ГлавнаяСтатьиГолос из зала: "Чик. Гудбай, Берлин!" — недидактично о воспитании настоящего друга и человека
Опубликовано 2.11.2016 в 13:57, статья, раздел Город и мы
автор: Григорий Князев
Показов: 957

Голос из зала: "Чик. Гудбай, Берлин!" — недидактично о воспитании настоящего друга и человека

Впервые за долгое время я побывал в театре — спектакль «Чик. Гудбай, Берлин!» на сцене театра «Малый». Зал был полон как зрителями моего возраста и старше, так и школьниками...

Постановка режиссера Надежды Алексеевой создана по мотивам современного немецкого бестселлера-книги Вольфганга Херрндорфа — пересказанная от первого лица и тем самым ожившая история того, как два восьмиклассника-«неудачника» провели летние каникулы в путешествии от скуки на угнанном автомобиле. Это история о том, какие испытания и размышления, приключения и происшествия случились с ними в пути. Наконец, это история о дружбе на почве неудач в общении, о том, что значит друг и — шире — человек для человека, а также о том, на что мы способны ради своих новых друзей и людей, вне зависимости от того, какой у них back-ground.

И хотя герои в исполнении актеров Петра Лойко (Майк) и Алексея Коршунова (Чик) иногда ведут себя инфантильно и даже девиантно, спектакль не дидактичен (если только не считать сцены суда над детьми, который показан комично). В спектакле есть и лирика, и философия: при всем жизненном юморе, пронизывающем действие, здесь есть и сильные символические, притчевые сцены. Испытывая целую гамму чувств — от смеха до плача — на протяжении всего спектакля, я ловил и реакцию зала и чувствовал, как зал то хохочет, то рыдает, то кто-то, сидящий рядом со мной, даже удивленно или возмущенно высказывается вслух по ходу действия.

Спектакль своего рода хороший эксперимент — и с точки зрения выбора пьесы, и с точки зрения подачи материала о подростках — для подростков (достаточно вспомнить «Недоросль», с которым мало кто из читающих в школе эту пьесу хочет себя проассоциировать). А здесь воспитание человека происходит не так прямо, не через осуждение, как в той же комедии «Недоросль» (благо и эпоха другая, и люди, наверное, стали в целом более толерантными). Спектакль современен даже технологически: сцена оснащена большим экраном, на котором вместо тяжеловесных мертвенных декораций транслировались интересные фоновые решения, что придавало и без того эмоционально напряженному действию еще большую интерактивность и динамику. А также актриса Марина Вихрова управляла диджейской установкой, создавая громкую экспрессивную электронную музыку и тем самым дополнительно воздействуя на зрителей. Так, эта живая музыка чередовалась и с монологами главного героя Майка, и оживляла в его памяти других персонажей, в то время как декорации подкреплялись богатым видеорядом со спецэффектами словно в кино.

Мне, так долго относившемуся к театру со скептическим чувством (внушенным мне когда-то спектаклями по школьной программе) в этот раз, среди школьников, очевидно пришедших на этот спектакль по собственному желанию, было и над чем незлобно посмеяться, и над чем задуматься. Вышел я из театра в ледяную атмосферу конца октября с прилившим к сердцу теплом: «Браво!».

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: