ГлавнаяСтатьиОстановиться и задуматься
Опубликовано 26.11.2016 в 12:00, статья, раздел Сцена
автор: Марина Боброва
Показов: 549

Остановиться и задуматься

Большинство новгородцев думают, что у нас в городе существует лишь два места, где можно погрузиться в мир театра — это Новгородский академический театр драмы им. Ф.М. Достоевского и театр для детей и молодёжи «Малый». Однако существует в Великом Новгороде и ещё одно уникальное место сосредоточения этого искусства — театральная студия воскресной школы Покровского собора «Воскресение». Мы поговорили с её руководителем Мариной Алексеевной Хоботкиной о том, как зародилась театральная студия, и чем отличается классический театр от православного.

— С чего всё началось, с чего началась история театра?

Сотворил Бог землю..! С этого всё и началось! (смеётся)

— Сколько лет театральная студия «Воскресение» уже живёт в нашем городе?

С 1994 года существует воскресная школа, тогда же открылась наша театральная студия «Воскресение». Именно я там работаю три года.

— Чем вы раньше занимались?

В 6 лет привели меня родители в ТЮЗ. Там сказали, что таких маленьких не берут, но решили попробовать, и, в итоге, я получила все главные роли театра. До 16 лет я ходила в ТЮЗ, потом училась и работала. Закончила ФИНЕК в Санкт-Петербурге, Московский международный университет экономики и права, но душа моя требовала работы на сцене, той творческой атмосферы ТЮЗа: я постоянно сочиняла сценарии, в голове витали идеи и проекты, совсем не связанные с экономикой... И однажды я пришла к протоиерею Игорю Беловенцеву и сказала: «Благословите меня, чтобы Господь меня вразумил — зачем я всё это пишу?» А он тут же предложил мне стать театральным педагогом в Покровском соборе. Я пришла на собрание и сразу влилась в коллектив: дети очень мне обрадовались, мы начали заниматься, придумывать интересные спектакли....

— Зачем режиссёр театральной студии?

Режиссёр — основная двигательная сила любого театра. Я очень требовательный режиссёр. От меня, бывает, устают. Я требую, чтобы они обязательно прониклись своим образом, временами Христа, мы очень часто говорим на репетициях о Библии, о жертвенности. Требую взаимосвязи актёров.

— Кто участвует в вашем театре?

Это и учащиеся школы, и выпускники воскресной школы, и родители. Все включаются в процесс подготовки спектаклей. Мы очень старательно и трепетно относимся к нашим постановкам во всех смыслах: и в духовном, и в материальном. Сами создаём эскизы костюмов и декораций, читаем историческую литературу, а затем мастерим всё своими силами.

— Есть ли какой-то набор в студию, как набираете детей?

Набора нет. Человек приходит, мы с ним знакомимся, и он начинает заниматься. А у кого желания нет – все сами отсеиваются. Потому что работа в труппе – это настоящий труд. Мы разбираем сценарий, потом работаем на сцене, упорно репетируем. Мы должны подать определённый посыл нашим зрителям (в зависимости от темы спектакля), которым очень нужна духовная пища. В наше трудное время тяжело остановиться и задуматься о самых главных вещах. Наши спектакли позволяют зрителям вырваться из городской суеты уделить внимание своей духовной жизни.

— Как проходят ваш театральный сезон?

Наш учебный год начинается с Рождества Богородицы. Приходят новенькие и мы начинаем примерно месяц заниматься тренингами, играми на развитие речи и фантазии, коммуникативными играми. Потом мы входим в учебный ритм, начинаются Праздники: Покров Божьей Матери, (спектакль к этому празднику мы начинаем придумывать уже летом), День матери, Рождество, Пасха, День Победы, и в конце года нужно красиво попрощаться со зрителями. Везде хочется выступить. Также раз в году мы готовим композицию в честь святого, именем которого ознаменован год (2016 год, например, посвящен дьякон Ивану Федорову — первопечатнику, а 2017 год — новомученикам Земли Русской). То есть все спектакли приурочены к какому-то празднику.

— Как в вы преподносите современному зрителю библейские постановки? Зачем нужен православный театр?

Ничего не изменилось со времён Христа, только соблазнов стало больше. Я как педагог и как мать глубоко убеждена, что сейчас детям нельзя давать много свободного времени. Такие постановки – удивительная возможность почувствовать в себе Христа. И даже если их тяжело понять маловерующим, то душа почувствует, и потихонечку все придут к Богу и спасутся. Основная задача нашего театра – утвердить любовь детей к святой православной вере. Также мы несём постулаты высокой духовной и морально-этической нравственности в наше общество.

— Опишите хотя бы один ваш спектакль.

Спектакль «Прозрение». В нём мы попытались передать атмосферу времён, когда жил Христос. Сюжет о том, как меняется мировоззрение у главных героев. Через любовь друг к другу они приходят ко Христу и следуют за ним.

— Откуда вы берёте сценарии?

Основные спектакли на Рождество и на Пасхальный фестиваль выбирает Матушка Татьяна Беловенцева, которая выбирает и правит сценарии — является сорежиссёром. А я сама придумываю спектакль к Покрову, на День Матери, День Победы и на конец года.

— Какие спектакли есть в Вашем репертуаре?

У нас есть спектакли и православные, и «мирские», детские: «Золушка», «Морозко», «Рождественские приключения Маши и Лёши», «Прозрение», «Тайные глаголы», «Шаг в будущее», «Ученик Христа», стихотворение «Мать» С. Михалкова, детский спектакль «Пасхальный колобок», «Загадки дальнего пруда», «Покров в Покровском саду».

— Кто ваш зритель?

Наш приход, ученики, прихожане, родители, друзья учеников, школьники, дети войны и ветераны. К нам приходят зрители из военного госпиталя, ТЮЗа, со спектаклями мы ездим в село Захарьино. К нам в Покровский собор на спектакли приходит каждый раз около 100 зрителей. Каждая воскресная школа имеет возможность показать свои спектакли не только в воскресной школе, но и на городских площадках. Мы участвуем в ежегодном фестивале «Рождественские представления» и на ежегодном фестивале «Пасхальный глас».

— Для хорошей театральной постановки необходимо соответствующее оборудование. Есть ли оно у вас?

Да. У нас есть осветительные приборы, мы пользуемся экраном, у нас хорошая аудио аппаратура. Мы дружим с театральными студиями (ТЮЗ в ДКМ «Город», театральная студия «В гостях у сказки» - Алые Паруса, воскресная школа церкви Успения Божьей Матери) с которыми у нас налажена взаимовыручка и мы всегда можем выручить друг друга костюмами, декорациями и реквизитом. Мы выступаем в Кремлёвской библиотеке и в малом зале ДКМ «Город». Также нам помогают спонсоры и хозяйка салона для новобрачных «Свадебный мир». Она не раз выручала нас детскими костюмами и бальными платьями. Сцены, как таковой, у нас нет, поэтому Главная наша площадка – трапезная при Покровском соборе. Мой художественный руководитель (новгородского ТЮЗа — прим. ред) Татьяна Алексеевна Иванова увидела наш Пасхальный спектакль и была так поражена, что попросила директора ДКМ «Город» дать нам возможность выступить в малом зале.

— На какой театр равняетесь?

Хочется, чтобы у нас был свой стиль и нас узнавали по почерку. Ну, а так, конечно, я равняюсь на своих художественных руководителей, у которых я занималась: Егорова Ивана Ивановича и Ивановой Татьяны Алексеевны. Наша студия экспериментирует, ищет своё, но уже сейчас зрители говорят, что в постановках т.с. «Воскресение» чувствуется особенная, «покровская рука».

Фото: Валентина Макарова.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: