ГлавнаяСтатьиПод знаком кота-космонавта. "Стихосоматика" в Великом Новгороде
Опубликовано 26.11.2016 в 10:15, статья, раздел Звук, рубрика Записки музыканта
автор: Жан Помор
Показов: 754

Под знаком кота-космонавта. "Стихосоматика" в Великом Новгороде

18 ноября в антикафе «Carpe Diem» состоялся музыкально-литературный вечер, приуроченный к презентации книги Анастасии Лукомской «Стихосоматика». Сегодня хочется представить микс сразу из нескольких фоторепортажей разных авторов с незначительными комментариями. В статье использованы фотографические иллюстрации Алексея Бирюкова, Александра Волоцкова, Сергея Гоникберга, Ильи Беляева.

Двенадцать выступающих и около тридцати слушателей в приятном, уютном помещении. Очень камерно. Разброс тем – колоссальный. Поэзия интересная, местами легкая и заоблачная, местами жесткая, земная. Перемешались времена, реальное и фантастическое. Иногда можно было ощутить себя Пьером Безуховым в трехтысячном году, как герой одной из любимых мной песен Юрия Шевчука. С музыкой всё проще - она прекрасна: по исполнению, назначению. Где-то полезно и эффективно подчеркивала слово, где-то откровенно солировала.

Мероприятие продолжалось более трёх часов. Некоторые не дождались финала по разным причинам, а зря. Но обо всём подробнее и с иллюстрациями.

ВВЕДЕНИЕ

В прошлую пятницу случился идейно-культурный обмен между думающими и чувствующими жителями разных городов. Очень нужный и доброжелательный. Пользу подобного общения трудно переоценить. В ходе непосредственной демонстрации творчества участники делились счастливыми наблюдениями и соображениями по поводу волнующей их проблематики, открывали секреты, рассказывали о влюбленности, мечтах, снах, планах на будущее и котах-космонавтах...

В наши дни встречи такого рода являются спасительными для отдельных людей. Сегодня всё вокруг настойчиво пропитывается вакуумом коммерции, маркетинга, общественных заблуждений, популярного фастфуда во всех сферах жизнедеятельности. Нужные слова, разум и сердце всё реже пробиваются сквозь пелену глобальной нетрезвости, безразличия и банальных потребностей. Трудно сохранить незамутненным рассудок, если не общаться с теми, кто не перестал думать и созидать. Превосходно, что подобные вечера доступны и востребованы в нашем городке.

Кто-то может сказать, что вход на презентацию был платным - вот вам и коммерция. На самом деле - вырученные средства вряд ли погасили и транспортные расходы наших гостей, не говоря уже обо всём остальном…

Особенно счастливым человека делают две вещи. Ему нужно творить и общаться. Поэтому такие мероприятия обречены на то, чтобы приносить радость. Объем позитива зависит от величин личностей и идей, которые присутствуют. В данном случае радости было предостаточно.

«Сначала было слово». И это не случайно… Оно запускает мыслительные процессы и активизирует чувства. Оно – начало многого. Несмотря ни на что, сегодня люди хотят слушать стихи, песни, хотят их писать и показывать всем заинтересованным. Причем, делать это напрямую, без посредничества электронных средств коммуникации. Хочется видеть глаза, улыбки, слышать смех, дыхание, чувствовать настроение и понимание. Другими словами – люди желают быть живыми и быть вместе. Вспоминается строка из стихотворения новгородского автора Геннадия Стрелкова: «человеку нужен человек».

ПРИ ЯРКОМ СВЕТЕ

Встреча началась и протекала плавно, спонтанно, свободно, непринужденно, сама собой. Например, один участник мог попросить другого подержать фонарик или листок с текстом. И тот держал без вопросов или возражений. Оказалось, что нет ведущего. Организатор улыбнулся мне, и я тут же всё понял: вышел вперед и стал последовательно представлять публике участников мероприятия.

Первой перед зрителями предстала главная виновница торжества – Анастасия Лукомская. Это женственная персона с необычным голосом и превосходными стихами. В какой-то момент показалось, что от неё как будто исходит еле заметный яркий свет. Конечно, показалось. Но есть в ней что-то романтическое, высокое, волшебно-колдовское.

Анастасия рассказала о своем первом сборнике поэзии под названием «Стихосоматика», появившемся при содействии совершенно замечательного и весьма прогрессивного издательства «Dream Management». За время мероприятия она неоднократно выходила на сцену, отвечала на вопросы и читала стихотворения из своей новой книги. А в конце встречи приоткрыла завесу тайны и поделилась работами из следующего сборника, ещё не изданного, под рабочим названием «Крыши Петербурга», если не ошибаюсь.

В ПОЛУМРАКЕ

На время выступления новгородского поэта Яны Лебедевой в зале был выключен свет, а вот проектор наоборот приведен в действие. На огромном темном экране белые человеческие силуэты двигались неестественным образом, странно, как будто в агонии или произвольном и бессистемном танце. За фортепиано села Виктория Дариан... и началось. Полилась волшебная музыка. Яна стала читать стихи. А рядом с ней импровизировал Стас Сумароков, а специальная программа считывала его движения и транслировала на экран. Фон менялся, плясали то белые, то черные фигуры, иногда появлялись слова из стихотворения, которые обрушивались потоком на зрителей или точечно вспыхивали и угасали по всей площади полотна, как капли дождя на асфальте. Да простит меня Яна, я пропустил половину текста мимо ушей, пока вглядывался в необычный танец теней и получал откровенное удовольствие от живого звучания фортепиано, от игры Виктории, от музыки, которая заполнила мое сознание.

ДЕМОН

После выступления следующего гостя последовали громкие и долгие аплодисменты. Речь идет о Евгении Щербакове. Он появился перед зрителями с гитарой. Отказался от микрофона, сообщив, что он «и так громкий». А затем ударил по струнам и энергично почти без перерыва исполнил песни новгородских авторов Станислава Золотова и Алексея Ищенко, лидеров когда-то очень востребованных местных рок-групп «Облико Морале» и «Моргии». Ему аккомпанировала Виктория, а значит, музыка мистическим образом завораживала публику и усиливала слова в разы. В конце Женя спел собственную песню (из репертуара ещё одной небезызвестной новгородской группы «Авгур»), в которой признался, что он «демон и любым владеет телом». Ничего себе поворот! Так и было: во время выступления он безраздельно властвовал на сцене и, похоже, полностью покорил зал. К сожалению, его выход был крайне непродолжительным. Их с Викой уже ждали на следующее выступление на другой площадке.

ТУЛЬСКИЙ КЕКС

Маленькая, юркая, активная девушка в очках, с рыжими волосами вышла вперед, схватила микрофон и начала неожиданно эффективно отправлять поэзию со сцены, посылать в направлении слушателей. Это Хельта Машкара из славного города мастеров и пряников – из Тулы. Приятный человек со своеобразным (в хорошем смысле) творчеством. Уверенная в себе «зажигалочка», «энерджайзер» со встроенным процессором. «Тульский кекс» - произнес кто-то в конце зала.

ПРИТЯЖЕНИЕ ПОЛЯРНОСТЕЙ

Далее друг за другом выступили Виктор Халяпин и Анастази Редина. Поэты из Москвы, как указано в афише. Однако Виктор начал со слов «вообще, я тамбовский». Может, почудилось, но это очень чувствовалось по тяжелым, серьезным, холодным стихам, темам, по манере их изложения и надрыву. Анастази – легкая, спокойная, задумчивая. Виктор – эмоциональный, энергетический всплеск. Анастази – вопрос, мягкое, тягучее размышление, мечтательный самоанализ. Инь и Ян. Может не прав, однако показалось, что эти два совершенно разных поэта очень близки в чём-то, хотя это и неочевидно.

РЫЦАРЬ-ДЖЕДАЙ И НОСТАЛЬГИЯ ПО МОСФИЛЬМУ

Вера Сухомлин – поэт и автор песен из северной столицы. Не знаю, как характеризовать творчество. Если говорить о том, что я слышал, подойдут, пожалуй, такие слова: напористость, ясность, хорошая подача. Часто присутствует выраженное обращение к читателю (слушателю). Это внешнее. Слова и мысли мне не запомнились, наверное, потому, что выступление было одним из последних - мозг уже отказывался нормально работать. Если говорить о музыкальной составляющей, надо отметить сильный голос. Он как меч джедая: фантастический, эффектный и эффективный, но при неправильном обращении может причинить вред тем, кто оказывается слишком близко. Вере надо отдать должное за то, что она умело управляется с таким мощным инструментом. Манера пения: как ни странно, их две - свободная и вторая, которая местами напоминает актерскую. Помните советские кинофильмы, героини которых трепетно и чувственно что-то доносили до зрителей? В качестве примера приведу песню «Разлука» из прекрасного отечественного сериала «Гардемарины, вперёд!». Не прямо так, по-своему, но в этом ключе... Послевкусие от выступления осталось приятное.

МАСТЕР ОСОБЫХ СОСТОЯНИЙ

Сергей Гоникберг – ещё один гость из Санкт-Петербурга. Высокий человек с приятным лицом, поэт, актер, обладающий выраженной харизмой. Позитивный, улыбчивый. Стихи не всегда соответствуют его внешности, есть серьезные и вдумчивые, но, в целом, Сергей всё же поднял настроение. Особенно несколькими историями-прелюдиями. Его чтение показалось довольно артистичным, поза – уместной, голос – несущим в себе настроение, а отношение к публике - товарищеским. Что касается поэзии – она отличалась от всего, что звучало в тот вечер ранее. Сергей рассказывал об особых состояниях единения и понимания людей при подобном общении. Мне кажется, что такое состояние как раз было достигнуто. Чем-то тронул. Я даже приобрел новую книжку Сергея "Разрисованный асфальт". Читаю, интересно.

УГЛОВАТО, НО НЕ ПАРАЛЛЕЛЬНО

В конце встречи перед изрядно подуставшей, но довольной публикой, перед самыми стойкими зрителями предстал арт-проект KVADRAD. Легкая дрема посетителей была прервана уверенным заявлением Светланы Авдеевой, которая сообщила, что её утомляют стихи про цветочки, про бабочек, про любовь-морковь, кровь, бровь и прочую формально-поверхностную дребедень. Надо больше необычности, глубины, того, что рождает мысль, вызывает реакцию. Отчасти это было сказано в шутку, но в целом – нет. Далее последовало пятнадцатиминутная музыкально-поэтическая программа, включавшая мелодекламацию и песни. Не могу комментировать, потому что аккомпанировал Светлане и со стороны не видел, как это было. Да и вообще – нескромно: я тут всех немного хвалю (потому что заслуживают), а себя – не пристало как-то. Могу лишь отметить, что во время выступления заметил, как девушки-бармены танцевали под музыку арт-проекта прямо за стойкой. Это очень позитивный показатель.

ИТОГ

Анастасия Лукомская поблагодарила всех гостей и участников презентации, а также Илью Беляева – одного из организаторов встречи и создателей издательства «Dream Management». Те, кто остался до конца, делились впечатлениями ещё пол часа после завершения мероприятия, получили автографы участников, смогли приобрести экземпляр книги и оставить отзыв о встрече в личной записной книжке Анастасии – на память о визите в Новгород. Думаю, всё удалось, прошло успешно. Анастасия и её компаньоны обещали ещё приехать к нам и выступить в следующем году. Будем ждать. Всегда рады. На том и закончу. Осталось только объясниться, причем тут кот-космонавт.

ПОД ЗНАКОМ КОТА-КОСМОНАВТА

В течение всего вечера на микрофонной стойке была размещена мягкая игрушка. Со временем Анастасия Лукомская (кстати, ударение в фамилии ставится на второй слог) представила своего друга – кота-космонавта. Он же – талисман поэтессы, следующий за ней везде. По стечению обстоятельств вечер прошел под знаком этого пушистого зверька-путешественника. В антикафе он нашел замечательную компанию из гитариста-астронавта, собаки-подушки, других кошачьих в разных формах, Джона Леннона, Че Гевары, Эйнштейна, а также гостей творческой встречи. Вот фото. Смотрите сами.

Фото Алексея Бирюкова, Александра Волоцкова, Сергея Гоникберга, Ильи Беляева.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: