ГлавнаяСтатьиКрасота и женское имя
Опубликовано 14.11.2016 в 12:03, статья, раздел Слово, рубрика Город имён
автор: Татьяна Шмелёва
Показов: 379

Красота и женское имя

Рассмотрев термины заведений красоты — и привычное парикмахерская, и возвратившееся в городской обиход цирюльня, и салоны, студии красоты, — мы собирались подумать об их именах собственных. Словарь таких имен составляют почти две сотни существительных, и сразу же бросается в глаза, что среди них множество женских имён. Как связана красота и женские имена?

Почти каждое седьмое заведение красоты в нашем городе носит женское имя — от АНАСТАСИИ до ЮЛИИ, если расположить их по алфавиту.

Среди этих имен и наши привычные ЕЛЕНА, ЕЛИЗАВЕТА, ЛИДИЯ, НИНА, и заграничные АНЖЕЛИКА, ГЛОРИЯ, ЛЕОНА, КАТРИН, НАТАЛИ, НЕЛЛИ, ФРИДА. Некоторые встречаются в двух вариантах — по-нащему И по-заграничному, например, МАРИЯ и ЛЭДИ МЭРИ, ЕЛЕНА и ЭЛЕН, МАРГАРИТА и МАРГО.

Заграничность имени подчеркивается тем, что оно пишется якобы на языке оргинала: MERLIN

На самом деле это имя пишется по-английски Mаrilyn (так оно и выглядит на вывеске в Липецке, Артёме). Так что наша вывеска — скорее транскрипция, как можно убедиться в интернете, распространенная по всей стране. Впрочем, как всегда, тут нет единства. Так, в Горно-Алтайске, Ростове-на-Дону, Уфе, Казани, Пскове — это же имя пишется хотя и по-русски, но ближе к оригиналу.

Интересно, что наши родные имена появляются на вывесках заведений красоты и в официальных формах, как ЕЛИЗАВЕТА, ЛИДИЯ, и в домашних, ласковых — ОЛЕНЬКА, АНЮТА.

Часть имён не просто вызывает в памяти знакомых женщин с таким именем, а отсылает нас к мифологии, фольклору и литературе: АФРОДИТА, ЗЛАТОВЛАСКА, АНЖЕЛИКА, АЭЛИТА, ЖИЗЕЛЬ, КАРМЕН

Среди них приятно видеть такие имена, которые напоминают о старине: ЛАДА, ВЛАДА, ЛУЧАНА. Последнее имя, как кажется, — это реконструкция женского имени из названия улицы Новолучанской, на которой находится заведение красоты, носящее его. Было ли такое имя у новгородок?

Итак, выявляется весьма разнообразный словарь женских имен на вывесках заведений красоты. И теперь можно поставить вопросы. Как они туда попадают? Зачем? Что в это вкладывают имядатели? Что из них вычитывает читатель-горожанин?

В поисках ответов на эти вопросы нужно отдавать себе отчет в том, что замысел имядателя и эффект, который складывается для горожанина, могут не совпадать. Вообще говоря, выяснять, почему и зачем владелец заведения вынес на вывескуто или иное имя, — интересно, но не дело лингвиста. Это можно выяснить, придя в заведения и задав вопрос «Почему вы так называетесь?». Может быть, вам расскажут интересную историю, а может быть, просто пожмут плечами. Но самое интересно, что многочисленным читателям вывески (вольным или невольным — проходящим мимо) дела нет до замысла автора — они ее прочитывают в силу своего читательского и культурного опыта, фантазии и смекалки.

Что же может вычитать горожанин-читатель из вывесок с женскими именами? Прежде всего то, что женщины — первые претенденты на получение услуг этих заведений, заведения приглашают прежде всего женщин и ориентированы на них. Это общий смысл женского имени на вывеске салона красоты или парикмахерской.

А вот выбор имени дает новые поводы для раздумий и прочтений. Если имя «нашенское» — значит, в парикмахерской простые, непритязательные люди, а если что-то заграничное — тут и претензии на другие идеалы красоты. Кстати, если «нашенское» имя — в домашей форме (АНЮТА, ОЛЕЧКА), то у нас настрой на почти домащнюю, сердечную обстановку.

Об идеалах. Понятно же, что имя АФРОДИТА ассоциируется с классической красотой, а ЛЭДИ МЭРИ, МЭРИЛИН, МАРГО — на современные западные образцы, впрочем, уже классические, не авангардные. Сомневаюсь, что в ЛУЧАНЕ, ЛАДА, ВЛАДЕ делают только русские прически с кокошником, но их любовь к старине вывеска выявляет.

Говорят такие вывески и о культурных предпочтениях, круге чтения или фильмосмотрения имядателей.

АФРОДИТА намекает на любовь к античной мифологии, а АНЖЕЛИКА — о знаменитой серии романов Анн и Сержа Голон и фильмов про Анжелику — маркизу ангелов, короля и придворные интриги.

Вынося на вывеску имя ЗЛАТОВЛАСКА, нельзя не проговориться о любви к чешской народной сказке или поставленному по ней мульфильму, который был популярен в 1970-е годы.

АЭЛИТА напоминает нам о фантастическом романе Алексея Толстого и его главной героине марсианке Аэлите.

Имя ЖИЗЕЛЬ у нас ассоциируется с балетом французского композитора Адольфа Адана, основанном на истории, рассказанной Генрихом Гейне. Премьера этого «фантастического балета» состоялась в Париже в 1841 году.

Имя КАРМЕН отсылает нас опере Жоржа Бизе и к новелле Проспера Мериме, которая послужила литературной основой оперы, премьера которой состоялась в Париже в 1875 году. А позже хореограф Альберто Алонсо поставил балет; в его оранжировке Родиона Щедрина блистала Майя Плисецкая.

Как мы видим, вырисовывается целая коллекция книг, фильмов, опер и балетов, о которых напомианют нам имена парикмахерских. Понятно, почему эти произведения оказались вовлеченными в именование заведений красоты: их героини — символы неземной, фантастической красоты. Это понятно и тем, кто не читал «Аэлиту» А. Толстого, и тем, кто не слушал оперу Бизе...

Итак, заведения красоты берут имена, которые символизируют красоту. А все женские имена, тем более имена героинь произведений искусства содержат в себе этот смысл — красоты. Никто не понимает эти названия буквально, типа «Приходи — и станешь, как Афродите, Аэлита, Анжелика, Жизель...», но приятно, что этот символ красоты присутствует в заведении. Это повышает его привлекательность.

Конечно, женские имена — не единственное средство привлекательности для заведений красоты. О других поговорим в следующем выпуске.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: