ГлавнаяСтатьиЗдесь была Елена: Каньон Морача. Часть 1
Опубликовано 1.12.2016 в 13:00, статья, раздел Увлечения, рубрика Здесь был
автор: ОК-журнал (Елена Виноградова)
Показов: 806

Здесь была Елена: Каньон Морача. Часть 1

Итак... Спустя несколько дней после нашего незабываемого восхождения на гору Румия, набравшись моральных и физических сил, после долгих сомнений, мы все-таки решились на новое большое путешествие. Двое из нашей большой компании к этому времени уже улетели домой, поэтому продолжили путешествие мы всемером.

Машину Ильи, которая сломалась накануне в горах, нам в тот же вечер заменили на такую же малолитражку. Мои мокасины, пришедшие в полную негодность, я на следующий же день отнесла в мастерскую. Сапожник посмотрел поверх своих очков на мою видавшую виды обувь с оторванной до половины подошвой, развел руками, но увидев мой печальный взгляд, все-таки нанес на них клей и положил под пресс. Вернув мне мои вновь приобретшие целостность мокасины обратно, безнадежно махнул на них рукой и даже не взял денег за ремонт! Так что мы снова были во всеоружии.

Маршрут, который составил Илья, охватывал почти всю Черногорию по периметру и составлял более пятисот километров. Поэтому мы с братом Сергеем решили поделить его пополам (не хотелось все время провести за рулем). Вокруг было столько красоты, что возникало дикое желание снимать даже на ходу, из окна машины. День обещал быть насыщенным и долгим... Подъем в 4:00 утра, скорый завтрак... и около 5:00 мы уже прыгнули в машины и отправились по уже знакомой дороге (из Будвы в сторону Бара) навстречу новым приключениям!

Дорога была просто великолепная... две–три полосы, шикарная дорожная разметка, широкие обочины, ограждения вдоль края и куча предупреждающих знаков.


В общем, после Румии, ни один горный серпантин, казалось, уже не мог произвести на нас большого впечатления. Мы повернули в сторону г. Подгорица — столицы Черногории. Где нас ждал самый длинный тоннель — тоннель Созина (Sozina). Его протяженность составляет 4 189 метров!

Это превосходно оборудованный тоннель с системой принудительной вентиляции (большие турбины под потолком тоннеля, висящие через каждые 500 метров), с разнообразной иллюминацией, каналом экстренной связи и т. д. Ограничение скорости в тоннеле составляет 60-80 км/ч. Тоннель Созина является единственным платным участком черногорских дорог. На выезде из него в сторону Подгорицы есть небольшой участок дороги с самым высоким ограничением скорости в Черногории — 100 км/ч.

На остальных дорогах скоростной режим, как правило, составляет от 20 до 60 км/ч. Поэтому охотно распрощавшись с 2,5 евро, мы, наконец разогнались до привычной для нас скорости (ну конечно + 20... как в России) и с ветерком пронеслись по единственному в Черногории прямому участку пути... Подгорица не произвела на нас никакого впечатления и показалась небольшим провинциальным городком.

Название Подгорица появилось в 14 веке из-за холма Горицы, под которым расположился город. Через Подгорицу протекает река Морача, и всего в нескольких километрах от города вверх по ее течению автомобильная дорога ныряет в каньон, и бежит далеко на север вдоль бурной реки. Морача берет свое начало в горах в северной Черногории и несет свои воды около 100 километров в Скадарское озеро.

Тем временем дорога вышла за пределы города и устремилась в каньон вдоль реки. Солнце лениво поднималось над тихой гладью Скадарского озера. Где-то на другом берегу возвышалась Румия.


По краю дороги время от времени стали появляться небольшие «островки» — смотровые площадки (правда, это громко сказано... чуть более широкая обочина, где вдоль дороги могут остановиться две — три машины). Мы выехали из дома в такую рань, чтобы обогнать экскурсионные автобусы, поэтому площадки пока были свободны. От пейзажей, конечно, захватывало дух. Вдоль дороги, примерно, как у нас ивы, росли гранаты, к сожалению, ещё не спелые.


Горы становились все выше, ущелье все глубже. В некоторых местах глубина ущелья достигала тысячу метров, из-за чего в него никогда не попадал солнечный свет. Было ощущение, что мы едем внутри каменного мешка. Кроме скал, вертикально уходящих вверх, ничего не было видно, и только вверху мелькала узенькая полоска неба. Казалось, что горы вот-вот сомкнутся над нами. Облака расположились на склонах на непродолжительный отдых, и чем ближе мы к ним подъезжали, тем холоднее становился воздух за бортом.


Дорога все больше прижималась к скале и то и дело ныряла в горные тоннели. Въезжая с яркого солнца в полностью темный тоннель, глаза не сразу адаптируются. Получается эффект «ослепления». Та же ситуация и при выезде из тоннеля на яркое солнце. Да ещё и ближний свет, поставленный на автоматический режим, как назло включался с задержкой. То есть первый две секунды едешь почти вслепую... Перед наиболее опасными участками пути стоит предупреждающий знак — черная точка. На этой трассе знаки стояли группами почти каждый километр: извилистая дорога, камнепад, тоннель 600 м, черная точка... извилистая дорога, камнепад, тоннель 300 м, восклицательный знак... и снова, и снова...

Но после Румии... (где знаков не было вообще) — это были мелочи..., и дорога всем нам казалась почти прямой. Поэтому подпевая радио, где как не странно мы нашли русскоязычную волну со странными, доселе неизвестными нам русскими песнями, мы весело продвигались вперед. И вот за очередным поворотом показалась большая парковочная площадка и впереди купола монастыря.

Монастырь Морача (Manastir Mora?a) основан в 1252 году и является действующим мужским монастырем Черногорско-Приморской митрополии Сербской православной церкви. Монастырский комплекс состоит из соборной церкви Успения Святой Богоматери, маленькой церкви Святого Николая и строений с монашескими кельями и хозяйственными помещениями. Большую историческую ценность представляют фрески монастыря, выполненные в византийском стиле. Особое место занимают иконы Святого Симеона и Святого Саввы. До сегодняшнего времени сохранились фрески с ликами Богородицы и Христа, а также сцены из жизни Пророка Илии (самая известная фреска — «Ворон кормит пророка Илию»).

Монастырь окружен высокой каменной стеной с двумя воротами. Вокруг ровно подстриженные газоны, аккуратно посаженные цветы и кустарники. Потрясающие виды...


Где-то далеко внизу изумрудной змейкой бежит река Морача. Тишина... Чистейший горный воздух... Всё вокруг радует глаз. Вдоль стены, откуда-то с гор спускается небольшой ручеек, ледяная вода которого используется вместо холодильника.

Ну и, конечно же, везде присутствуют самые главные местные обитатели — коты и собаки. Вальяжно развалившись ни где-нибудь, а на столе, кот проводил нас снисходительным взглядом, всем своим видом давая понять «кто в доме хозяин» ...

За стеной всё утопает в зелени и цветах.

В центре двора находится святой источник. Вода очень холодная, но вкусная.



За храмом — небольшое монастырское хозяйство: несколько грядок и пасека. Все ульи раскрашены яркими разноцветными красками (чтобы у пчел было хорошее настроение, и мед был более сладким). По всему чувствуется, с какой любовью и заботой монахи относятся к своей обители.


Так как наш сегодняшний маршрут был очень длинным, времени на посещение достопримечательностей было совсем немного. Поэтому быстро пробежав по всей территории монастыря, мы поехали дальше.

Еще какое-то время река Морача змейкой бежала вдоль дороги. И вот, дорога начала подниматься вверх по склону горы и все дальше уходила от Морачи к ее сестре — Таре.

Тара — самая протяженная река Черногории (144 километра). Мы свернули с основной дороги и начали подниматься по небольшому серпантину в национальный парк «Биоградская гора» и, миновав пропускной пункт, почти сразу оказались в «сказочном» лесу. Нас окружали огромные деревья со стволами необычного серого цвета, покрытыми ярким зеленым мхом (многим из них более 400 лет).

Дорога привела нас прямо к берегу самого большого в этом парке Биоградского озера. Оно находится на высоте 1094 м над уровнем моря.

Припарковав машины, мы решили устроить небольшой пикник, расположившись под сенью вековых деревьев на столике, вытесанном из массивных бревен.

Подкрепившись, мы отправились осматривать окрестности. Вокруг озера проложен туристический маршрут. Протяженность береговой линии более 3 км.

Но так как времени у нас было не много, то пройдя около километра, мы повернули назад. Искупаться никто не рискнул. На этой высоте температура воздуха была около 13 градусов. Так что для нас, только что поднявшихся с побережья, где вода 24, а воздух около 30 градусов, это была почти зима...


На озере есть причал и деревянные лодки. Вот здорово было бы поплавать на них по этой водной глади...


Но время поджимало... Поэтому насладившись пейзажами, мы снова пустились в путь. А впереди нас ждал самый глубокий в Европе и второй в мире после Гранд каньона в США — каньон реки Тара. Его глубина в некоторых местах достигает 1300 метров.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: