ГлавнаяСтатьиУчиться рисовать?
Опубликовано 25.08.2016 в 15:15, статья, раздел Арт, рубрика Дневник художника

Учиться рисовать?

Скоро 1 Сентября — начало нового учебного года. В это время все озабочены наилучшими способами дополнительного образования своих детей. Действительно, школьная нагрузка заставляет многих родителей задуматься о том, куда повести ребёнка учиться рисовать. Как специалисты в области художественного образования, мы для своих знакомых часто выступаем в качестве экспертов, от нас ждут советов и рекомендаций. Текст этой странички моего дневника навеян нашими разговорами. И будет состоять из наиболее популярных вопросов и ответов о художественном образовании.

Маша рисует. Фото Юлии Разинковой

Зачем учиться рисовать?

Изобразительное искусство – это способ познания жизни. Он основан на способности человека к чувственному восприятию мира. Изобразительное искусство - это огромное пространство человеческой культуры, в котором отразилась не только история человека, но и его дух. Искусство учит видеть и передавать красоту. Обучение искусству формирует волевую сферу личности, приучает трудиться, добиваться результата, развивает творческий потенциал, вариативность в принятии решений. В процессе рисования человек активно анализирует форму, соотносит эту форму с пространством и с собственным замыслом. Рисующий активно синтезирует, собирая из разрозненных наблюдений целостный визуальный образ. При этом, занятия, организованные должным образом, соответствующие возрастным особенностям и интересам, способны принести много радости и положительных эмоций. Освободиться от эмоционального и физического напряжения. Не даром многие методики арт-терапии включают в себя процесс рисования.

Наиболее распространённый вопрос примерно звучит так: можно ли научиться рисовать, если у меня (у моего ребёнка) нет таланта?

Александр Алексеевич Варенцов, основатель первой Детской художественной школы в Великом Новгороде, обычно на этот вопрос всегда начинает отвечать с фразы: «Не одарённых детей не бывает, бывают не раскрытые способности. У каждого человека есть врождённое чувство прекрасного и безобразного, а умение выражать его пластически - это вопрос обучения».

А.А.Варенцов с учеником. Фото Юлии Разинковой

Безусловно, есть определённые качества, которыми мы в той или иной мере наделены от природы, среди них соответствующие способности рисовать: развитая моторика – умение хорошо владеть руками, глазомер – способность точно видеть и передавать пропорции, цветовое видение – умение распознавать большое количество оттенков цвета и другие. Однако все вышеперечисленные качества необходимые человеку не только для умения рисовать, поддаются развитию путем упражнений, и в том числе прекрасно и быстро развиваются с помощью рисования.

Бывает и природная склонность к деятельности, когда ребёнок любит рисовать, рисует с удовольствием. Как правило, все малыши с удовольствием рисуют, они активно познают мир и с удовольствием используют для этого рисующие приспособления раскрашивая всё вокруг себя. И только встречаясь с запретом, наказанием, критикой взрослых, особенно чувствительные дети быстро теряют интерес к этой деятельности. С этого момента многие определяют для себя рисование некой зоной не успешности.

Около 80% взрослых посетителей нашего музея говорят, что неспособны рисовать. Однако, те, кто отваживается попробовать рисовать на мастер-классе в музее, преодолев многолетний страх неуспеха, открывают в себе и способность к рисованию, и удовольствие от процесса.

Сеанс портрета. Фото Елены Гребенщиковой

Не станет же он художником?

Этот вопрос звучит как угроза. Конечно, мы разделяем обеспокоенность родителей, тем более, что жизнь художника совсем не легка и далеко не респектабельна. Но вряд ли мы можем пожелать для своих детей профессии не любимой, не интересной, особенно, если учесть тот факт, что на работе мы проводим большую часть своей жизни. Из тех, кто обучаются искусству, «свободными художниками», живущими на творчество, становятся единицы, на это есть ряд причин и внутреннего и внешнего характера. Большинство входят в мир художественных профессий: художники книги, театра, архитекторы, дизайнеры различных направлений (интерьер, полиграфия, мода, машины, мебель и т.д).

Но, прежде всего, занятия искусствами, как и обучение в целом, не всегда напрямую связаны с нашей будущей профессиональной деятельностью. Наше образование формирует нашу культуру, от которой напрямую зависит качество нашей жизни. На качество жизни влияет не только наш доход, но и умение организовать досуг, дополнить жизнь приятными ощущениями, способность получать удовольствие от музыки, картины, кинофильма делает жизнь человека и более интересной, и более приятной.

Куда пойти учиться?

Всё зависит от ваших желаний и возможностей, причём, не только финансовых. Для того чтобы занятия были эффективны важно учесть многое. Прежде всего, посильную совокупную нагрузку на вашего ребёнка, особенно, пока он мал. Если у него возбудимая психика, режим должен быть щадящим, нужно время на отдых, паузы - на переключение, одиночество - на восстановление. Если ребёнок гиперактивен, наряду с интеллектуальными занятиями, обязательны ещё и занятия спортом, или длительные прогулки. Занятия не должны заканчиваться позже 19.00.

Для старшего возраста очень важна комфортная среда. Сбалансировано время на подготовку уроков и дополнительные занятия, время в дороге тоже важно учитывать.

Важно помнить, что помимо знаний занятия должны приносить удовольствие. Важно, чтобы программа обучения соответствовала возрастным особенностям. Методика занятия возрастной психологии и физиологии. Важно, чтобы педагог был заинтересован, образован, доброжелателен. Важно наладить с педагогами диалог. Будьте любопытны, не стесняйтесь задавать вопросы педагогу, расспрашивайте ребёнка о его ощущениях, новых работах и т.д.

Чем отличаются формы художественного обучения?

В Великом Новгороде существует большой выбор различных форм образовательных и досуговых учреждений от специализированных художественных до обще эстетических: Детская художественная школа, Школа искусств при колледже им. С.В. Рахманинова, Творческая студия «от 15 до 15», художественные студии в домах культуры, детских центрах, школьные кружки и досуговые центры.

Классическое образование в изобразительном искусстве начинается с изучения основ изобразительной грамоты. Само слово грамота указывает на отношение к языку. Действительно, у каждого искусства есть свои основные коммуникативные средства, с помощью которых искусство воздействует на зрителя, с помощью которых художник «говорит», а зритель воспринимает произведение искусства.

Классическая система художественного образования делится на три ступени – начальная, это художественная школа, средняя профессиональная – это художественные училища, высшая – академические институты. (В настоящее время, для поступления в художественные СУЗы и ВУЗы, документ об окончании детской художественной школы не является обязательным требованием).

Классическая система начального художественного образования разработана на основе особенностей психологического развития детей и традиций обучения искусству в Европе и в России. Обучение начинается с 11-12 лет и продолжается 4 года. Обучение ведётся по основным дисциплинам: рисунок, живопись, композиция, скульптура, история искусства. Опыт показывает, что наибольшего успеха добиваются школы с единой учебно-методической системой, пронизывающей все дисциплины. Единство методических установок даёт возможность соединить и научить применять по назначению выразительные возможности всех разделов изобразительного искусства.

Сейчас при школах организуются студии и даже целые отделения для детей младшего школьного возраста. Часто они называются подготовительными, в некоторых школах они введены в систему восьмилетнего художественного образования, как младшие классы художественной школы. Основной проблемой для этих структур является сохранение методов работы и тематики занятий, соответствующих возрастным особенностям детей. Главная задача этого периода состоит в развитие воображения, обучении через игру и общение, через освоение различных материалов. Форсирование обучающих задач, раннее введение обучающих тем и методов часто приводит к потере интереса к рисованию.

Школы искусств. Первоначально структура этих школ отражала идеи о синтетическом и гармоническом образовании детей. По замыслу, ребенок в школе искусств должен был проходить обучение в единой сбалансированной междисциплинарной системе: изучать музыку: петь, изучать нотную грамоту, играть на инструменте, изучать хореографию: танцевать; изучать основы изобразительной грамоты: рисовать и писать с натуры, сочинять композиции. К большому сожалению, идеи эти реализованы лишь в исключительно небольшом количестве школ искусств России. Большинство школ искусств, в том числе и в Новгородской области, развиваются, как система отделений. (в буквальном смысле - от слова отдельно). Каждое отделение реализует свои учебные программы, близкие к программам музыкальных и художественных школ.

Студии и кружки при школах и домах культуры. Каждая студия и кружок имеет своё название и реализует свою программу, которая рассчитана на детей определённого возраста: группы раннего развития, дошкольного, младшего школьного, среднего и старшего возраста, и студии для взрослых. Как правило, в названии студии уже отражено некая тематическая направленность: игровая, развивающая, обучающая. Эти формы организации предполагают меньшую нагрузку. Занятия проходят один или два, реже, 3 раза в неделю, недельная нагрузка составляет от 2-х до 9 часов. Здесь многое зависит от педагога, от его человеческих качеств и, безусловно, от уровня образования. Атмосфера в классе или студии имеет очень большое значение для успешности занятий. Диапазон интересов педагога, также, как и заинтересованное участие родителей в процессе, способствуют качественному образованию.

Музейные занятия - ещё одна форма художественного образования. Практически все музеи организуют мероприятия, разработанные специалистами, на основе своих коллекций. Специальные программы для различных учебных заведений, интерактивные экскурсии, занятия в экспозиции – все они направленны на художественное развитие, воспитание и обучение. Обратившись к сайту любого музея, вы без труда найдёте необходимую информацию, и можете спланировать свои посещения, включить их в культурную программу своей семьи на год вперёд.

Семейные посещения являются приоритетными и для нашего музея, который также, наряду с остальными, участвует в «художественном просветительстве». Мы реализуем целые программы мастер-классов для посетителей, для того, чтобы рассказать о языке изобразительного искусства. В процессе деятельности это достигается быстрее и качественнее. Мы идём за своими учениками год за годом, сопровождая их творческое развитие.

«Детский час в музее», по воскресеньям весной 2016 возник как способ привлечь родителей к рисованию. На самом деле отношение родителей - очень важный элемент в художественном образовании детей. От родителей зависит не только выбор места и способа образования ребёнка, но и отношение к художественной деятельности детей. Мнение близких имеет большую ценность и влияние на ощущение ребёнка. А суждение родителей непосредственно зависит от их уровня компетенций в вопросах искусства и деликатности. В нашей практике мы часто встречаемся с «не рисующими посетителями» очень часто мы слышим истории как жёсткое критическое высказывание родителей или педагогов «наложило многолетний запрет на деятельность», к которой ребёнок имел страстный интерес.

Совместное рисование на мастер-классе не только сближает членов семьи, но и делает критику со стороны взрослых, гораздо умереннее, т.к. они сами сталкиваются с проблемами рисующего, вновь испытывают и трудности, и радости рисования. А общие выставки участников мастер-класса всегда демонстрируют свободу детского восприятия и находчивость в интерпретации любой темы.

«Нежный возраст» - это название для периода интенсивного социального формирования, введённое московскими педагогами, применимо, на мой взгляд, для всех детей, да и для нас взрослых. Хотелось бы, чтобы обучение искусствам было бы таким заповедником бережного отношения к человеческим чувствам и своеобразию каждой личности. Вот так, наверное, и будет выглядеть основная общая рекомендация для желающих дать своему ребенку художественное образование: Дорогие родители, пожалуйста, отыщите такой заповедник бережного отношения к ребёнку и сами относитесь к нему как можно бережнее.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: