ГлавнаяСтатьиПрялка. Ч. 1: Корневуха и поджопница
Опубликовано 23.11.2016 в 08:00, статья, раздел История, рубрика Поиск Беловодья
автор: Илья Мельников
Показов: 586

Прялка. Ч. 1: Корневуха и поджопница

Пустившись на поиск Беловодья, мы уже успели с вами познакомиться с суевериями и обрядами русского народа, побродить по деревне в поисках божьих домиков, свернуть с проселка на древний жальник. И не обратили внимания, как незаметно подошла зима. Предлагаю не топтаться на морозе, но пройти в избу и осмотреть ее темные углы – не найдется ли там предмета, способного найти нам ключ к пониманию традиционной культуры? Что тут у нас оказалось под руками? Жители Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии (ныне – Волховский район Ленобласти) с большой долей вероятности назвали бы этот предмет ёмким словом «поджопница». Она же – прялка.

"Поджопница на паметь..." Прялка из окрестностей Старой Ладоги. Фото 2015 г. из личного архива автора.

Прялка – наиболее знакомый для широких слоев населения предмет народной культуры. Прялки обязательно есть в экспозициях музеев, школьных краеведческих уголках, про них пели песни, сочиняли стихи, монографии, научные статьи и т. д. Поэтому рассказ об этом предмете вряд ли кого сможет удивить.

"Точеные" расписные прялки XIX - нач. ХХ в. из Валдайского района. Фото из архива лаборатории этнологии НовГУ.

Однако не все так просто, как кажется. Прялка за многотысячелетнюю историю своего развития (а появились они, согласно данным археологических исследований, около 6 тысячелетия до нашей эры!) успела превратиться в символ. Простой предмет оброс массой мифов и поверий, занял прочное место в системе народных ритуалов. Но, что самое характерное — он стал восприниматься как универсальный символ места и роли женщины в традиционной культуре. Вот об этом мы с вами и поговорим.

Прялка с гребнем, XIX в., Поволжье. Фото из открытых источников.

Для начала нужно разобраться, что же такое прялка? Это специально изготовленное орудие для производства нитей из шерсти или льна. Оно состояло из донца (нижней горизонтальной лопасти для сидения), вертикальной ножки и лопасти для крепежа кудели. Конструктивных разновидностей прялок было довольно много. Кудель могла крепиться либо на гребень, либо на вертикальную лопасть. Также прялка могла быть составлена из нескольких деталей, либо сделана из цельного куска дерева. Эти интересные цельные прялки назывались «корневухами», так как делались из корня сосны либо березы. Встречаются они значительно реже обычных.

Прялка-корневуха XIX в. из Пестовского района. На ней видны следы многочисленных починок - этой прялкой дорожили... Фото из архива лаборатории этнологии НовГУ.

Наконец, с конца 19 века в русские села и деревни пришло неслыханное новшество — появились так называемые самопряхи, то есть прялка с колесом. Дело в том, что в работе обычной прялки нить наматывалась на вращаемое вручную веретено. При работе с самопряхой нить наматывалась на колесо, приводимое в движение ножной педалью. Это облегчало процесс наматывания и перематывания нитей.

Самопряха, XIX в. Такие самопряхи назывались "русскими". Были еще "чухонские", в которых колесо крепилось на почти горизонтальных стойках.

Прялки с гребнем в основном бытовали в центральной России и Поволжье. В наших местах, наоборот, наиболее распространены прялки с лопастью. При всей схожести конструкции, в каждой местности они имели свои отличительные черты. Например, валдайские прялки имели точеную ножку, а лопасть часто расписывалась по золоту. Прялки более северных регионов, напротив, не имели точеных деталей, лопасть была более массивной. У мезенских и архангельских прялок лопасть была больше ножки и украшалась богатой резьбой и росписью.

Но самое интересное в прялке — не ее конструкция и форма, а та роль, которую она играла в грандиозном спектакле традиционного социума. Уже с раннего детства девочку готовили к прядению. В некоторых регионах маленькие детские прялочки клались разве что не в люльку новорожденной. Когда девочка подрастала, ей давали специальную прялку «облегченной модификации». С прялкой выросшая девушка входила в период замужества, с прялкой же она не расставалась, уже будучи глубокой старухой.

Расписная прялка нач. ХХ в. из Волотовского района. Прялки такого типа были распространены в бывшем Старорусском уезде. Фото из архива лаборатории этнологии НовГУ.

Пожалуй, ни один вид домашних работ так не преследовал человека на протяжении всей его жизни, как прядение. Характерно, что само прядение не было частным делом. Сидеть где-нибудь в своем тихом уголке и прясть по паре катушек в неделю с перерывами на перекур было нельзя. Прядение совершалось коллективно. В осенне-весенний период девушки и женщины собирались на вечера и беседы. Каждая приходила со своей прялкой, которая становилась здесь не только рабочим инструментом и символом женского труда, но уже вовсю вступала в роль атрибута социальной идентификации. Вроде гаджетов у современных школьников. Кто побогаче — мог позволить себе шик в виде самопряхи, «точенки» или «золоченки». Кто победнее — довольствовался просто сколочеными досочками с неким намеком на резьбу.

Резная лопасть прялки XIX в. из Поддорского района. Фото из архива лаборатории этнологии НовГУ.

Такие вечера, особенно в праздничные святочные дни, являлись своеобразной демонстрацией невест. Здесь можно было увидеть не только внешность, но и работоспособность, и социальный статус будущей избранницы. Именно это больше всего ценилось в крестьянской среде.

Верхние лопасти взрослой (слева) и детской (справа) прялок из Пестовского района. Что называется, почувствуйте разницу... Фото из архива лаборатории этнологии НовГУ.

Однако, мы отвлеклись от основной темы. А основная тема крестьянского быта — это усиленный труд до седьмого пота. О том, что же из себя представлял этот труд и что он давал женщине взамен, поговорим в следующем выпуске.

Родные сестры новгородских прялок - кенозерские (слева) и мезенская (справа) прялки, XIX в. Фото из открытых источников.

Продолжение следует...

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: