ГлавнаяСтатьиОтчество на вывеске
Опубликовано 23.10.2016 в 08:15, статья, раздел Город и мы, рубрика Город имён
автор: Татьяна Шмелёва
Показов: 591

Отчество на вывеске

Когда я увидела, что магазин опустел, решила срочно сделать фотографию и рассказать в рубрике об этом удивительном феномене — отчество на вывеске.

Вы знаете, что отчество есть только у нас? Европейцы не могут понять смысл этого слова и, когда им разъясняют, поражаются: зачем, называя человека, каждый раз упоминать его отца? А такая — отвечаем — у нас культурная традиция. Мы вот удивляемя, зачем одному человеку давать кучу имен — такая ваша традиция. Ганс Христиан Андерсен, например. И это еще ничего. Вот Пикассо — он не только Пабло, что мы все знаем, но еще и Диего Хозе Франциско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Криспин Криспиньяно де ла Сантисима Тринидад Руис. И ничего. Наше отчество по равнению с этим — сама лаконичность.

Нам кажется, отчество — это естественная часть обозначения человека — по имени его отца — Петрович, Николаевич, Ивановна, Михайловна... Русский язык выработал особые суффиксы отчеств — -ич, -ович, -овна... Кстати сказать, они присоединялись не только к собственным именам: княжич, попович, поповна, царевич, царевна — хорошо известные нам слова, и мы понимаем, что они называют сына или дочь того, кто назван корнем — князя, попа или царя. В древней Руси звучали и коллективные отчества, означавшие всех потомков лица, названного корнем — Рюриковичи, Ярославичи. Но позднее отчество стало обязательной паспортной формой именования лиц.

Несмотря на их официальность, отчества широко используются в бытовой речи. Петрович — так могут называть человека близкие друзья. Интересно, что у отчеств есть особые произносительные формы в неофициальной речи: Митрич, Михална, Саныч... Такое произношение — знак неофициальности, даже некоторой фамильярности, в официальной ситуации так никогда не скажешь.

Итак, отчество «привязано» к человеку — официально или неофициально, и представить его на городской вывеске трудно. Но так было в прошлом, хотя и не далеком. А сейчас — пожалуйста.

В нашем городе можно увидеть, по крайней мере, три отчества, служащих именами собтвенными торговых заведений.

«Петрович» — питерская сеть магазинов строительных материалов. Это имя красуется на автобусах — во всю их длину, на биллбордах с лихим текстом «Петрович жжот». И у нас уже есть образ этого Петровича, готового привезти нам «всё для дома». Почему такое имя взяла фирма, я не знаю. Но знаю, что эффект такого именования — призыв к простым, неофициальным отношениям, демонстрация дружелюбия и крутости.

Второе отчество на вывеске «У Палыча» — это известная торговая марка. У нас это кондитерская и продуктовый магазин. Его написание намекает на неофициальное произношение и такие же отношения с клиентом. Отметим и другую форму — как бы говорящую, у кого можно заполучить что-то вкусное — у Палыча.

Наконец, третья вывеска мебельного магазина «Алла Дивановна». Она-то и подвигла меня написать про это. Чем это отчество отличается от первых двух? Оно искусственное, образованное не от имени, а от названия товаров, которыми тут торгуют. И это фирма — новгородская. Так что — ей приз за креативность.

Говоря о трех отчествах на городских вывесках, делаем вывод, что туда могут попасть и реальные отчества и придуманные как рекламный ход. А в других городах? В Петербурге находим кафе «У Филиппыча» и «УМихалыча». То же, что «У Палыча». А вот пополняют нашу коллекцию отчеств на вывеске литературные отчества: «Старик Хоттабыч» — название магазина ковров в Москве или кафе «Сытый Горыныч» во Владивостоке. Разница очевидна: в первом случае просто цитата, а во втором — введен еще смысл сытости как цель посещения кафе. И заметьте: это не Змей Горыныч, как в сказке, а так фамильярно — просто Горыныч.

Итак, выявляются городские заведения, проявляющие склонность брать себе в название отчество — это магазины и кафе. И заодно выявляется типология отчеств на вывеске — естественные в двух формах — как «Петрович» и «У Палыча», литературные — как «Горыныч», и искуственные — как «Дивановна». В моей коллекции она одна такая.

Можно отметить, что искусственное отчество любят назватели разных товаров — Приправыч, Цикорич, Сиропыч... А совсем недавно обнаружилось, что одна кондитерская фабрика придумала целую серию конфет — ФРУКТОВИЧИ И ОРЕХОВИЧИ. Правда, конкретные конфеты «величаются» естественными отчествами — ВИШНЯ ВЛАДИМИРОВНА, ЧЕРНОСЛИВ МИХАЙЛОВИЧ, ОРЕХ СЕРГЕЕВИЧ ГРЕЦКИЙ...

Значит, отчество дает простор для языковых поисков за пределами называния человека «по батюшке». Это повышает его ценность как уникального элемента русской ономастики.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: