ГлавнаяСтатьиИдеальное развитие: как создать среду для будущего гения?
Опубликовано 23.11.2016 в 13:15, статья, раздел Жизнь, рубрика Детская психология

Идеальное развитие: как создать среду для будущего гения?

Что такое развивающая среда, для чего она нужна и как родителю сделать среду, окружающую дошкольника, развивающей?

Для начала, поговорим о том, что такое «среда».

Чаще всего родители и педагоги, обустраивая пространство для ребенка, заботятся о «предметно-развивающей среде». Речь идет об окружающих ребенка игрушках, мебели, пособиях для творчества, одежде и т.д. И это верно! Развитие детей, особенно раннего возраста, во многом зависит от мира предметов, окружающего их.

Но давайте представим, что ребенок, обладая замечательными игрушками, не играет с ними самостоятельно, а лишь выполняет указания взрослого, или не может играть без разрешения взрослого или становится объектом или свидетелем хронического раздражения взрослых. Будет ли среда развивающей? Тут вступает в силу второй компонент среды — это общение со взрослыми и сверстниками, которые являются носителями знаний, ценностей, культуры, духовности. Этот компонент важен всегда, но особенно он влияет на развитие ребенка после трех лет, потому как интересы ребенка, естественным образом, смещаются с мира предметов в мир человеческих отношений.

Однако есть и третий компонент среды. Давайте представим детей одного возраста, чьи родители в равной степени старательно создают благоприятную развивающую среду для них. Но семья одного живет в России, а другого в Японии, или у первого в городе Санкт-Петербурге, а у второго в одном из поселков Ленинградской области, или один из семьи бизнесменов, а второй — педагогов, или один из верующей семьи, а второй из атеистической и так далее. «Среда» — понятие выходящее за пределы семьи. И этот компонент столь же важен и влиятелен, как и предыдущие. И чем взрослее ребенок, тем это влияние ощутимей.

Теперь поговорим о понятии «развивающая».

Ребенок развивается очень интенсивно и чем младше он, тем интенсивнее его развитие. И тут среда либо помогает ему, либо мешает. Если среда соответствует возрастным потребностям и возможностям ребенка, и содействует развитию, то ее можно назвать развивающей, если она не успевает за меняющимися потребностями взрослеющего малыша, либо наоборот слишком забегает вперед, не учитывая актуальные нужды ребенка, то она вовсе не «развивающая», а наоборот, тормозящая развитие.

Итак, с чего начать родителям? Какая она - «развивающая среда»?

Во-первых — безопасная!

Здоровый и полноценный ребенок — любопытен. Чем шире диапазон его интересов, тем умнее и инициативнее он будет в будущем. И тут папина роль в создании развивающей среды важна как никогда. Надежно привинченные к стене шкафы и полки, надежно стоящие столы и телевизоры, безопасные розетки, спрятанные провода, безопасные углы, блокировки на окнах и дверях, закрытые чугунные батареи, теплые полы, экологические материалы и так далее. Проще один раз обезопасить среду и дать ребенку свободу, чем постоянно бегать за ним оберегая его и ограничивая в свободе. Кроме перечисленного рекомендую спрятать повыше лекарства, колюще-режуще-стреляющие, мелкие и бьющиеся предметы, ценные вещи, деньги и документы, ядовитые вещества и бытовую химию. Рекомендую приобрести привычку не ставить на край горячую посуду, не разворачивать сковородку ручкой за пределы плиты, не оставлять на столе нож или зажигалку, не использовать свисающую скатерть, не держать целыми днями включенным телевизор и компьютер и, я думаю, что этот список каждый из родителей может продолжить сам. Немаловажную роль играет и психологическая безопасность. Нельзя оставлять ребенка наедине с психически нездоровыми, нетрезвыми или серьезно болеющими родственниками и соседями. Конечно, предусмотреть все невозможно, но в наших силах постараться максимально обезопасить малыша.

Во-вторых, «развивающая среда» должна быть не просто безопасной, но и здоровой!

Актуальный для ребенка здоровый режим, проветривание, поддержание температуры и влажности воздуха, чистоты, пространство, допускающее физическую активность, регулярную гигиену и т.д.

Здесь стоит упомянуть о том, что не стоит перенасыщать разнообразными стимулами информационное поле вокруг ребенка. Много игрушек так же вредно, как и мало. Такое обилие притупляет естественный познавательный интерес к игрушкам. Много непонятной эмоционально перенасыщенной информации (документальные фильмы про предсказанный учеными конец света, или прилет инопланетян, про рождение детей, про хищников саванны, новостные сюжеты, взрослые фильмы и т.д) могут привести к невротическим проявлениям, страхам, тревожности.

Ну, и здоровая психологическая среда — это безусловная принимающая любовь родителей к своему ребенку. Любовь такую замечательно описал в стихах Валентин Берестов.

Любили тебя без особых причин
За то, что ты — внук.
За то, что ты — сын.
За то, что малыш.
За то, что растешь.
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

В-третьих, «развивающая среда» стимулирует самостоятельную активность ребенка. Пространство организовано таким образом, что бы ребенок мог быть максимально самостоятельным. Игрушки и книги на стеллажах с низкими полками. Одежда, которую ребенок одевает сам, в нижних ящиках и на низко расположенных крючках. Наличие детского стола и стульчика. Подставки под ноги в туалете и ванной. Полотенце, мыло, зубная щетка доступны для ребенка. Кухня приспособлена под его самостоятельность доступностью столовой посуды, легкостью графина с питьевой водой, доступностью продуктов, которые ему разрешено брать без помощи взрослых. Желательно что бы все необходимые ребенку предметы (включая игрушки) были всегда на одних и тех же местах. Это условие поможет малышу самостоятельно отыскать необходимую ему вещь и облегчит ему самостоятельное поддержание порядка.

Немного подробнее об игрушках. Развивающие игрушки обязательно соблазняют ребенка поиграть в них самостоятельно. Самому собрать, разложить, покатать, нарисовать. Но это не значит, что он не обратится к родителю с просьбой поиграть с ним. И вот тут важно проявить выдержку и играя с ребенком давать ему возможность для самостоятельных открытий, выводов, поступков и решений.

В-четвертых, «развивающая среда» несет в себе элемент проблемности. Например, я не вижу ничего развивающего в таблице умножения выполненной в виде примеров в столбик и висящей на стене у дошкольника или даже у школьника. Это просто столбики примеров. А вот настоящая таблица умножения, выполненная собственно в виде таблицы, на стене у дошкольника знакомого с умножением или у младшего школьника — это элемент развивающей среды. Объясню почему. Таблица содержит в себе закономерности, которые можно разгадать самостоятельно, если ее разглядывать. То есть в ней самой есть проблемность — неразгаданная закономерность, которую можно разгадать.

Игрушки Марии Монтессори очень удачный пример развивающих пособий. Выполненные из дерева игрушки содержат в себе некие закономерности, будоражащие детский ум и пробуждающие его работать над разгадкой, над самостоятельным установлением логической связи. Именно так среда создает условия для развития самостоятельного мышления. Не взрослый человек задает вопрос и получает ответ от ребенка — нет. Ребенок сам задается вопросом, ищет ответ и находит его!

В современных магазинах очень много разнообразных карточек, плакатов, игрушек и на многих написано, что они развивающие. Для того что бы игрушка на самом деле обогащала развивающую среду родителям стоит обратить внимание несет ли она в себе описанную выше проблемность.

Ну, и в-пятых — среда должна соответствовать возрастным возможностям и индивидуальным интересам ребенка. Если про интересы долго объяснять не надо (не стоит заполнять куклами пространство девочки, которая куклам предпочитает конструктор), то про возрастные особенности стоит поговорить. Все здоровые дети, вне зависимости от индивидуальных особенностей, проходят в своем развитии ряд возрастных этапов, на каждом из которых они нуждаются в типичных для их возраста условиях развивающей среды.

Например, родителям совершенно очевидно, что развивающая среда для младенца предусматривает чистое безопасное место с редкими подвешенными игрушками (лучше не пестрыми, а каждая отдельного яркого цвета, издающими не очень громкий звук при прикосновении), прогулки на свежем воздухе и не уставшую, любящую маму с грудным молоком, поющую колыбельные. Это очевидно. А что насчет мамы читающей младенцу «Евгения Онегина»? Или папы закаливающего младенца в проруби? Или бабушки разговаривающей с ним на английском? Или дедушки берущего младенца с собой на концерт симфонической музыки? Стимулируют ли они развитие?

Предлагаю поговорить об этом подробно в цикле следующих статей посвященных конкретным возрастным периодам детства.

Конечно, современный родитель может просто подобрать подходящий детский центр для своего ребенка и довериться профессионалам. Наши специалисты, заботясь о развитии ребенка, заботятся в первую очередь о создании условий в развивающей среде детского центра. Малая наполняемость групп дает им возможность оптимально распределять свое внимание. Грамотно подобранные и расположенные в пространстве пособия и игрушки, разнообразные материалы для творчества, безопасно организованные зоны для физической активности, пространство, позволяющее каждому из детей самостоятельно заниматься желаемым, интересным и в то же время иметь возможность для взаимодействия, коммуникации с другими детьми и специалистами центра. И самое важное, с моей точки зрения, это опыт наших специалистов, их любовь и уважение к детям, к их возможностям, интересам и склонностям.

Но каждому родителю хочется создать развивающую среду для малыша дома, в семейном окружении. И я желаю Вам успеха! Буду рада быть полезной читателям Области культуры в ее создании и с удовольствием отвечу на все вопросы.

Психолог детского развивающего центра "Позитив" Калина Виктория Владимировна.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: