ГлавнаяСтатьиМузей для детей
Опубликовано 9.09.2016 в 11:15, статья, раздел Арт, рубрика Дневник художника

Музей для детей

В продолжении темы о художественном образовании детей хочу поделиться с вами своими впечатлениями о II Всероссийском фестивале детских музейных программ «Онфим собирает друзей», который проходил в Великом Новгороде с 2 по 4 сентября, и своими мыслями о жизни наших музеев.

Наверняка все вы читали статьи и смотрели фотоотчёты о втором дне фестивальной программы, когда в южной части новгородского кремля музеи представляли большой и разнообразный репертуар мероприятий на открытом воздухе, в лектории и Детском музейном центре. Мастер-классы, игры, спектакли, квесты и многое другое - всё это видимая, зрелищная часть айсберга музейной педагогики, но подводная, часть этой глыбы, скрытая от глаз посетителей, представляет не меньший интерес, поскольку именно там вызревают идеи, методы и формы будущих музейных событий.

Услада Васильевна Ложкина рассказывает поучительные сказки

Основная цель этих событий – просветительство, в широком смысле этого слова. Музеи сохраняют объекты культурного наследия и рассказывают о своих коллекциях. Все они ищут способы расширить аудиторию и поэтому ведут напряжённую работу на границе с науками, в том числе, и с такими, с которыми раньше соприкасались редко. На первый взгляд, удивительно, но в современной музейной работе специалистам требуются новые знания различных разделов психологии, педагогики и даже медицины. На самом деле, эти потребности вытекают из стратегических музейных задач, приоритетом которых становится создание доступной или универсальной среды одинаково комфортной для всех посетителей. Некоторые музеи сегодня выступают в авангарде развития всей социальной сферы. Оборудованные по последнему слову техники здания и интерьеры, специально разработанные программы занятий, делают жизнь людей во время пребывания в музее естественно комфортной. Появились детские и инвалидные коляски, трости-стульчики, лифты, специально оборудованные холлы и туалетные комнаты.

Развиваются и способы подачи музейного материала: этикетки с шрифтом Брайля, тактильные объекты для взаимодействия с предметом, многие из которых являются точными копиями исторических экспонатов, появляются специально обученные сотрудники по работе с различными возрастными группами и особыми посетителями. Развивающие музейные программы являются эффективным средством социально-культурной реабилитации.

Музеи многих российских городов становятся инициаторами и проводниками различных социальных проектов. Одна из номинаций самого популярного в музейной среде грантового конкурса, который проводит Фонд В. Потанина так и звучит «Музей и местное сообщество». Если вы загляните в дневник победителей этой номинации, то безусловно, удивитесь многообразию идей и остроумию музейных специалистов-проектировщиков. Эти музейные проекты направлены на «оживление окружающей культурной среды» в прямом и переносном смысле. Музеи выступают как инициаторы волонтёрских движений и подготавливают социальных помощников в различных сферах, осуществляют экологические проекты, консолидируют сообщество, создавая выставки из семейных предметов: вещей, писем, фотографий, которые через личные переживания свидетелей раскрывают определённое историческое событие или период в целом. Словом, делают всё, чтобы улучшить социальный климат своего города, посёлка или маленькой деревни, чтобы жизнь стала более содержательной и яркой. В последние десятилетия создание маленьких частных и муниципальных музеев также является особой и уже не исключительной, а распространяющейся практикой социальной инициативы.

В связи со столь разнообразными интересами музейной сферы, диапазон тем, обсуждаемых на фестивале в Великом Новгороде, был весьма обширный, но был сосредоточен в русле детских программ.

Самый главный и самый сложный вопрос перед сообществом состоит в том, как наиболее эффективно осуществлять просветительство. Как и где подготовить специалистов, как осуществлять сотрудничество со школами и социальными учреждениями, как работать с детьми разного возраста и с особыми посетителями. На все эти многочисленные «как?», в своих выступлениях отвечали сотрудники различных музеев, они делились своим опытом.

«Мастерская-музей реалистической живописи Александра Варенцова» впервые принимал участие в подобном фестивале. Для нашего небольшого частного музея, возникшего совсем недавно, наиболее актуальными были темы семейных программ и музейных программ для детей с проблемами здоровья. Поэтому я расскажу вам о тех выступлениях, которые заинтересовали нас больше других.

Очень интересный опыт по созданию выставки и работе с детьми представила Полина Зотова, музейный педагог. (ММОМА (Москва). Она представляла цикл занятий для родителей с детьми 4-6 лет «Дай пять» и уникальный выставочный проект, созданный совместно специалистами музея, волонтёров, а также рассказала о способах научной популяризации музейных коллекций современного искусства и различных формах работы с посетителями на выставке, которая рассказывает о языке современных искусств, предлагая посетителю стать участником творческого процесса.

Источник: http /vk.com/feed?q=%23онфимсобираетдрузей&section=search&sort=1

Опыт этого проекта наиболее близок нам, так как в классе «Мастерской-музея» мы также «рассказываем» посетителям о языке реалистического искусства, создавая возможность рисуя, узнать о том, что такое процесс создания композиции, какими возможностями обладают художественные материалы, а главное, что из этой деятельности в музее естественным образом рождается вывод, что в каждом человеке есть творческое начало, которое важно стимулировать и развивать.

Ещё один замечательный опыт представила Галина Владимирова музейный педагог из Санкт-Петербурга. Она рассказала о деятельности меж музейного объединения. По собственной инициативе специалисты, работающие с семьями в проекте «Музейная радуга», создали семинар, где обмениваются опытом, обсуждают проблемы и составляют маршруты для своих посетителей. Такое объединение – уникальная практика создания небольших «профессиональных союзов» специалистов–единомышленников, которые помогают друг другу развиваться, создают среду и воспитывают молодые кадры. Семейное направление в работе с посетителями – одно из новых и каждый музей находит свои формы и темы, обсуждая практику коллеги делятся своими открытиями и наработками, что позволяет сделать работу музеев многообразной, кроме того, на стыке специальных тем и форм всегда открываются новые возможности.

Музейные педагоги, участники Фестиваля "Онфим собирает друзей": Ирина Артамонова(г.Кондопога), Галина Владимирова (г. Санкт-Петербург), Наталья Мурзаева (п.Усть-Вымск) в гостях в "Мастерской-музее реалистической живописи Александра Варенцова"

Как показывает и наш скромный опыт, практика организации семейных занятий выглядит перспективно и музей сегодня - одна из форм организовать семейный отдых: пообщаться, приобрести всей семьёй общие знания и впечатления. Семейный мастер-класс «Детский час в музее» самое весёлое и позитивное события в нашем музее, позволяющее детям оказаться наравне с родителями, а родителям окунуться в детство.

Тема «Особый посетитель» также актуальна сегодня для всех музеев: как найти способ показать посетителям с проблемами здоровья выставки и способствовать развитию детей. Есть среди отечественных музеев организации с большим и серьёзным багажом такого опыта, например, Дарвиновский музей в Москве, которого, к сожалению, на новгородском фестивале не было. Зато о своём опыте работы по созданию проекта в области инклюзивного (совместного) музейного образования «Светлый мир», соединившим школу и музей, подростков слабовидящих и подростков-волонтёров, рассказывала Ирина Донина из Государственного музея истории религии (Санкт-Петербург). Этот музей много работает по созданию интерактивных экспозиций и универсального дизайна. По мнению специалистов, главным итогом этого проекта стало искреннее общение подростков, их проникновение в социальные сферы, скрытые от глаз тех, кто не столкнулся с проблемами здоровья. Этот опыт, приобретённый подростками-волонтёрами, который позволил получить музейный проект, очень ценен, как формирующий нравственные основы личности.

"А у нас на Новгородчине диво-то было..." - спектакль театра безграничных возможностей "Жест". Источник: http /vk.com/feed?q=%23онфимсобираетдрузей&section=search&sort=1

Екатерина Китаева рассказывала о проекте «Глина учит, глина лечит», родившемся в Новгородском государственном объединенном музее –заповеднике. Этот проект основан на сотрудничестве с мастером Святославом Павловичем Тарасовым, создавшим чудесную новгородскую глиняную игрушку. Этот мастер не только создал игрушку, но участвует в развитии и реабилитации детей с различными проблемами здоровья (слабовидящими, с задержкой развития, пережившими психологический стресс). Опыт этой совместной деятельности особый. В результате этой деятельности 17 лет назад стали проходить первые музейные мастер-классы в Великом Новгороде, состоялись несколько выставок глиняной игрушки мастера и учеников. Научный сотрудник музея, куратор выставочных проектов мастера - Е.В. Китаева и сама стала замечательным мастером игрушки и музейным педагогом, специалистом по керамике. Проект получил развитие и на базе Областной библиотеки для незрячих и слабовидящих «Веда», при поддержки Заслуженного деятеля культуры, директора библиотеки (1995-2014) Л.И. Ярош. По инициативе Людмилы Ивановны на базе библиотеки был создан библиотечно-информационный и реабилитационный центр для детей с нарушением жизнедеятельности, а в 2008 году при этом центре создан клуб для семей, имеющих детей-инвалидов, «Я и моя семья». К деятельности этого центра был привлечён и мастер С.П. Тарасов, проводивший индивидуальные и групповые занятия с детьми. В течение 5 лет специалисты библиотеки вели записи этих занятий. В результате этой работы появилось методической пособие для педагогов «Волшебная глина», раскрывающее принципы и основы метода глинотерапии в работе с детьми, и выставка «Я за солнышком иду», в коллекцию которой попали и работы, выполненные посетителями детского центра библиотеки «Веда».

Источник: http://culture.natm.ru/vistavka-novgorodskoi-glinyanoi-igrushki-v-novgu.html

Фото А.А.Кочевника, источник http://www.novsu.ru/press/novuniver/i.1021811//?id=862801

Слово от учителей. Учителя размышляли о том, как организовать урок в музее. Как его подготовить и как провести. Я думаю, что идею «ненавязчивого целеполагания» Ирины Николаевны Евлампиевой, учителя русского языка и литературы из п. Пола, все присутствующие взяли в арсенал не только своей профессиональной деятельности. Организация этого выступления тоже была показательна: без видео ряда, в формате живого слова, которое захватило целиком всю аудиторию. Ирина Николаевна делилась своим опытом работы с Домом-музеем Ф.М. Достоевкого в г. Старая Русса, рассказывала о значении предмета в создании образа и об использовании музейного предмета в качестве средства проникновения в структуру художественного произведения. В данном опыте музей рассматривался как источник впечатлений, личного опыта чувственного познания и место синтеза материального и духовного наследия культуры, как важное звено в изучении литературы.

Мастер-класс по сторителлингу

Более 20-ти выступлений музейных педагогов и специалистов прозвучало на фестивале. Не сомневаюсь, что очень многое из того, о чём удалось рассказать специалистам и увидеть, будет прорастать в музейном деле нашего отечества, принося пользу людям. Надеюсь, что благодаря таким встречам период российского музейного расцвета будет длится.

И в завершении, мне осталось только присоединится к многочисленным благодарностям, прозвучавшим в адрес организаторов от участников фестиваля, поблагодарить организаторов – сотрудников и специалистов Новгородского государственного музея-заповедника за большую работу по подготовке и проведению мероприятий, за возможность общения с коллегами и выразить надежду, что фестиваль в 2017 году снова соберёт вдохновенных музейных педагогов и их соратников поделится своими идеями и опытами друг с другом на благо всем музейным посетителям.

И всех пригласить в музей, приходите – здесь по-настоящему интересно!

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: