ГлавнаяСтатьиАренский. Музыкальная гордость Новгородской земли
Опубликовано 14.11.2016 в 13:56, статья, раздел Звук, рубрика Рассказы о музыке и музыкантах
автор: Наталья Серова
Показов: 611

Аренский. Музыкальная гордость Новгородской земли

«Люблю музыку и желаю сделать для неё то, что могу, то, что в моих силах»

А. С. Аренский

155-летию со дня рождения А.С. Аренского посвящается.

В этом году музыкальный мир отмечает 155 лет со дня рождения и 110 лет со дня кончины выдающегося композитора, пианиста, дирижёра, педагога и музыкального общественного деятеля Антония Степановича Аренского. С Новгородской землёй связаны жизнь и творчество многих великих людей, деятелей искусств, среди которых гениальные композиторы: С.В. Рахманинов, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов и А.С. Аренский. Из них лишь Аренский родился в самом Новгороде.

Новгородская областная филармония, носящая им А.С. Аренского, представит новгородцам два концерта-лекции, посвящённых юбилею композитора. 18 ноября прозвучит программа «Великие ученики великих учителей» с участием лауреата международных конкурсов, дипломанта Национальной театральной премии «Золотая маска» Виталия Панфилова (тенор) и преподавателя колледжа искусств им. С.В. Рахманинова Лилии Максимовой (фортепиано). Будут исполнены вокальные произведения и фрагменты из опер Римского-Корсакова, Аренского и Рахманинова. 29 ноября большую концертную программу, включающую в себя вокальные и инструментальные произведения Аренского, мелодекламацию, фрагменты опер «Сон на Волге» и «Наль и Дамаянти», балета «Ночь в Египте» и последнего произведения композитора музыки к спектаклю Шекспира «Буря», представит колледж искусств им. С.В. Рахманинова. В концерте участвуют симфонический, народный и камерный оркестры колледжа, хор, студенты музыкального отделения, хореографической и театральной специализаций. Вход на этот концерт бесплатный. Художественное руководство в подготовке концертов осуществляет преподаватель колледжа искусств, заслуженный работник культуры РФ Идея Гавриловна Демидова. Расскажет о жизни и творчестве Аренского музыковед филармонии, преподаватель колледжа искусств Наталья Владимировна Серова. Приглашаем всех новгородцев прийти на концерты и насладиться музыкой великого земляка А.С Аренского.

Каким же человеком был Аренский, как сложилась его судьба, как развивалось его творчество? Об этом повествует предлагаемая вашему вниманию, уважаемые читатели, статья.

Отец будущего композитора, Степан Матвеевич, был известным в городе врачом, проработавшем в Новгороде более 20 лет, автором книги о домашних и народных лечебных средствах. Ему единственному из врачей города было разрешено работать в 7 местах. Так, но был директором Николаевского детского приюта, читал лекции по медицине в семинарии, инспектировал медицинские службы воинских частей, был почётным членом попечительского совета императрицы Марии Фёдоровны. Степан Матвеевич был человеком искренним, хорошим психологом. Бывали случаи, когда он лечил словом. Иногда его приглашали полицейские следователи для общения с преступниками, и они после разговоров с ним признавались в содеянном и искренне раскаивались. С.М. Аренский на медицинском поприще дослужился от титулярного советника до чина действительного статского советника, который соответствовал званию генерал-майора в армии, и был награждён орденами св. Владимира II степени и св. Анны. Несмотря на занятость, Степан Матвеевич в минуты досуга с удовольствием играл на фисгармонии, скрипке, духовых инструментах и виолончели — его любимом инструменте. 1-я симфония А.С. Аренского посвящена отцу. Мать композитора, Надежда Антиповна, в девичестве Потехина, была прекрасной пианисткой. В силу своей застенчивости она не давала сольных концертов, но принимала участие в музыкальных четвергах и пятницах в Новгороде. Она и стала первой учительницей музыки сына. Предположительно, семья Аренских жила недалеко от нынешнего 1-го роддома. Антоний был третьим из четырёх детей в семье.

Первые композиторские опыты Аренского относятся к 1870 году (Антонию 9 лет). В возрасте 18 лет он поступает в Петербургскую консерваторию, где занимается по классу теории композиции и оркестровки у профессора Н.А. Римского-Корсакова, который отмечал высокую интеллигентность и начитанность, фантастические слух, артистизм и музыкальную одарённость ученика. Через 3 года Антоний Степанович блестяще заканчивает обучение с малой золотой медалью (большую медаль вручали окончившим по двум специальностям: композиторской и исполнительской). Сразу же его приглашают на должность преподавателя музыкально-теоретических дисциплин (гармонии, контрапункта и фуги, формы, теории музыки и музыкальной энциклопедии) в Московскую консерваторию, а ведь ему всего-то 21 год. Через 7 лет Аренский получает звание профессора 2-й степени по специальным дисциплинам и классу свободного сочинения. В консерватории Аренский преподавал 12 лет. Среди его учеников С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, Р.М. Глиэр, Н.К. Метнер, А.Т. Гречанинов, сёстры Евгения и Елена Гнесины, А.Б. Гольденвейзер и многие другие известные музыканты нашей страны. Свой педагогический опыт Аренский передал в теоретических трудах: «1000 задач для практического обучения гармонии», «Краткое руководство к практическому изучению гармонии» и «Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки», которыми по сей день пользуются и преподаватели и студенты музыкальных учебных заведений.

А.С. Аренский с учениками: крайний справа — С.В. Рахманинов

Фантазия на темы Рябинина для фортепиано с оркестром

Преподавание в консерватории Аренский успешно совмещает с руководством концертами Русского хорового общества, создаёт музыкальные произведения разных жанров, среди которых 1-я симфония, концерт для фортепиано с оркестром, 1-я сюита для оркестра, оперы «Рафаэль» и «Сон на Волге», дирижирует симфоническими концертами, выступает с сольными фортепианными программами. Аренский был превосходным пианистом. Его концерты нередко бисировались полностью. Любую из 32-х сонат Бетховена он мог сыграть наизусть с любого места. Однако, большую часть его концертных программ составляли его собственные произведения. Вот что написано в одной из газет того времени:

«Игра Аренского покоряет воодушевлением и уверенностью, мягким певучим туше, законченной, выразительной и изящной фразировкой, столь милыми русской публике сердечностью и прочувствованостью. Его исполнение вполне удовлетворяет с виртуозной стороны, а с музыкальной и говорить нечего». Многочисленные валики фонографа с записями игры Аренского хранятся в Петербургском Пушкинском доме. Они были сделаны в конце 1890 — х годов Юлием Блоком — пионером звукозаписи в России.

Музыку Аренский сочинял легко, не мучаясь над каждой фразой, был прекрасным импровизатором. В августе 1894 года он, вместе со своим другом и коллегой, профессором консерватории Сергеем Ивановичем Танеевым, с которым он проводил в консерватори аккустические опыты, приехал лечиться в Пятигорск (композитор, как и его отец, болел туберкулёзом, от чего и умер). Там Аренский написал 24 кратких темы — каждую на отдельном маленьком листочке бумаги, свернул их в трубочки и положил в вазу, стоящую на столе. Каждый день он доставал наугад одну из бумажек и писал ту пьесу, тема которой была написана. Так возник цикл 24 пьесы опуса 36 для фортепиано.

С. И. Танеев

Пьеса «Лесной ручей» из цикла 24 пьесы опуса 36 для фортепиано

В годы преподавания в Московской консерватории Аренский подружился с Петром Ильичём Чайковским, также, профессором, который был старше его на 21 год. Гениальный автор оперы «Евгений Онегин», 4-й симфонии, балета «Лебединое озеро» и многих других известных в то время в России и за её пределами произведений с интересом следил за развитием композиторского таланта Аренского. Он писал: «Аренский удивительно умён в музыке, как-то всё тонко и верно обдумывает. Это очень интересная музыкальная личность».

Романс на стихотворение Чайковского «Ландыш»

Чайковский подарил Аренскому своё стихотворение «Ландыш» (любимый цветок Петра Ильича), на которое тот написал одноимённый романс, а также, либретто своей первой оперы «Воевода», написанное им по драме А.Н. Островского. Партитура этого произведения была уничтожена автором и восстановлена по сохранившимся фрагментам в ХХ веке.

На фото справа - П.И. Чайковский.

На основе подаренного либретто Аренский написал опреу «Сон на Волге», которая Чайковского привела в восторг. Из письма Петра Ильича директору императорских театров Ивану Александровичу Всеволожскому от 11 января 1891 года:


«Вчера я ездил в Москву специально для того, чтобы услышать «Сон на Волге»Аренского. Хотя я уже был о ней очень хорошего мнения, но то, что я испытал вчера, превзошло далеко все мои ожидания. Некоторые картины, особенно картина сна Воеводы, производят сильнейшее впечатление... Аренский, по-моему, имеет блестящую будущность. В нём есть настоящий композиторский темперамент, настоящая творческая струнка. Многие сцены вызвали у меня на глазах слёзы — верный признак, что «Сон на Волге» написан сильным талантом».

Вариации на тему Чайковского «Был у Христа младенца сад»

После смерти Чайковского в 1893 году, Антоний Степанович сблизился с его братом Модестом Ильичём, основателем музея Чайковского в Клину, автора либретто последней оперы Аренского «Наль и Дамаянти», написанного по мотивам древнеиндийского эпоса «Махабхарата». М.И. Чайковский пережил Аренского на 10 лет и написал о нём воспоминания, а также, сохранил его архив, переданный в музей в Клину вдовой композитора.

В годы работы в Московской консерватории радость Аренскому дарит и семейная жизнь. Он женится на студентке консерватории по классу пения Елизавете Владимировне Лачиновой. Вскоре рождаются сын Павел и дочь Надежда. Сын был назван в честь брата жены, известного адвоката, который поддерживал семью Аренских материально когда композитору было необходимо дорогостоящее лечение за рубежом. Павел получил прекрасное образование, был востоковедом, переводчиком с арабского и других языков, писателем и драматургом. Погиб в сталинских лагерях.

После переезда Аренского с семьёй в Петербург в 1895 году, Антоний Степанович принимает на себя обязанности управляющего Придворной певческой капеллой, став своеобразным музыкальным камертоном царского двора, выполняет обязанности чиновника по особым поручениям Министерства двора, входит в состав дирекции Петербургского отделения Русского музыкального общества.

Музыка композитора восхищает слушателей и исполнителей. Л.Н. Толстой говорит: «Он один из самых лучших композиторов. Я думаю, что слава его будет расти». Из «Русской музыкальной газеты»: «Аренский - художник чувствующий и обдумывающий, возвышающийся весьма часто до истинной поэтичности и обладающий тонким и очень изящным вкусом и большим чутьём меры. Полное владение современного искусства понимается здесь само собой». Аренский был в центре культурной жизни России. Его музыка к поэме А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» исполнялась в дни празднования 100-летия со дня рождения поэта, опера «Рафаэль» была заказана композитору к юбилею Рафаэля и была исполнена на 1-м съезде Российских художников. Из дневника С.И. Танеева от 21 апреля 1895 года: «Музыка «Рафаэля» идеальна. Написал Антоше письмо, благодаря его за счастливые минуты, которые пережил слушая «Рафаэля». Балет «Ночь в Египте», написанный в 1900 году, стал украшением Русских сезонов в Париже. Однако, это произошло через 2 года после смерти композитора, в 1908 году. Постановку осуществил знаменитый танцор труппы С.П. Дягилева Михаил Фокин, который с этого момента станет знаменитым балетмейстером, реформатором классического балета.

В своём творчестве Аренский возрождает забытую в России, но популярную в Европе, традицию ансамблевого музицирования. Он создаёт вокальные дуэты и квартеты, пьесы для двух фортепиано и для одного фортепиано в 4 руки.

Вокальные произведения Аренского поёт гений русской оперной сцены Ф.И. Шаляпин. Великая русская драматическая актриса Вера Фёдоровна Комиссаржевская исполняет 3 мелодекламации с музыкой Аренского в сопровождении оркестра, (позже в переложении для фортепиано) на стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы», «Лазурное царство» и «Нимфы». Мелодекламация был модным в то время жанром чтения под музыку, возникшем в Европе в середине XVIII века и возрождённым в России Аренским.

В 1901 году Аренский выходит в отставку (ему 40 лет) и получает государственную пенсию в 5 000 рублей в год. Не обременённый службой, он гастролирует по городам России со струнным квартетом как пианист, создаёт множество произведений в разных жанрах, среди которых и последнее — музыка к драме Шекспира «Буря» для солистов, хора и оркестра.

Неизлечимая болезнь привела к смерти А.С. Аренского 12 февраля 1906 года в туберкулёзном санатории в городке Питка-Ярви в Финляндии. Похоронили его в Некрополе мастеров искусств (бывшее Тихвинское кладбище) в Александро-Невской лавре в Петербурге.

А.С. Аренский был обладателем Глинкинской премии, был награждён званием кавалера ордена св. Анны (в годы преподавания в консерватории), орденом св. Станислава 2-й степени (в 1896 году в Петербурге — Аренскому 35 лет!), серебряной медалью для ношения на груди на Андреевской ленте в память о короновании Николая II и его супруги (Аренский был командирован в Москву для подготовки к музыкальному оформлению церемонии коронования и празднования её). Князь Болгарский Фердинанд I наградил Антония Степановича орденом св. Александра 3 степени.

Однако, находились и завистники, считающие музыку Аренского отвратительной и даже пошлой. И это при том, что музыка Антония Степановича искренняя, лирическая, несущая в себе высокий гуманизм и любовь к жизни, людям, природе! Н.А. Римский-Корсаков в своей книге «Летопись моей музыкальной жизни» написал об Аренском как об азартном игроке и любителе кутежей и что «забыт он будет скоро». При всём почтении к Николаю Андреевичу невозможно согласиться с этим. Да, Аренский любил с друзьями ездить к «Яру», где его с порога встречал оркестр, исполняющий фрагменты из его сочинений, где он со вкусом истинного гурмана выбирал угощения для друзей и умел радоваться и азартной карточной игре и шуткам. Тем не менее, как вспоминал двоюродный брат Рахманинова, преподаватель Московской консерватории Александр Ильич Зилоти, во время слушания анекдотов в мужской компании «Аренский оставался неизменно сдержанным, изящным, и чем двуслысленнее становились рассказы, тем больше хмурился и замолкал». Однако Аренский был великим тружеником и великим композитором! Справедливости ради, напомню о том, что Римский- Корсаков и о гениальнейшей 6-й симфонии П.И. Чайковского написал, что «эта симфония ничем особым не отличается» и что «музыка Чайковского свидетельствует об отвратительном вкусе» (!!) Музыку Аренского действительно забыли после 1917 года, когда произошла переоценка духовных ценностей, и чистая музыка оказалась непонятой и ненужной.

Но прошло время, которое имеет свойство всё расставлять по своим местам. Музыка А.С. Аренского интересна, понятна и любима во всём мире! Новгородские музыканты, музыкальные краеведы супруги Демидовы, автор статьи, многие годы ведут серьёзную работу по изучению и популяризации музыки Аренского. Имя композитора носит Новгородская детская музыкальная школа и областная филармония. И особенно важно и ценно то, что музыку А.С. Аренского слушают и исполняют дети и юношество, а значит, их сердца и души станут открыты добру, искренности и красоте.

Наталья Серова — музыковед филармонии им. А.С. Аренского,

преподаватель колледжа искусств им. С.В. Рахманинова.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: