ГлавнаяСтатьиЗагадочная литва
Опубликовано 12.09.2016 в 11:15, статья, раздел История, рубрика Поиск Беловодья
автор: Илья Мельников
Показов: 568

Загадочная литва

Часто в разных уголках нашей области можно встретить воспоминания о том, что когда-то, в давние времена, здесь «проходила литва», «литва шла», «была война с литвой». Такие же рассказы существуют в соседних Ленинградской, Тверской и особенно Псковской областях. Изредка вместо "литвы" называют татар и шведов.

Рассказывают про «литву» страшные вещи: будто ее нашествию сопутствовали кровавые расправы над людьми. Многие, стараясь укрыться от нашествия, прятались в церквях, да только и это не помогало – и там их настигали «поганые». Некоторые церкви, вместе с запершимися в них прихожанами, и вовсе провалились под землю.

Типичная сопка-жальник в Хвойнинском районе

Конечно, загадочной литве давали отпор. В Валдайском, Хвойнинском, Любытинском и Пестовском районах вам обязательно назовут деревни, докуда литва дошла, а где она остановилась. Покажут вам и место, в народе часто называемое «жальник» - сопка или курган. Это ничто иное, как следы минувшей битвы с литвой. После нее тела погибших свалили в братскую могилу и оставшиеся в живых воины шлемами или «пилоткам» наносили земли для насыпи, вместо крестов насадили сосен. Плохо будет тому, кто разорит жальник или будет рубить эти сосны.

Недалеко от жальника иногда могут протекать ручьи. Их названия говорят сами за себя – Красный, Боёк и т. п. Такой ручей тоже является следом битвы, в которой «кровь лилась ручьем». В общем, места, связанные с литвой, окутаны налетом тайны и часто считаются не совсем «хорошими»: то огоньки горят на сопках ночью, то внезапно, в глухую полночь, взору заблудшего пьяного мужичка предстанет овца или поросенок, неизвестно откуда здесь взявшиеся, то, наконец, сами покойнички дадут о себе знать собственной персоной. Скажете, сказки? Конечно, но не без доли истины.

Поганая литва наступает. Так изобразали шведское разорение на Стеле воинской славы в Великом Новгороде

Что же это за литва, спросите вы? Разумеется, речь не о маленьком и гордом прибалтийском государстве. А в устах самих информантов это, возможно, и не государство вовсе, а обобщенное название захватчиков. В русском языке часто можно встретить такие формы множественного числа: мордвины – мордва, чухонцы – чухна, и т. д. Так что и литва – это литовцы. Но что же делали литовцы в Новгородской области, и как давно это происходило? Для этого нужно хорошенько вспомнить школьный курс истории.

В далеком 1609 году Русское государство разрывалось смутой. Царь Василий Шуйский, пытаясь избавиться от нашествия поляков, попросил помощи у Швеции, пообещав ей часть северо-западных русских земель. Шведы, воспользовавшись ситуацией, оккупировали в том числе Новгородско-псковские земли вместе с Новгородом, то есть почти весь нынешний европейский Север и Северо-Запад России. Разумеется, с местным населением интервенты не церемонились – весь край был фактически разорен. Лишь в 1617 году, после заключения позорного для Русского государства Столбовского мира, шведы покинули новгородские земли. Эти события и остались в народной памяти под названием нашествия «литвы».

А так штурм Новгорода выглядит на шведском плане (ради интереса, можете определить место своего нахождения на карте))

Но минуточку, при чем же здесь литва, ведь речь-то о Швеции? Все просто – в годы смуты Россия была оккупирована аж двумя враждебными друг другу государствами, Швецией и Речьпосполитой, которая представляла в те времена союз двух государств: Польши и Литвы. Поляки и литовцы были основными врагами. Даже сейчас в учебниках истории больше пишут о польско-литовской интервенции, чем о шведском разорении Новгорода. Неудивительно, что со временем в народном сознании шведы, поляки и литовцы «сплавились» в некую единую форму, олицетворяющую захватчиков – «поганую литву».

Вроде бы, всё. Осталось только пояснить, какое отношение имеют «жальники» к этому самому шведскому нашествию. Ответ прост – никакого. Сопки и курганы являются древними захоронениями, возникшими либо в глубокой, еще языческой, древности, либо в позднее средневековье. Иногда эти места могут называть «забудущими родителями», подразумевая давно забытых предков. Иногда на древнем кургане может быть несколько «слоев» захоронений разного времени, вплоть до относительно недавних лет. Часто на жальниках уже относительно недавно хоронили некрещеных младенцев, людей, умерших не своей смертью – «удавлющих» и «утоплющих», иноверцев. Например, на одном таком жальнике в Новгородском районе хоронили сначала латышей-колонистов, а во время Великой Отечественной – немецких солдат.

Древний каменный крест на одном из жальников

Жальники и сопки – важная часть сельского ландшафта. Их видно издалека, с ними связана масса поверий и легенд, на них ходили люди «по завету», попросить что-либо у Бога. Да и современного человека эти места не оставят равнодушным, уж больно красивы высокие вековые сосны, своими корнями тесно переплетенные с прахом наших дальних предков, их судьбой и историей.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: