ГлавнаяСтатьи "Покров-Батюшка, покрой землю снежком!"
Опубликовано 14.10.2016 в 07:47, статья, раздел Жизнь, рубрика Алатырь
автор: Круговина
Показов: 572

"Покров-Батюшка, покрой землю снежком!"

И хочется с души тяжёлый камень скинуть,
И жизни своей ход в иное русло сдвинуть.
И погрузиться в глубину приятных снов,
И чистым встать с утра в чудесный день Покров.

Одним из первопрестольных торжеств для православных является Покров Пресвятой Богородицы. Это светлый праздник, окутанный множеством традиций и поверий, был установлен Русской православной церковью в середине 12 века и отмечается ежегодно 14 октября. Проявил заботу об этом святой князь Андрей Боголюбский, внук Владимира Мономаха. По старому стилю Юлианского календаря летоисчисления это дата была иная – 1 октября.

История возникновения праздника. Дивное видение

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы берет свое начало из Византии и является напоминанием об одном явлении, произошедшем в 10 веке. Это было в Влахернском храме в Константинополе, где хранились головной убор (собственно покров), риза и часть пояса Богоматери.

В тот период частых войн и завоевательных походов город был осажден сарацинами, и жители, ища защиты и покровительства, собирались в святилище и возносили молитвы Спасителю и Царице Небесной. И вот в воскресный день, во время всенощной святой Андрей, поднявший глаза вверх, увидел Пресвятую Владычицу нашу Богородицу. Она, окруженная ярким заревом, Ангелами, сонмом святых, среди которых были апостол Иоанн Богослов и Креститель Господень Иоанн, шла по воздуху.

Затем Пресвятая Дева, преклонив колено, со слезами на глазах вознесла молитву к Сыну Своему Господу Иисусу Христу о спасении народа от вражеского нашествия и даровании христианам вечного спасения от видимых и незримых угроз. Далее она сняла с головы своей покрывало, которое заблистало «паче лучей солнечных» и распростерла его надо всеми молящимися людьми в храме. В ту минуту покров стал невидимым, а христиане ощутили благодать, утешение и заступничество – враги отступили, город был спасен.



С той поры прошло много лет и русский князь Андрей Боголюбский, который славился своим благочестием в память о явлении Пресвятой Богородицы миру, возвел в 1164 году храм Покрова на Нерли, впоследствии строение приобрело всемирную известность. Впоследствии также были возведены монастыри: Зверин Покровский в Новгороде – 12 век, Покровский в Суздале – 14 век и церковь в селе Сутковцы Хмельницкой области – 15 век.

Народные традиции и обычаи празднования Покрова

В народном осмыслении церковный праздник Покрова Богородицы предстает далеко оторванным от христианской легенды. Народ создает свою легенду о странствующей Богородице, которой в одной из деревень отказали в ночлеге, за что жители были наказаны Ильей – пророком, пославшим на них «громы-молнии», «огненные и каменные стрелы», «град величиною с человеческую голову», «ливень-дождь». Пожалевшая людей, Богородица спасла их, развернув покров над деревней, после чего они стали добрыми и гостеприимными.

Покров Богородицы приобретает символическое значение и видится сказочной пеленой Девы - Солнца, которая олицетворяет утреннюю и вечернюю зарю. Эта пелена покрывает всех обездоленных и прядется из золотых и серебряных нитей, спускающихся с неба, о чем говорится в заговоре: «На море-окияне, на острове на Буяне лежит бел-горюч камень; на сем камне стоит стол престольный, на сем столе сидит красна девица. Не девица сие есть, а Мать Пресвятая Богородица; шьет она, вышивает золотой иглою». К ней обращено молитвенное заклинание: «Зорька - зоряница, красная девица, Мать Пресвятая Богородица! Покрой мои скорби и болезни твоей фатою! Покрой ты меня покровом своим от силы вражьей! Твоя фата крепка, как горюч камень - алатырь!».

Покров – первое зазимье

Для крестьянина Покров день - один из самых важных осенних праздников, связывавшийся в народной традиции с завершением сельскохозяйственных работ и началом зимы.

С Покрова крестьяне начинали подготавливать свои избы к зиме: утеплять и конопатить их, - как говорили, «ухитить», «захватить тепла до Покрова», т.е. починить избу, иначе: «Не ухитишь (избу) до Покрова - не будет такова».

В этот день в первый раз топили в жилых горницах печи. По этому случаю в Тамбовской губернии пекли «блинцы», что называлось «запекать углы». Хозяйки приговаривали: «Покров, натопи избу без дров» и верили, что «если на Покров истопить печь яблонью, то в доме всю зиму будет тепло».

Пограничное положение праздника Покрова Богородицы между осенью и зимой обозначило его как день, по которому определяли погоду на предстоящую зиму, так как для крестьян всегда представляло важность, сурова ли будет приближающаяся зима. Соответственно примечали: «Какова погода на Покров - такова и зима» «Откуда ветер на Покров, оттуда начнутся соответственно морозы» «Если лист с дуба и березы на Покров упадет чисто - к легкому году, а не чисто - к строгой зиме» «Отлет журавлей на Покров - на раннюю холодную зиму» «Коли белка до Покрова чиста (вылиняла), то осень (зима) будет хороша» «Если заяц до Покрова не выбегает, то осень будет длинная» характеризовался двойственный характер погоды в этот день: «Покров - первое зазимье» «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима» «С Покрова зима зачинается, с зимних Матрен – 6 (19) и 9 (22) ноября зима встает на ноги, налетают морозы» «Покров не лето - Сретенье (Благовещенье) не зима» «Покров кроет землю, то листом, то снегом».

Около Покрова выпадал первый снег, покрывая все вокруг, поэтому в народном сознании Покров Богородицы связывался со снежным покровом земли при наступлении зимы: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается». Но снег, выпавший на Покров, часто быстро таял, а для крестьянина серьезной проблемой было окончание осенней распутицы и установление санного пути, поэтому следили: «Если в Покров выпал снег, то и в Дмитриев день (26/8 ноября) будет непременно то же» «Покров наголе, то и Екатерина (24 ноября / 7 декабря) наголе» «От первого снега до санного пути шесть недель».

Последний сноп и одаривание дворовых

В Покров день принято было ставить скотину на двор на всю зиму до Егорьева дня. При этом совершались определенные обрядовые действия: чтобы уберечь скотину от бескормицы и болезней ее закармливали «пожинальником» - последним сжатым снопом; чтобы хватило корма на весь год, в ночь на Покров день скотине клали столько сена, сколько она не могла съесть. В новгородских деревнях последний сноп называли «Пожинальница», его украшали, снаряжали, приносили домой и ставили в красный угол, а потом им закармливали скотинку. В день Покрова над воротами вешали ведро без дна, чтобы отел у коров прошел благополучно; а для защиты скотины от болезней ее поили в этот день водой, пролитой сквозь решето.

В Покров последний раз выгоняли скотинку в поле и переводили на стойловое содержание на всю зиму. Люди верили, что во дворе живёт дворовой, и он должен принять животных под свой пригляд. Поэтому для того, чтобы получить расположение, задобрить дворовых, чтобы те приняли животинку на зимовку в свой двор и заботились о ней, люди выполняли особые обряды и особенным образом задабривали и одаривали дворовых. Для этого приносили во двор и оставляли решето, в которое клали икону Георгия Победоносца, который считался покровителем домашнего скота, кусочек хлеба, чтобы животинка была сыта, яйцо, чтобы она была гладкой, замок, который должен замкнуть от напастей и болезней. А также в красную тряпочку завязывали денежку и засовывали под матицу, приговаривая:

Дворовой, князь-батюшка,
Дворовая твоя хозяюшка-матушка,
Ваши малы детушки,
Я дарю вас красным галстучком и копеечкой,
А вы меня подарите милым животом. (д. Клирошанское, Мошенской р-н, Новг.обл.).

Дворовой батюшка,
Дворовая матушка,
Дворовые детушки,
Примите мою коровушку-бурёнушку,
Напоите, накормите,
Спать уложите и во всём сохраните. (д. Клирошанское, Мошенской р-н, Новг.обл.).

Покров-Батюшка! Покрой землю снежком, а меня женишком!

Но не только со снежным покровом соединялся в народном сознании день Покрова Богородицы. Покров (плат) Пресвятой Богородицы связывался с покрывалом, фатою, головным платком, которым покрывалась невеста во время свадебного обряда. День Покрова Богородицы считался «покровителем свадеб» и девичьим праздником: «Придет Покров, девке голову покроет» «Если на Покров ветрено - будет большой спрос на невест» «Если на Покров выпадет снег, то это предвещает много свадеб» «Если снег выпадет на Покров - счастье молодым» «Покров землю и девку покроет (землю снегом, а девку платком)» «Прилетай товарец к Покрову (говорили про невест)».

Девушки особенно верили в силу праздника Покрова, поэтому к нему были приурочены различные действия, помогающие им найти суженого и выйти замуж. Накануне этого дня девушки гадали в овине: для совершения гадания они пекли небольшой ржаной хлеб, а также мяли и трепали пучок льна. Вечером хлеб и лен относили в овин и ставили на колосники - положенные горизонтально жерди, на которые ставили для просушки снопы хлеба, при этом говорили: «Мой суженый, мой милый, приходи сегодня в ригу, на работу насмотрися, из окошка покажися». При этом девушка должна была молча дождаться появления суженого, стоя посредине гумна и смотря в окно, через которое бросают снопы в овин. Чаще всего, девушки боялись оставаться ночью одни в овине и, положив хлеб и лен на колосники, шли спать, а утром, когда раздавался благовест к утрене, забирали хлеб и лен из овина, которые имели чудодейственную силу привораживать сердца. Если девушка тайно даст съесть кусочек хлеба и положит в карман нитку из «вороженного» льна, то понравившийся ей парень полюбит ее.

Ложась спать перед днем Покрова, девушки произносили молитву, обращенную к Богородице: «Ты, Покров - Богородица, покрой меня, девушку, пеленой своей - идти на чужую сторону! Введенье - Мать - Богородица, введи меня на чужую сторонушку! Сретенье - Мать - Богородица, встреть меня на чужой сторонушке!», а утром вставали рано и шли в церковь - поставить свечу перед иконою Покрова Богородицы, при этом просили: «Мать-Покров! Покрой землю снежком, меня, молоду, платком» «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком!». Существовало поверье: кто раньше поставит свечу, тот раньше и замуж выйдет.

В Вологодской и в некоторых других губерниях крестьянские девушки, мечтающие о женихах, ткали ко дню Покрова «обыденную пелену». Собравшись вместе, исполняя подходящие для этого случая песни, девушки теребили, пряли и ткали «пелену» (холстину), стараясь закончить работу в один день, «обыденкой». Приготовленную таким образом «пелену» перед обедней в Покров несли в церковь и вешали к иконе Покрова, молясь при этом о замужестве: «Матушка Богородица! Покрой меня поскорея, пошли женишка поумнея! Покрой ты, батюшко-Покров Христов, мою победную голову жемчужным кокошником, золотым назатыльником!».

Посещение церковной службы, обращение с молитвой к иконе Покровского праздника, тканье «обыденной пелены», по представлениям крестьян, помогало успешному завершению предсвадебного периода замужеством. Да и момент для свадеб был подходящим - к этому времени заканчивались все сельскохозяйственные работы, образуя достаток в крестьянских хозяйствах.

Девушки старались провести праздник Покрова весело, так как считалось, что «если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь». В этот день они не работали, одевались в нарядную одежду, собирались в специально снятом для этого доме, танцевали: «барыню», «восьмерку», «русскую», «кадриль», «польку» и др.; пели песни:

«Покров праздничек приходит,
Что-то нам он приготовит?
С другом милым ли венчанье,
С нелюбимым ли страданье?
Иль велит в девках остаться,
Замуж больше не собираться…»

Кроме танцев и песен устраивались игры. Так, в Кежемской и Пинчугской волостях Енисейского уезда Иркутской губернии девушки бегали «нарятчикам» - «наряжались потехи ради, посещая в таком виде вечереньки». Иногда устраивалось угощенье, часто оно носило характер складчин. Так, на Алтае девушки сходились на общий ужин, имеющий название – «петухов варить». Для чего собирали по всему селению различные продукты: молоко, масло, муку, пшено. Пекли блины, варили пшеничную кашу и петухов. Взрослые говорили: «Теперь девки женихов будут ждать». На Покровскую вечерку к девушкам часто приходили парни, приносили конфеты, пряники, орехи. На подобных вечерках замечали, какой парень за какой девушкой ухаживает. Удачливой считалась та девушка, которая получала в праздник Покрова от парня какой-нибудь подарок, за исключением ножниц и иголки:
«Если миленький колечко
Подарит в Покров любя,
Должно знать, мое сердечко,
Полюбилась ему я».

О таких беседах говорили: «женихаются». Если девушка не выходила замуж около праздника Покрова, то говорили: «Не покрыл Покров, не покроет и Рождество».

После праздника Покрова Богородицы молодежные гулянья переносились с улицы - в избу («Покров - конец хороводам, начало посиделкам»), при этом по воскресеньям устраивались праздничные вечерки, а в будние дни, окончив хозяйственные работы по дому, девушки собирались по очереди друг к другу на посиделки, преимущественно с прядением или шитьем: «Зазимье пришло - засидки привело» «С Покрова пряхи по ночам засиживаются».

От Покрова до Покрова

Покров был днем, по которому считали срок наймов и сделок - обычно рабочих нанимали на год - от Покрова до Покрова; в Покров производился расчет пастухов и срочных рабочих, нанимались новые на следующий год. Устанавливались различные сроки: «От Покрова до Евдокей» «От Покрова до Крещенья» «От Покрова до Егорья». После Покрова, завершив сельскохозяйственные работы, многие крестьяне уходили в отходники, особенно, если владели каким-нибудь ремеслом, а некоторые, наоборот, возвращались домой.

«Мне не жаль-то платка, платка алого,
Только жаль-то дружка, дружка милого:
Хорош миленький уродился,
В бурлачушки подрядился -
Во все лето-летичко до Покрова праздничка:
Ой ли Покров праздничек к нам приходит.
Ой ли все бурлачушки с Волги идут,
А моего-то дружка долго нету.
Ой ли пойду-то я сразу во светлицу,
Уж и погляжу-то я , погляжу из окошка, в окошко:
Не плывет ли лодочка с Волги?
Уж сверху лодочка завиднелась,
Черна шляпа зачернелась».

В статье использованы материалы из следующих источников:

http://www.ethnomuseum.ru/pokrov-bogorodicy;

http://vseprazdnichki.ru;

А также материалы архива полевых записей фольклорного театра «Круговина».

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: