ГлавнаяСтатьиВ поисках иных миров
Опубликовано 11.12.2016 в 10:30, статья, раздел Слово, рубрика Город имён
автор: Татьяна Шмелёва
Показов: 346

В поисках иных миров

Размножение миров, о которых мы говорили прошлый раз, привело к привычности и уже просто банальности таких названий. А это, в свою очередь, привело к поискам «иных миров» – слов, по смыслу близких, но не совпадающих со словом мир. Какие же слова появились на городских вывесках в ходе этих поисков?

Мир толкуется в словарях как вселенная. Вот хорошее слово! Вы думаете, нет таких магазинов? Есть! Есть такой торговый центр в Кемерове. А вот интересный случай в Калиниграде: с одной стороны «ВСЕЛЕННОЙ» уменьшительное «ШАШЛЫЧОК», а – с другой увеличительное «ВИНИССИМО» (-иссимо – это итальянский суффикс увеличительности, как в слове Брависсимо!, то есть по-русски – винище). Интересное окружение для вселенной!

Помимо торговых центров, слово вселенная, оказывается, годится и для жилищных комплексов, как в Москве, и для загадочных заведений, как, например, квест-комната в Иркутске.

По логике, если вселенная используется на вывесках, как слово мир, то его можно увидеть в сопровождении существительного в форме родительного падежа – «вселенная чего?». И действительно, находим ВСЕЛЕННУЮ ТЕСТИЛЯ и ВСЕЛЕННУЮ МЕБЕЛИ.

Поскольку больше вселенной уже ничего нет, все дальнейшие поиски иных миров идут по нисходящей: перебираются имена пространств, меньших, чем вселенная.

Первое из таких имен – галактика. Пожалуйста, в нашем городе есть ГАЛАКТИКА. Это фитнес-центр, или оздоровительный центр. Что уж в этом центре галактического, сказать не могу, но ощущаю высокий уровень притязаний ее владельцев. Галактика спорта! Галактика здоровья!

Вы помните, что наша галактика – (космическая, не оздоровительная) называется Млечный путь? Так что и в шоколадках MILKY WAY есть что-то галактическое.

И если спускаться вниз по лестнице пространств, то наша следующая остановка – планета. Планет на городских вывесках – побольше, чем галактик. Прежде всего: этого слова – достаточно, чтобы стать названием большого торгового (шопингового) центра в Красноярске.

Или небольшого магазина канцтоваров:

За пределами торговли Планета – типичное название для кинотеатра

Конечно, планета на вывесках (как и мир) выступает не только в одиночестве.

Гораздо чаще ее сопровождают существительные, сообщающие о том, чем здесь торгуют.

Но вот и отличия от слова мир: планета может сопровождаться именем в именительном падеже, как планета Нептун, например.

Из этого ряда выделяется магазин запчастей «ПЛАНЕТА ЖЕЛЕЗЯКА». Хотя слово железяка понятно каждому, оно с трудом воспринимается как название планеты, даже специально предназначенной для торговли железяками. Кажется, название этого крупного автомагазина рассчитано на стилистический эпатаж: мол, мы простые мужики, раз торгуем желязяками, то так и говорим. Интересный опыт. В Москве, кстати.

Но все-таки чаще планета, как и мир, сопровождается существительными в форме родительного падежа: ПЛАНЕТА МЕХА, ПЛАНЕТА СПОРТА, ПЛАНЕТА ЧАЯ, ПЛАНЕТА СЧАСТЬЯ и, конечно же, ПИВА – как без него?

В прошлый раз мы говорили о вывеске МИР ПИВА, теперь вот ПЛАНЕТА.

Не встретилось только пивных планет и галактик. Впрочем, это не значит, что их нет или они не появятся завтра. Пивных магазинов и магазинчиков развелось невероятное количество, и каждый из них ищет выразительную и неповторимую вывеску. В том числе и со словами пространственной семантики: мир, планета… Что еще?

Как и со словом мир, с планетой соединяются существительные в родительном падеже и множественном числе. Если в прошлый раз мы встречались с МИРОМ КОЛГОТОК и МИРОМ КУЛЕРОВ, то теперь обнаруживаются ПЛАНЕТА ВИН и ПЛАНЕТА ФЕЙЕРВЕКОВ.


А вот вывеску ПЛАНЕТА АВТО трудно квалифицировать грамматически: что имелось в виду? ПЛАНЕТА АВТОМОБИЛЕЙ или ПЛАНЕТА ПО ИМЕНИ АВТО, как АВТОМИР? С несклоняемыми существительными сложно, да и непонятно, это слово или только его часть?

Итак, планет в солнечной системе городских вывесок обнаруживается множество, и они оформлены по-разному, что помогает им отличаться друг от друга и не утомлять нас – читателей городского текста.

Освоив планеты, называтели городских заведений перешли к континентам. Знаменитая розничная сеть СЕДЬМОЙ КОНТИНЕНТ, которой сейчас грозят банкротством, была когда-то и в Новгороде, а сейчас у нас есть кофейня ЧЕРНЫЙ КОНТИНЕНТ. Известны питерский магазин МЕБЕЛЬНЫЙ КОНТИНЕНТ. Континентов на вывесках, конечно, не так много, как планет, но все-таки они есть!

Следующая точка на линии уменьшения пространств – это страна. Игрушки продают в СТРАНЕ ЧУДЕС. У нас был магазин МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА, это была, видимо, цитата, из песни Наташи Королевой. Но стран на выывесках, в отличие от карты мира, не так много.


Более привлекательным, чем страна, кажется слово ИМПЕРИЯ. И это понятно: страна может быть какой угодно, а империя – это богатсво и роскошь.

И конечной точкой в этой линейке пространств оказывается дом. А это слово хорошо обжито еще советским городом, где были и ДОМ ОБУВИ, и ДОМ ОДЕЖДЫ, и ДОМ ХЛЕБА.

Итак, в городской ономастикон вовлечена лексика пространства разных масштабов – от мира/вселенной до дома. Рассматривая эти слова, мы можем заметить, что выстраиваются такие потенциальные ряды – от недосягаемого до самого привычного: МИР /ВСЕЛЕННАЯ – ГАЛАКТИКА – ПЛАНЕТА – КОНТИНЕНТ – СТРАНА /ИМПЕРИЯ – ГОРОД /ГОРОДОК/СИТИ – ДОМ. Конечно, эти ряды существуют в нашем воображении, и что оказывается востребованным на реальных вывесках города – предсказать трудно. Но что тут не удается высмотреть закономерности – это факт: нет соответствия между масштабом пространственного слова и предметом торговли, а при нарушении масштаба вывеска иногда смотрится дерзко, а иногда смешновато (как ПЛАНЕТА ПИВА или ШАУРМАСИТИ). Материалы, которые удалось собрать, говорят о том, что по востребованности на втором месте после мира оказывается планета. Планетарный взгляд нам близок, особенно когда речь идет о мебели, пиве и железяках…

Пока мы говорили только о русской лексике, но ею поиски авторов вывесок, стремящихся к оригинальности, не ограничиваются. А вот какие еще ресурсы оказываются вовлеченными в эти поиски, поговорим в следующий раз.

Фото из открытых источников.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: