ГлавнаяСтатьиВзгляд философа на новгородское телевидение
Опубликовано 11.10.2016 в 11:15, статья, раздел Жизнь, рубрика Аналитический беспредел

Взгляд философа на новгородское телевидение

24 сентября состоялось открытие нового телевизионного сезона. Шоу происходило во дворе телеканала, возле таверны «Лисья нора». Вначале выступил директор агентства информационных коммуникаций Анатолий Гусев, он пообещал, что в новом сезоне будет много нового и увлекательного. Также он отметил, что новый сезон будет проходить под знаком путешествия.

Я посетил этот праздник, проникся его атмосферой, пообщался с некоторыми сотрудниками канала и теперь изложу свои соображения по ключевым темам, приоткрывшимся в связи с данным событием.

Конечно же, телевидение и средства массовой информации играют важную роль. Они создают информационное пространство, позволяют ощущать себя включённым в происходящее в жизни города и области, но на этом их функции далеко не заканчиваются.

Средства массовой информации — это не столько трансляция фактических новостей, сколько создание коммуникативных возможностей, составляющих базу для возникновения событий. Я имею в виду примерно следующее: телевиденье становится чем-то вроде тетради, в которую записываются отзывы, дневниковые записи, может вестись переписка. Но эти записи могут быть написаны лишь на определённом языке, по ограниченному числу тем. Языковая структура и круг тем определяется в зависимости от формата канала. Но важной особенностью этого процесса является то, что как только в тетради появляются первые записи, так сразу же они начинают формировать записывающего. Имея все возможности создать образ, медиа его и создаёт. Порой бывает крайне сложно, а то и практически невозможно противостоять этому образу.

А как новгородское телевиденье повлияло на нас? С увеличением популярности сети интернет, оно начало существенно проигрывать и обращаться всё к меньшему кругу зрителей. В итоге, самыми популярными программами стали новости и погода, а постоянными их зрителями стали пенсионеры. Исчез позитивный нарратив, его место занял нарратив негативный, каждый элемент которого свидетельствовал о нашем погружении в глубокую провинциальность и об отсутствии событий, стоящих какого-либо внимания. Это происходило в связи с формализмом повествования, сужением тематических рамок и, что является одной из важнейших негативных тенденций – отсутствием опоры на молодёжь, как прогрессивный и активный класс. Когда я включал телевизор, я не чувствовал, что меня ценят и хотят заинтересовать как зрителя.

Скорее, происходило ровно наоборот, в начале мне показывают деятельность новгородских политиков, затем — сводку происшествий и небольшой отчёт о прошедших мероприятиях, но ярчайшим показателем отношения к зрителю являются передачи не новгородского авторства. По-видимому, эти передачи были куплены у московских каналов, чтобы наполнить эфирное время, но их основная проблема в том, что информация, транслируемая в них, серьёзно устарела, так как впервые показаны (на своих родных каналах) они были как минимум полгода назад. К примеру, на днях я посмотрел передачу про игровые новости, и информация, рассказанная в ней, уже полгода как устарела. Я задал вопрос о причинах появления устаревших передач одному из сотрудников канала, на что он ответил: «До новгородцев информация долго доходит». Это высказывание показалось мне довольно абсурдным в век интернет и практически мгновенной передачи данных. Так, будучи частично выключенным из нашего новгородского медийного пространства, я (и многие другие) прибываю в созданной мифологии провинциального города.

Между мной и чередой городских событий частично отсутствует постоянная возможность коммуникации или она подаётся в искажённом виде. Это отсутствие требует от меня серьёзной личной инициативы и больших энергозатрат по поиску и участию в интересующей меня социокультурной жизни. Но выстроенная мифология бывает настолько сильной, что я, не найдя искомого, опускаю руки и смиряюсь с тем, что якобы есть, или перебираюсь в Санкт-Петербург, в пространство с более благоприятной организацией. Всё же нельзя думать о медиа, как об универсальном ключе ко всякому содержанию, ведь на самом деле в каком-то месте что-то может отсутствовать. Так же не стоит забывать и о возможностях воспринимающего, который не всегда улавливает всё, что нужно, или чей взор может быть искажён. Так или иначе, мы не можем улавливать содержание без формы, а формой является медиа, в данном случае — телевиденье.

Поговорим о произошедшем ребрендинге и о замеченных переменах. Сразу же хочется отметить, что канал сделал шаг вперёд и начал соответствовать сложившимся стандартам современного общества. Одним из таких стандартов является зрелищность. Не так уж важно, что происходит, важно то, что происходящее должно быть замечено, оно должно быть цепким, о нём должны говорить. На празднике эти условия были соблюдены. Само наличие праздника по поводу перемен на канале придало этим переменам более заметное значение. Структура праздника: выступление задорных, полюбившихся новгородцем музыкальных групп, конкурсы и, конечно же, главный приз - телевизор.

Мне было сложно уловить связь с произошедшими изменениями на канале (об их сути практически ничего не было сказано) и проведённым мероприятием. Какова его необходимость, почему именно такой формат? На первый взгляд, не ясно, но на самом деле, всё встаёт на свои места и становится концептуально выверенным, когда мы вспоминаем о пресловутой зрелищности. Стоит обратить внимания на слова директора медиа-холдинга Анатолия Гусева, в частности, о том, что «нас ждёт большое, увлекательное путешествие». Куда мы путешествуем, зачем, через что лежит наш путь? Все эти вопросы так и остались без ответа, но, по-видимому, это не так уж важно. В данном случае, важен азарт путешественника, меняющиеся пейзажи и сам процесс передвижения куда-то. Всё это, конечно же, очень зрелищно и захватывающе. Когда я пытался говорить о фактических изменениях с сотрудниками телеканала по существу, мне ничего не ответили. В конечном итоге, я пришёл к двум завершающим эту историю мыслям. Возможно, руководство и сотрудники почувствовали произошедшею потерю аудитории и решили привлечь людей с помощью методов апробированных современностью, и преследуют они при этом благую цель – создание нового социокультурного контекста города. Этим можно было бы попытаться объяснить отсутствие какой-либо фактической информации как часть стратегии введения чего-то нового в обход старых клише.

С другой стороны, возможен вариант того, что это всего лишь пиар-акция, за которой ничего не стоит, кроме желания привлечь внимание к каналу, и тогда итогом этого путешествия станет зияющая, но зрелищная пустота и перекати поля, блуждающие по дорогам нашей области.

Как дело будет развиваться в действительности, мы узнаем спустя время. Моя задача в этом сводится к тому, чтобы помочь задуматься о значительности каждого нашего действия, события или переживаемого периода.

Фото из группы Новгородского областного телевидения в ВК и Марины Яшиной.

Другие статьи автора

Подписывайтесь на наши социальный сети: