ГлавнаяСтатьиО литературных сюжетах
Опубликовано 2.09.2016 в 09:15, статья, раздел Арт, рубрика Дневник художника
автор: Светлана Акифьева
Показов: 465

О литературных сюжетах

На этой страничке Дневника я расскажу вам о новой выставке в Музее художественной культуры Новгородской земли (Десятинный монастырь д.3). Она называется «Литературный сюжет». Тема интересна тем, что позволяет увидеть новую грань творчества наших художников.

Д.Кондратьев. "Котлован", 1980, из фондов МХНЗ

Новгородские скульпторы, монументалисты, графики и живописцы представили здесь портреты писателей, произведения, навеянные литературными сюжетами и иллюстрации к русской и зарубежной поэзии и прозе. Участвуют на выставке молодые и начинающие творцы, в центре одного из залов на мольбертах расположены детские рисунки, работы воспитанников школы искусств Творческого центра «Визит».

Надеюсь, что вам ещё удастся побывать на выставке, она будет работать до 4 сентября. А я поделюсь с вами своими впечатлениями. Выставка получилась живая, как и полагается быть современным работам. Прежде всего, это объясняется составом участников. Здесь можно увидеть работы Б.Л. Непомнящего, многоопытного художника книги. По случаю выставки, из музейных фондов достали книги и графические листы, в том числе, изысканные романтические пейзажные мотивы к стихам Н. Рубцова, демонстрирующие изящество техники офорта и пристрастие иллюстратора к лучшим образцам классического оформления книги.

Рядом картины Е.В. Сущени: портрет М.Ю. Лермонтова, «Дубовый листок оторвался», 1975 г. и портрет «Мой Пушкин»,1980г. Великий поэт в интерпретации художника-символиста предстаёт неким литературным таинственным и неоднозначным персонажем. Здесь можно рассмотреть как пластическое раскрывает образное: голова, решённая монументально, крупным планом, расположена на холсте в обрез, что оставляет за рамой, часть изображения и лишает фигуру фона. Небольшое свободное пространство раскрывается перед лицом поэта, туда направлен его взгляд, не напряжённый разглядыванием, а скорее созерцающий что-то в будущем, с доброй и, пожалуй, чуть ироничной улыбкой на плотно сжатых губах.

Петр Болюх - новое имя в новгородской художественной среде, скульптор, медальер, график, иллюстратор, педагог, член профессионально Союза художников, теперь живет и работает в нашем городе. П.Болюх обратился к страницам повести Н.В. Гоголя «Шинель». Акакий Акакиевич, придуманный художником, смешной и трогательный, но всё же главный герой, он повествует нам о перипетиях своей реальной и ирреальной жизни. На своих листах художник, в буквальном смысле, соединяет персонаж с текстом: маленькие буковки складываются в строчки, и растворяясь, превращаются в узкие улочки, тёмные лестницы, по которым бродят неказистые герои «Шинели».

Среди новых имен Дарья Семёнова, представившая сюжеты, навеянные персонажами русского фольклора. Сказочные сюжеты в полной мере позволяют реализовать собственные фантазии и отступить от своего амплуа, попробовать себя в новом качестве. Например, совершенно очаровательной и, на мой взгляд, самой яркой работой выставки стали сказочные коты на картине-коллаже Г.А. Слюсарева. Похожие на «карликовых тигров» коты бредут по зелёному ковру, тараща на нас большущие глаза «Из сказок». Годы создания работы 2010-2016 рассказывают о том, что сказочная тема вовсе не является лёгкой работой. Очевидно, попадая в поле творческой свободы, освобождая себя от прямого следования натуре, художник встаёт на самый сложный путь, следуя собственной логике, подчиняясь той стилевой логике, которую сам себе задал…

Литературный сюжет, словно ключик, открывает таинственную дверь в воображаемый мир, подчас даже скрытую от глаз самого художника. Самое интересное в сказке для меня - погрузиться в её текст, ритм слов, образов. Придумать новые детали и подробности, доступные языку изобразительного искусства. Самое трудное - обнаружить и облечь в сюжет то, что автор спрятал между строчек. В своих листах-рисунках мне хочется всё устроить так, чтобы и зритель оказался перед той волшебной дверью в мир фантазии и творческого воображения: вернулся в раннее детство и вспомнил то ощущение постоянного удивления и открытия, которое сопровождало нас тогда, а потом вдруг куда –то исчезло. Пишу эти строчки, а сама вспоминаю, совершено кукольные, но такие выразительные, широко раскрытые глаза Алисы из Страны чудес Л. Кэролла, которые смотрят с рисунка Елены Васильевой.

Очень порадовали меня на выставке скульпторы. Этот вид искусства для меня очень интересен, и я с особым удовольствием рассматриваю хорошую скульптуру. «Русская скульптурная школа» всё еще сохраняет прекрасную форму. Литературные сюжеты вдохновили Ю. Шилова на новую работу. (Не забудьте посмотреть её, когда пойдёте на выставку, она расположена на верхней полочке стеклянной витрины - «Старик с рыбкой»). Я подумала, что эта скульптура могла бы стать прекрасным украшением городского ансамбля и стоять где-нибудь на берегу реки.

Скульптор С. Гаев показал не только свои станковые скульптурные работы (С. Есенин), в которых мастер всегда находит наиболее убедительные пластические решения, но и свои рисунки. Они, прежде всего, интересны тем, как развивается мысль художника, как рождается скульптура. Некоторые листы, выполненные кистью на жёлтой бумаге, являются самостоятельными художественными работами.

Я заканчиваю. Рекомендую вам, всё же, не вполне доверяя словам, идти на выставку, где вы увидите гораздо больше того, о чём мне удалось рассказать. Вполне возможно, что там вас очаруют гротескные пастели А. Васильева, декоративные листы-иллюстрации и керамическая скульптура Г. Булганиной, или коллекция стильных листов Н. Андреева к стихам В. Сопрыкина, или лирическая графика Т. Пестовой и другие литературные сюжеты в графике, живописи и скульптуре.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: