ГлавнаяСтатьиНой Баумбах
Опубликовано 31.10.2016 в 09:15, статья, раздел Кино, рубрика Слепая зона
автор: Эдуард Крейн
Показов: 342

Ной Баумбах

Ной Баумбах массовому хипстеру известен как сценарист двух фильмов этого вашего Уэса Андерсона.

Для других – он всего лишь безликая строчка в титрах фильмов с этой вашей Гретой Гервиг. Но такое пренебрежение непростительно, потому что сегодня это один из самых интересных независимых режиссёров.

Его жанр – трагикомедия, его персонажи занимательно несовершенны. Они сомневаются, ошибаются и делают неправильные выводы. Им тяжело не просто найти своё место в мире – но даже хоть как-то в него вписаться, ведь они думают только о себе, копят обиды и шлепаются на лопатки перед своими комплексами. Основной конфликт разворачивается внутри героев, потому как отношения снаружи уже давно напоминают выжженную землю. Они могут долго мучиться, но так ничего и не понять – а у зрителя сердце сжимается от этого пограничного озарения. Это как замедленный повтор подачи – был аут или не было – смотришь не отрываясь, всеми ментальными силами подталкивая мяч.

Пока мы молоды (2014)

Я бы разделил фильмы режиссёра на три условных периода:

1. Скучный период

Его ранние работы – пастиш на Уита Стиллмана с философствующими богатенькими бездельниками и непременным «пудом любви». Первые фильмы режиссёра – «Забыть и вспомнить» и «Мистер Ревность» – вызывают хроническую зевоту. У меня растяжки теперь на губах из-за этих фильмов. Я не думал, что рот у человека такой эластичный.

Третий фильм, «Хайбол», уже неплох, но не более. Какое-то «студенческое» упражнение в режиссуре с чеховскими ружъями, находчивым обыгрыванием названия и ситкомовскими встречами персонажей, все действия которых определяются одной характерной чертой. Но всё это довольно трудно разглядеть, потому что свет поставлен очень погано.

2. Сардонический период

В 2004 при участии вашего всего Уэса Андерсена выходит «Кальмар и кит», и с этого фильма начинается качественно новый период творчества г-на Баумбаха. Он нащупал свежую жилу и сумел её разработать необычайно глубоко и занимательно. На сцене появились те самые несовершенные люди, эмоциональные инвалиды, которые конечно сами виноваты, но в которых так легко порой узнать себя.

Баубмах среднего периода рисует потрясающие психологические портреты, а ситуации, в которые попадают люди, – эмоционально беспощадны. По сравнению с будущими работами, здесь почти нет ни морали, ни какого-то разрешения конфликтов. Фильмы напоминают набор сардонических зарисовок из жизни ущербных людей. И смотрится это не так тяжело, как можно было бы ожидать.

«Кальмар и кит» рассказывает о братьях, болезненно переживающих развод родителей. Горьковатый тон повествования мастерски сочетается с тонким юмором и остроумными диалогами. Растерянные мальчики, разрываясь между родителями, делают глупые выводы и некрасивые поступки. Старший – находится под влиянием отца, писателя-неудачника, и в разводе винит только мать. Младший – подсознательно не принимает интеллектуальной желчи папы, и чувствует сердцем, что жертва здесь мама.

Отталкивающий персонаж Джеффа Дэниэлса ощущается в каждой сцене фильма: в книгах, которые читает старший сын и в выводах, которые он делает; в нецензурной брани младшего сына, в слезах своей жены. Мучительное состояние детей в щупальцах его авторитета усугубляется естественной наивностью и подростковым эгоцентризмом. «Кальмар и кит» рисует картину щемящую и неуютную, как сама пора взросления, при этом делает это с долей иронии и необычной наблюдательностью в вопросах человеческих конфликтов.

«Марго на свадьбе» показывает неблагополучную семью во всех оттенках недопонимания. Речь идёт не об алкоголиках и проститутках, но есть миллион других способов, как может сломаться семья. Персонажи осуждают всех вокруг, припоминая детские обиды, винят родителей, винят друг друга. Актёрский ансамбль (Кидман, Блэк, Ли) играет что-то дисгармоничное и пронзающее, при этом не оставляя ощущения какофонии характеров, как бывает в подобных фильмах. Это, пожалуй, самый жёсткий фильм режиссёра.

Хотя «Гринберг» – следующая работа Ноя – по жёсткости и может потягаться с «Марго на свадьбе», но юмора в ней гораздо больше, поэтому общее впечатление несколько позитивнее. «Гринберг» подробно исследует характер одного неудачника. Поразительно, как персонаж может быть таким мелочным и злобным, но не казаться при этом карикатурой. Гринберг и живой, и комичный, и трагичный одновременно. Сюжета в фильме мало, но сколько всего в нём происходит...

Постепенно, как снимок с полароида, проявляется портрет несчастного человека. Между сценками из жизни, в которых он пинает пикап на светофоре и пишет жалобы в авиакомпании, происходят диалоги со старыми и новыми знакомыми, из которых потихоньку становится понятно, как Гринберг стал тем, кем стал. Вот только как не стать Гринбергом вам никто не расскажет. Я для начала перестал писать жалобы на имейлы с продуктовых коробок. Пока полёт нормальный, лучше про кино писать.

3. Человечный период

После «Гринберга» Ной Баумбах немного оттаял. То ли прислушался к критике, то ли разобрался наконец со своими демонами. Его фильмы стали более тёплыми и идейными. Нормальных людей среди персонажей по-прежнему нет, но преображение в их сознании теперь очень заметно, а концовки фильмов подозрительно напоминают хэппи-энды, в которых тараканы в головах целуются взасос на фоне багряного заката. Три следующих фильма примерно на одну и ту же тему: о том, как бывает трудно повзрослеть тем, кому уже давно пора бы это сделать.

«Милая Фрэнсис» мотается по съёмным квартирам в Нью Йорке, преследуя порядком угасающую мечту танцевать на сцене. Это не американский «Карнавал» по части разрушения иллюзий и уроков жизни, это просто фильм о поколении взрослых детей, об ангсте нового времени, о чувстве перманентной потерянности на пути к мечте, которая может никогда не сбыться. Но идти всё равно больше некуда. И, как всегда у Баумбаха, очень метко подмечены нюансы отношений, например привязанность к подруге, которая сучка ещё та, но всё-таки подруга.

В фильме «Пока мы молоды» буксующий долгие годы документалист, впечатлённый энергичностью молодого коллеги, пытается реанимировать своё стагнирующее творчество, в то время как его лучшие друзья заводят ребёнка. Кино рассказывает об отношениях поколений, о ловушках перфекционизма, комментирует взаимопроникновение технологии и культуры, затрагивает темы отцовства, и одновременно рассказывает неплохую историю с очень сильной эмоциональной развязкой и красивой концовкой.

В «Госпоже Америке» вовсю сияет Грета Гервиг. Её грациозная неловкость и естественная красота почти перетягивают на себя одеяло. Но у фильма полно других достоинств. Здесь заплетается необычайно забавный клубок персонажей. Постепенно накапливаясь на экране, они создают эффект юмористической лавины, не давая вздохнуть от бесконечных перекрёстных панч-лайнов. Никогда не знаешь, когда свалится шутка, ненавязчиво подброшенная ранее по ходу фильма.

Но покоряет здесь не только юмор, а ещё умение режиссёра показать одну и ту же ситуацию с разных сторон. Как ощутимо отличается поведение героини перед своей юной протеже и перед состоявшимися в жизни знакомыми, как разнятся взгляды на позабытый конфликт у разных его участников, насколько стремительно меняется взгляд на собственное творчество после внезапной и нелицеприятной критики. «Госпожа Америка» – фильм энергичный, умный и проницательный, а особенным его делает Грета Гервиг и много-много иронии.

Фильмы Ноя Баумбаха (начиная с четвёртого) могут быть карикатурой, предостережением, уроком или анекдотом, но скучно с ними точно не будет. Курьёзные трудности дефектных личностей и перманентная трагедия самого их существования оказываются очень благодатным сюжетным материалом, особенно в руках умного и наблюдательно режиссёра.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: