ГлавнаяСтатьиСопка с могилой улана у деревни Кирилловка
Опубликовано 14.11.2016 в 08:09, статья, раздел Наследие, рубрика Полевой дневник археолога
автор: Павел Колосницын
Показов: 974

Сопка с могилой улана у деревни Кирилловка

Выпавший и не думающий таять снег означает конец полевого археологического сезона. Однако он не помешал посетить ещё один очень интересный археологический памятник.

На этот раз по свежему снегу мы решили посмотреть сопку у деревни Кирилловка Новгородского района, которую я до этого ни разу не видел. Она стоит на охране, как выявленный памятник культурного наследия, но сведений о ней очень мало. Нет ни планов, ни фотографий, ни сколь-нибудь подробного описания. Только привязка на местности.

Находится сопка на восточной окраине деревни, в поле на левом берегу ручья, впадающего в Волхов.

Нашли мы её довольно легко. Небольшой холмик посреди поля был хорошо виден на спутниковом снимке и издалека выделялся в поле.

Подойдя поближе к заснеженной насыпи, мы убедились, что это действительно сопка. Однако сохранилась она не очень хорошо. Диаметр насыпи примерно метров десять, а высота всего полтора. В центре большая заплывшая яма. Скорее всего, это следы старых грабительских раскопок или огневой точки времён Великой Отечественной войны. Они часто встречаются на сопках и курганах. В общем, типичная новгородская сопка эпохи раннего средневековья.

Однако на вершине сопки нас ждал сюрприз – здесь обнаружилось основание надгробия с надписями.

На одной стороне высечено:

Лейб-гвардейского

ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСО

ЧЕСТВА ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ

МИХАИЛА ПАВЛОВИЧА

Полка

Полковнику Самуилу

Улану. Его товарищами.

На оборотной стороне сведения о годах жизни:

Родился апреля 12

1901 года

Служил в сем полку

С 4 Марта

1819 года

По день смерти Марта 11 дня

1841 года

Надгробие довольно загадочное. Почему могила полковника находится на сопке, а не на кладбище?

Этому есть обьяснение. Дело в том, что крестьяне в XIX веке знали, что сопки представляют собой древние могилы. Кто в них похоронен и когда они насыпаны — они не знали. Но о «древних могилах» помнили и берегли, хотя больше никого там не хоронили. Но были и исключения. Иногда случалось так, что покойника (например, самоубийцу или иноверца) нельзя было похоронить на церковном кладбище. Тогда вспоминали о сопках — "там же кто-то похоронен, вот там его и погребём". Вероятно, именно так могила оказалась на сопке.

Но всё же почему полковник Улан был похоронен здесь? Был ли он самоубийцей или ответ кроется в отсутствии отчества и странной фамилии?

К счастью, оказалось, что не мы первые интересуемся его судьбой. Поискав в сети, сразу вышли на статью «История Муравьёвских казарм» на сайте «Регионавтика». Из неё узнали, что полковник Самуил Улан служил в полку, расквартированном в находившихся неподалёку Муравьёвских казармах. А самое интересное, что он происходил из литовских татар и был мусульманином.

Осмотрев камень ещё раз, мы нашли на одной из граней надпись арабской вязью, подтверждающую эту версию.

Это всё объясняет. После смерти полковника нельзя было хоронить на православном кладбище и для могилы выбрали сопку неподалёку от казарм. Это же и объясняет отсутствие отчества на камне и необычную фамилию, которую он, вероятно, получил при поступлении на службу.

Сведений о биографии Улана в статье немного, к сухим данным с могильного камня можно добавить только, что 4 мая 1821 г. он был произведён в корнеты, а в 1831, уже будучи поручиком, отличился в ходе подавления Польского восстания 1830-1831:

«23 мая, встретив у местечка Бейсаголы эскадрон польских улан, он во главе сотни казаков «с лихостью тотчас же атаковал его и врубился в строй противника, шедшего навстречу. Мятежники рассеялись, оставив на месте убитыми одного офицера и 37 нижних чинов».

Cудя по сведениям, содержащимся в «Истории полка…» опубликованной в 1876 г. , Самуил Улан был довольно лихим кавалеристом. Только за кампанию 1831 г. получил две награды – орден святой Анны 3-й степени с бантом и орден Станислава 4-й степени. Да и для того, чтобы пройти за 22 года в Российской империи карьерный путь от портупей-юнкера до полковника, будучи мусульманином, надо было обладать несомненными талантами. Кроме того, судя по памятнику, Улан пользовался уважением однополчан, подыскавшим ему место для могилы и поставившим монумент.

Такой вот интересный памятник с тройной историей, совсем недалеко от Новгорода. Здесь и средневековая сопка, и отражение этнографических традиций и военная история XIX века.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: