ГлавнаяСтатьиНовгородские берестяные грамоты как "Выставка Серова"
Опубликовано 18.10.2016 в 08:48, статья, раздел Слово, рубрика Филологический взгляд
автор: Татьяна Шмелёва
Показов: 553

Новгородские берестяные грамоты как "Выставка Серова"

Оказавшись в Москве на конференции о языке в СМИ, не могла не посетить лекцию Андрея Анатольевича Зализняка о новгородских берестяных грамотах.

Грамот в этом году нашли – целых 22, и потому рассказать в одной лекции оказалось невозможно, сложился цикл из двух лекций – первая 10-го, а вторая – 13 октября. На вторую-то я и попала.

Надо сказать, что я уже была на такой лекции А.А. Зализняка лет 15 назад и тогда страшно удивилась количеству слушателей: никогда не думала, что к новгородским грамотам такой интерес у москвичей. Но то, что я увидела в четверг, меня изумило: лекцию из Гуманитарного корпуса перенесли в Главное здание, где Первая аудитория – это еще и кинотеатр, то есть человек 500 туда входит. Сидели даже на высоких окнах.

Лекция строилась так. На доске он воспроизводит (мелом!) текст грамоты и потом толкует ее, время от времени приглашая к этому присутствующих. Для такой огромной аудитории все это действие проецируется на большом экране (как какое-нибудь шоу).

В толковании оказываются востребованными знания об истории русского языка и истории Новгорода, быте его жителей XIV и даже XII века. Среди грамот этого года были и письмо сына к матери, и просьба сирот разобраться, почему пожалованный им рубль так и не дошел, и инструкция к изготовлению цепей (украшений). И главное – перед слушателями происходило таинство разгадывания смысла послания новгородцев, отдаленных от нас чуть ли не тысячелетней временной дистанцией. Как это бывает на лекциях, казалось, что это происходит само собой, но людей, которые способны это делать, – совсем не много. Вот только Зализняк, да еще Алексей Гиппиус, о догадках которого говорилось там не однажды.

Аудитория слушала почти два часа, буквально замерев. Изредка раздавались предложения, которые принимались или вежливо отклонялись. Все это создавало впечталение общей работы над грамотами.

Одна моя коллега сказала, что в этом массовом интересе есть что от «выставки Серова» – ну тогда ура моде! Пусть будет мода на новгородские грамоты и на лингвистический труд.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: