ГлавнаяСтатьиВ мастерской скульптора
Опубликовано 30.10.2016 в 12:15, статья, раздел Арт, рубрика Дневник художника
автор: Светлана Акифьева
Показов: 608

В мастерской скульптора

Мастерская скульптора. Каждая мастерская — это автопортрет художника, попадаешь внутрь пространства и начинаешь острее чувствовать особенности темы и языка художника. В мастерской Бориса Михайловича Сергеева скульптуры смотрят на гостей с многочисленных полок, выглядывают меж шкафов, сопровождают вас по лестницам. Кажется, что именно они здесь хозяева.

Оглянувшись вокруг, быстро выделяешь излюбленный материал скульптора – дерево.

Среди различных скульптурных материалов дерево, с одной стороны, воспринимается, как древний и традиционный для России. Но деревянные фигуры Сергеева выглядят очень современно. В чём же дело? В работе с деревом Б. Сергеев предпочитает применять сберегающий эффект текстуры материала. В «лепке» формы, в передаче движения, жеста, фактуры одежды участвуют рисунок древесных волокон, цвет и даже причудливые конфигурации сучков. Такой способ обработки применялся народными мастерами «сергиевской маховой резьбы», мастеров таких остались единицы и работают они, как правило, в малой форме. Б.М. Само название «маховая резьба» произошло от характера действия - резать с маху, без предварительного эскиза, вырезая маленькие «игрушечные фигурки»: барынь и , офицеров, монахов и даже Самого Преподобного Сергия. Народные мастера для создания такого типа скульптур использовали особый инструмент, получивший два специальных названия: «богородский нож» - «татьянка».

Б.М Сергеев создаёт скульптуры от 40 см до 2 метров. В работе использует разнообразные инструменты, порой главным становятся топор, детали дорабатываются с помощью стамески.

Сюжеты его произведений многообразны. Это портреты поэтов, музыкантов и философов разных времён и стран, мифологические и исторические композиции. В последние десятилетия излюбленной темой вдохновенного труда стали православные святые. Эта тематика скульптурных образов, также, как и способы работы с материалом, перекликаются с традиционной «сергиевской резьбой». Собственно, история этой резьбы идёт от Преподобного Сергия Радонежского, местные предания говорят, что впервые именно Преподобный стал вырезать игрушки для детей, приходящих с родителями на богомолье. Внимательно изучая скульптуры понимаешь, что совсем не случайно и профессиональный «учёный» скульптор использует для создания фигур, посвящённых отшельникам этот народный метод - «простота приёма» создания как нельзя лучше раскрывает суть образах святых. В образах святых художник воплощает идею о высоком предназначении человека, о служении людям, подвижническом бескорыстном труде.

Несколько месяцев в нашем музее мы представляли целый скульптурный ансамбль Б.М. Сергеева «Похвала Сергию», состоявший из 38 фигур, центром экспозиции был потрясающий диптих «Сослужение с ангелом», соединивший фигуры молящегося Преподобного Сергия Радонежского подле сияющего ангела». Когда в галерее звучала молитва в исполнении хора Волаамского монастыря, казалось, что пространство наполняется лучезарным светом и теплом, исходящим от этих фигур.

Несмотря на вполне читаемые корни традиции, в скульптуре Б. Сергеева они воспринимаются совершенно современными. Думаю, что это качество обусловлено методом мастера, который строится на свободном владении различными средствами и смелом, а порой неожиданном использовании и синтезе приёмов. Характерной чертой стиля Б.М. Сергеева является сочетание различных видов скульптуры в одной. Например, голова деревянной фигуры может быть решена по законам круглой скульптуры, руки - в виде барельефа, складки одежды – контррельеф. Иногда, глядя на деревянные скульптуры, кажется, что художник намеренно ищет способ минимизировать своё вмешательство в природный материал. Используя как основу скульптурного объёма полукруглую плашку или трёхгранную чурочку (также излюбленный приём «сергиевской традиции»). Время от времени скульптор вводит графическую линию или фрагменты позолоты. В некоторых скульптурах использует цвет. Цвет, как и фактура имеет огромное значение в создании выразительного образа современной скульптуры. С начала XX века художники ведут поиски выразительности, которые дают сочетания различных материалов. Используя в скульптуре - эмали, поливы, травления, различные способы покраски, а также включая в качестве акцентов другие материалы, соединяя камень и дерево, стекло, металл, текстиль. Борис Михайлович остаётся в этих сочетаниях верен аскетическим принципам – покраска фигур крайне лаконична и избирательна, порой она создаёт эффект старины, или драгоценной полировки.

Источник такой свободы и вариативности мастерства в знаниях и обширной практике. За годы своей работы Б.М. Сергеев участвовал в реставрации, восстановлении и реконструкции интерьеров и экстерьеров, выполнял заказы от камерных до монументальных, реализовал множество замыслов в различных материалах. Каждый скульптурный материал: глина, гипс, воск, бронза, гранит мрамор имеет своё сопротивление, свою пластику и логику, технологические собенности которые помогают скульптору воплотить свои идеи в пластические образы…

P.S. С 23 октября 2016 года скульптура Б.М. Сергеева будет экспонироваться в «Мастерской-музее реалистической живописи Александра Варенцова». Вы увидите две работы мастера, выполненные в бронзе и дереве. Эти экспонаты дополнят выставку действу «Сеанс портрета».

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: