ГлавнаяСтатьиАвтопортрет
Опубликовано 17.08.2016 в 09:45, статья, раздел Арт, рубрика Дневник художника
автор: Светлана Акифьева
Показов: 699

Автопортрет

На этой странице своего дневника я хочу поделиться с вами впечатлениями о замечательной выставке «Моё Я. Автопортрет из коллекции Русского музея». Выставка продлена до 22 августа, так что у новгородских любителей искусства еще есть возможность её увидеть.

Выставка масштабная и воспринимается как энциклопедия русской художественной жизни: 200 портретов, более 150 биографий - зрелище не только познавательное, но и проникновенное. В автопортрете представлена не только история жанра, но история русского искусства: от камерных и лирических образов, запечатлевших великих мастеров начала XVIII века, до гротескных масок, в которых изображают себя художники рубежа XX-XXI веков. На выставке, как и ожидала, я встретила портреты хорошо известные. Однако контекст показа дал возможность всмотреться в них пристальней и открыть заново. Собственно, это и произошло в первом зале (выставка сохраняет хронологический принцип показа). Здесь собраны первые в русском искусстве автопортреты. «Автопортрет с женой», 1729, А.А. Матвеева на этой выставке поразил меня не только живописной свободой трактовки образа, но и характеристикой персонажей. Супруги на портрете – это единомышленники. Все выразительные средства, доступные художнику подчинены, задаче острее передать их единство: расположение в пространстве холста, ракурс, гармоничное цветовое решение, их лица, сияющие молодой силой, умом и добротой обращены в одну сторону.

В этом же зале «Автопортрет». А.Г. Венецианова. 1811. - один из сильнейших портретных образов отечественного искусства. С портрета на нас смотрит не просто художник, а крупный общественный деятель, создатель школы - человек полный достоинства, спокойствия и мудрости.

На своём последнем автопортрете великий Карл Павлович Брюллов предстаёт трагическим героем: не только физическая боль, но и боль от разбитых творческих мечтаний, боль разочарований отразились в глазах мастера. Изящная рука, ослабевшая и бледная, усиливает это ощущение.

Ещё одна прекрасная находка организаторов выставки - экспонировать несколько автопортретов, написанных в различные периоды жизни художника, развернуть перед зрителем жизнь человека: его надежды, его славу, его горе, его мудрость и даже усмешку или сарказм. Наиболее полной получилась «галерея» И.Е. Репина, поздний период представлен в ней блестящим карандашным рисунком гениального художника. С пожелтевшего листочка, словно бы только что вырванного рукой художника из своего альбома, Илья Ефимович смотрит хитро и весело, как будто прислушивается к спорам, пережившим столетие, о таланте и личности гениального живописца.

На выставке показано большое количество портретов малоизвестных художников. Среди них - автопортрет Екатерины Чихачевой, рано умершей художницы начала XIX века.

Впервые представлена целая серия автопортретов Василия Васильевича Беляшина (1874—1929). Он, подобно Рембрандту, изучал своё отражение в зеркале через гримасы, не боясь предстать перед публикой в таком виде, не боясь выглядеть смешно и нелепо. Перед этими портретами вспоминается Мюнхаузен из легендарного фильма М.Захарова: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Выглядывая из рамы, художник словно бы передразнивает нас, разглядывающих великих живописцев так серьёзно и глубокомысленно …

Широко представлены на выставке автопортреты художников XX века. Большое количество работ «мирискусников». Автопортреты рассказывают о среде, эстетических пристрастиях и даже о творческих приоритетах. Художники серебряного века просты и элегантны, их лица благородны и сосредоточены. Среди них очень интересные автопортреты М.В. Добужинского, молодого и старого К.А. Сомова, А.Н. Бенуа и Б.М. Кустодиева. Этот раздел выставки многообразно представляет интерес художников этого круга к выразительным свойствам различных графических техник. Здесь представлены рисунки карандашом, пером и углём, акварель и гуашь, пастель, темпера и многочисленные вариации смешения материалов.

К.А.Сомов "Автопортрет"

Революционные и военные десятилетия прошлого века также нашли своё отражение в портретах.

Яркие работы и неизвестные имена. Секрет прост и трагичен. Его раскрывают короткие и ёмкие сопроводительные тексты, даты безвременных и трагических кончин в годы репрессий и в годы войны. Эмиграция, также как гибель, становилась причиной многолетнего вето, которое по какой-то равнодушной инерции всё ещё длится…

Шендеров Александр Семёнович (1897 – 1967) «Натюрморт с зеркалом» (Автопортрет в зеркале). 1936 Холст, масло. 45 x 60 см

На этой фразе хочется замолчать и прерваться, но я продолжаю, ведь на этом периоде вовсе не заканчивается ни история искусства, ни выставка, о которой я вам рассказываю.

Впереди - романтический взлёт после Великой Победы в 1945. Жаждой жизни и светлой надеждой наполнены автопортреты художников 1950-х годов.

А.Пластов "Автопортрет"

Неожиданный разворот светлое советское гуманистическое искусство делает во второй половине - нет не 1990-х, а уже в 1960-е годы. Автопортреты второй половины XX часто решаются как гротескные маски, иногда эта маска или жест принимает декларативный характер.

В.Стерлигов "Здравствуйте!"

Анатолий Андронов «Автопортрет в гробу», Владимир Стерлигов назвал свой портрет - «Здравствуйте!», 1967, Холст, масло, 125х95, Рашид Доминов - «Воспоминание», он изображает себя в далёком, но не забытом детстве, заглядывающим через распахнутую дверь в будущее. В этой картине, как и во многих других, я думаю, отразится зритель, живущий в России. Всё или очень многое, из рассказанного о собственной жизни, о своих чувствованиях и опытах, чаяниях и сомнениях художниками, жившими и живущими в России, остаётся актуальным. Выставка получилась настоящая – живая, многообразная, содержательная.

Пройдя по выставке, каждый зритель найдёт портреты людей близких по духу… К этому призывают и организаторы выставки, объявив конкурс музейного селфи. Благодаря конкурсу зрители Русского музея получили разрешение снимать экспонаты временной выставки.

Надеюсь, что мой рассказ взволновал вас, и вы найдёте возможность отправится в Русский музей знакомиться с художниками...

Источник фотографий картин и интерьеров музея: http://vk.com/rusmuseum; http://www.tg-m.ru/

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: