ГлавнаяСтатьиБалет "Снежная королева" на финской сцене: чарующая сказка для детей и взрослых
Опубликовано 4.12.2016 в 10:46, статья, раздел Город и мы
автор: ОК-журнал (Наталья Ершова)
Показов: 491

Балет "Снежная королева" на финской сцене: чарующая сказка для детей и взрослых

Спектакль Национального Балета Финляндии «Снежная королева» включен в число 2400 проектов праздничной международной программы, посвященной 100-летнему юбилею независимости страны.

Финская национальная опера / Финский национальный балет. Дворец Снежной Королевы, © Mirka Kleemola

Когда моего пятилетнего родственника повели на балет в Большой театр, он продержался ровно одно действие. Потом повернулся к родителям и решительно заявил: «Вы как знаете, а я пошел!» Путем немыслимых посулов «доброго зрителя в четвертом ряду» все же удалось задержать до конца спектакля.

В самую темную и нелюбимую всеми пору финской осени здание Национальной оперы, на сцене которой выступает и Национальный Балет Финляндии, традиционно наполняется светом и волшебством сказки. В балетном репертуаре значатся спектакль «для всей семьи» — «Снежная королева» в постановке Кеннета Грива на музыку Туомаса Кантелинена, с успехом прошедший в ноябре, а также неизменный рождественский «Щелкунчик», прибереженный на декабрь.

Премьера «Снежной королевы» состоялась четыре года назад и имела шумный успех, но все девять представлений нынешней осени снова собрали полные залы. Не менее половины зрителей составляли совсем маленькие дети, пришедшие посмотреть эту чудесную, яркую сказку со своими родителями, но на тишине в зале это никак не отражалось. Финская публика — и взрослые, и дети — в принципе, очень дисциплинированная и — благодарная. Никто не пробирается к своим местам после начала спектакля, не шуршит конфетными фантиками, не роняет на пол бутылки с водой, не переговаривается с соседями и не спрашивает внятным шепотом: «Долго еще?..»

Финская национальная опера / Финский национальный балет © Sakari Viika

Признаться, и мы, взрослые, были по-настоящему захвачены искрометным действом в неожиданном переложении знакомой с детства сказки Андерсена на финскую реальность.

Кеннет Грив, возглавляющий Балет Финляндии с 2008 года, ранее танцевавший в главных ролях в балетных постановках театров Нью-Йорка, Парижа, Копенгагена, Штутгарта, Вены, работавший там же хореографом, сам похожий на сказочного принца, словно сошедшего с иллюстрированных страниц детских книг, — смело перенес знакомую всем с детства классику на финскую почву, удачно включив в повествование элементы северной языческой мифологии и яркий колорит национального танца других стран.

Жили-были сто лет назад в Хельсинки славный мальчик Кай и такая же славная девочка Кертту. Однажды, когда Кертту отмечала свой день рождения, Кай преподнес ей в подарок сделанный им собственноручно, снежно-серебряный стеклянный шар. Когда Кай и Кертту вместе, шар начинает мерцать волшебным светом, и девочка ощущает, что этот подарок имеет особое значение в их дружбе с Каем.

Финская национальная опера / Финский национальный балет © Mirka Kleemola

— Сказки Андерсена можно толковать в двух уровнях, — говорит о своей постановке Кеннет Грив, — один предназначен детям и второй — взрослым. Для меня прекрасная, но холодная Снежная королева воплощает собой первую большую любовь Кая и первое пробуждение в нем взрослого. В более широком смысле речь идет здесь о том, как по-разному могут выглядеть люди в волшебном зеркале — совсем иначе, чем они есть в глубине своей души.

— Я хотел, чтобы дети могли просто погрузиться в многогранное повествование этого балета, а взрослые посмотрели бы после спектакля в зеркало и, возможно, увидели бы себя в каком-то новом ракурсе. „Снежная королева“ — это дань моего уважения финской культуре и традициям.

На фото слева: Художественный руководитель Национального Балета Финляндии Кеннет Грив, фото: Heikki Tuuli

В балетную постановку органично вписывается рассказчица, до невозможности элегантная, именитая финская балерина Минна Тервамяки, выступающая в роли бабушки Кертту. В своей поездке по Лапландии героиня Минны Тервамяки купила старинное зеркало, не зная, что оно похищено из ледового дворца Снежной королевы и таит в себе ее злые чары. Снежная королева в гневе посылает своих подданных — подземных троллей — на поиски зеркала. И когда пропажа, наконец, найдена в доме Кертту, неловкие посланцы в спешке роняют зеркало оземь, и оно разбивается на тысячи мельчайших осколков, каждый из которых обладает злой ледянящей силой своей хозяйки.

Балетные артисты умело работают с залом, спускаясь во время действия со сцены к зрительным рядам, а блистательная Минна Тервамяки великолепно держит внимание юной публики, неторопливо повествуя о вечных истинах верности и любви к ближнему. Да и мы, зрители зрелого возраста, с неугасающим интересом следим за перипетиями мудрой датской сказки в финском прочтении.

Важной частью спектакля является прекрасная сценография — традиционно сильная сторона как балетных, так и оперных постановок на сцене Национальной Оперы Финляндии. Современные световые эффекты, талантливо выполненные декорации, представляющие нам ностальгические картины старого Хельсинки, знакомые по художественным открыткам, — заслуживают самой высокой оценки со стороны даже избалованных мировыми сценическими образцами ценителей балетного искусства.

По-настоящему сказочную музыку к спектаклю «Снежная королева» написал композитор Туомас Кантелинен — автор музыки более, чем к 30 кинофильмам, в том числе к таким известным, как «Чистка» Антти Йокинена, «Моя лучшая мама» Клауса Хярё, «Охотники за разумом» Ренни Харлина, «Монгол» Сергея Бодрова. Он известен также своей музыкой к телевизионным сериалам, оркестровыми и хоровыми произведениями, оперой о выдающемся финском спортсмене Пааво Нурми — «Пааво Великий».

Действие на сцене развивается — идиллическая жизнь обоих семейств меняется, когда один из осколков злополучного зеркала попадает спящему Каю в глаз, и он начинает видеть мир по-другому. Как говорится в сказке Андерсена: «А человек с таким осколком в глазу начинал видеть все навыворот или замечать в каждой вещи только дурное — ведь каждый осколок сохранял свойство всего зеркала. Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце, и это было страшнее всего: сердце делалось как кусок льда...»

Другой осколок летит прямо в стеклянный шар, сделанный Каем для Кертту, отчего его сияние угасает, а третий — находит волшебница-лапландка Сейта — сводная сестра Снежной королевы. Снежная королева желает собрать все осколки воедино и решает похитить Кая, чтобы он сложил из них в ее ледовом дворце целое зеркало.

Финская национальная опера / Финский национальный балет © Sakari Viika

Отважная девочка Кертту отправляется на поиски Кая. В дороге она встречает разных людей, но никто из них не видел ее друга. Кеннет Грив решительно прокладывает путь своей героини через Швецию, Испанию, Персию, Японию и даже Россию! Нет в балете ни женщины-чародейки, чуть не оставившей Кертту навсегда в своем доме, ни говорящих воронов, ни маленькой разбойницы. Зато своеобразный географический маршрут дает возможность включить в балет зажигательные яркие пляски всех вышеупомянутых стран, и, надо признаться, они нисколько не выглядят внесюжетными элементами.

Сказка продолжается и в антракте. В просторном фойе Национальной Оперы в окружении снежных троллей появляется сам Йоулупукки, финский Дед Мороз, неторопливо ведущий за собой огромного белого медведя, весьма артистично изображаемого балетными артистами. Публике помоложе раздаются длинные светящиеся мечи — (герои «Звездных войн» просто умерли бы от зависти!) — которые рекомендуют приберечь для решающего момента во втором действии.

Финская национальная опера / Финский национальный балет © Mirka Kleemola

В конце концов Кертту оказывается на Крайнем Севере, где и встречает лапландку-волшебницу, которая приглашает ее познакомиться с подземными обитателями тех мест. Кертту удается побороть свой страх при виде этих странных существ — за свое долгое путешествие она научилась понимать непохожесть, многообразие окружающего мира. И несмотря на то, что все обитатели Севера страшатся Снежной королевы, они дружно решают помочь Кертту вызволить мальчика из ледового плена. Светящиеся мечи по команде вспыхивают в руках маленьких зрителей, разгоняя темноту зрительного зала, и, как полагается в мудрых сказках с правильным концом, — зло отступает под натиском верности и самоотверженности любящих сердец. И пусть нам, взрощенным на безупречном абсолютизме российской балетной школы, трудно не заметить, что «пятый лебедь у третьего фонтана» взмахнул крылами не в лад со всей стаей, — атмосфера безудержной, ломающей привычные грани творческой фантазии захватывает и побеждает.

Участие маленьких танцовщиков, учеников балетной школы, вносит дополнительные милые нотки в общую канву спектакля. Как в школьных концертах — когда недостаток профессионализма с лихвой компенсируется искренним энтузиазмом исполнителей и живой поддержкой зала.

Финская национальная опера / Финский национальный балет © Sakari Viika

А все, казалось бы, спорные для большой сцены составляющие превращаются в общую и убедительную гармонию искусства. Кеннет Грив замышлял сделать спектакль для всей семьи, и ему это удалось.

Впрочем, как все, что он когда-либо делал в своей творческой жизни. С 2008 года этот датчанин работает директором и художественным руководителем Национального Балета Финляндии. В начале декабря появилось сообщение, что он собирается покинуть свой пост в 2018 году, и его преемнику предстоит «продолжить великолепную работу Кеннета Грива.» Уровень финского Национального Балета возрос, а интерес публики к спектаклям держится на высоком уровне. Грив проявил себя также как балетный педагог и умело использует в работе свои обширные международные контакты. Датский хореограф, со своей стороны, также считает, что «это были замечательные десять лет». Но теперь, по его словам, страну проживания выбирает семья: жена Грива — француженка, а их сын уже учится во Франции, так что решено перебираться к нему поближе.

В труппе Национального Балета Финляндии представлены более 20 национальностей, в том числе и исполнители из России.

В 2017 году Финляндия празднует 100-летие своей независимости. Отмечать это событие будут также в 70 других странах и на пяти материках. В праздничной программе «Финляндия 100» — свыше 2400 самых разнообразных проектов, в том числе и финский балет «Снежная королева». В январе 2017 года Национальный Балет Финляндии выступит в рамках программы со спектаклем «Снежная королева» в Датском королевском театре в Копенгагене, где земляки великого сказочника Андерсена и талантливого ниспровергателя наскучивших традиций балетмейстера Грива смогут по достоинству оценить этот волшебный спектакль.

Финская национальная опера / Финский национальный балет © Sakari Viika

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: