России. В народной крестьянской среде никакого подобия современной новогодней обрядности даже не наблюдалось. Святки шли своим чередом, и лишь нудные молебны в церкви по случаю новолетия напоминали о замечательном событии — наступлении нового календарного цикла.

В качестве бонуса - немножко психоделических открыток, призванных в свое время подарить новогоднюю радость представителям привилегированных сословий. Собственно новогодняя дореволюционная символика была позаимствована из западноевропейской традиции: свинья и мешок с деньгами, как символ достатка, клевер и подкова - символы удачи, листья омелы - священное дерево кельтов и германцев, ну и, само собой, св. Николай - Санта Клаус...

Из любопытных народных поверий, связанных с 1 января, стоит обмолвиться лишь об одном. В этот день (по старому стилю) празднуется память святого Василия Великого — Васильев день. Народная традиция совершенно видоизменила жизнеописание этого человека — образованного Кесарийского епископа, философа и богослова, жившего аж в 4 веке. Согласно народным сказаниям, Василий «Кесаримской» был пропойным пьяницей, который «завязал» пить лишь после увещания самой Богоматери. Вполне возможно, что русский народ таким образом призывал себя к совести в разгар святочных гуляний.

Итак, пока что мы видим, что в соответствии с разновременными традициями России новый год можно праздновать 3 раза в году — 1 марта, 1 сентября и 1 января. Откуда у русских появились еще 3 возможности его отпраздновать, мы узнаем в следующем выпуске. Тогда же мы познакомимся и с самим праздником нового года, который еще в первой трети прошлого столетия существовал лишь в зачаточной форме.

Использованы фотографии из открытых источников и архива лаборатории этнологии и истории культуры НовГУ.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: