ГлавнаяСтатьиСовременная женская проза
Опубликовано 12.08.2016 в 09:15, статья, раздел Слово, рубрика Книжный дозор
автор: Папрецките Лорета
Показов: 530

Современная женская проза

Многие любители хорошей книги, услышав словосочетание «женская проза» презрительно улыбнутся – не наше это, дескать. Такого не читаем! А мне пришлось прочесть несколько книг, поступивших на абонемент центральной городской библиотеки им. Д. М. Балашова, которые можно отнести именно к этой категории. И я ни капли не жалею о потерянном времени! О лучших книгах из этой подборки мне и хочется рассказать в данном обзоре.

Для начала – книга неподражаемой Виктории Токаревой «Одна из многих» (М.: Астрель, 2012). Это сборник повестей и рассказов, которые издаются уже не впервые и многие из них экранизированы. Все произведения – это истории различных женщин, с их обычными, домашними, житейскими, женскими проблемами.
Героиня повести «Одна из многих» Анжела - девушка из неблагополучной семьи, дочь алкоголиков. Она отправляется в Москву в поисках своей мечты. Анжела неплохо поет и мечтает стать звездой. Несмотря на все трудности, она упорно идет к цели и достигает определенных успехов. Но все рушится в один миг, когда девушка перестает трезво оценивать ситуацию под действием чувств. Она была одной из многих, такой и осталась…
Мара – героиня повести «Первая попытка», тоже одна из многих советских женщин. Она с неудержимым упорством строит свою жизнь, ставит себе цели и добивается их. Мужчины, карьера – все идет по плану, возникающие на жизненном пути препятствия – только лишь остановки на пути к счастью. Но тут возникает то, что сильнее сильной женщины Мары. Страшная болезнь отбирает силы и жизнь, которая начала так хорошо складываться…
Марина, о которой идет речь в повести «Своя правда», родилась в Баку в благословенные советские времена, когда все люди были братья, и национальный вопрос не существовал. В ее жизни было всё: ранний брак, который разбился о быт, безумная любовь с красавцем Рустамом, распад СССР, бегство из родного города в Москву из-за начавшихся преследований, разлука с любимым, нищенское существование, работа прислугой у «новых русских»… Что тут скажешь, жизнь тяжелая, как и у многих.
Кроме повестей, в сборнике напечатано еще несколько рассказов, повествующих о судьбах еще нескольких женщин, таких разных и таких похожих.
Читать Токареву легко и интересно. Каждая страница ее прозы наполнена действием, в ней нет пространных рассуждений и описаний. Токарева пишет иронично и очень трогательно, ее повести можно разбирать на афоризмы.

Роман русской писательницы, живущей в США, Ирины Муравьёвой «Холод черемухи» (М.: Эксмо, 2011)- это второй роман из семейной саги, посвященной периоду до и после Октябрьской революции. Первый роман трилогии «Барышня» получил восторженные отзывы читающей публики. Трилогия рассказывает о жизни сестер Зандер, обычных девушек из московской дворянской семьи, живущих на рубеже двух эпох. Автор стремится показать нам, как великие исторические потрясения сказались на личном женском счастье героинь романов.
В первом романе главной героиней была старшая сестра Татьяна, а в романе «Холод черемухи» - младшая, Дина. Она красива, своенравна и притягательна для мужчин. Она мечтает быть актрисой, она жаждет любви, она кипит страстями. На первом плане – личные отношения героев романа. Революция, голод, ужасы красного террора – это лишь фон, на котором разыгрывается спектакль.
«Холод черемухи» - качественная, написанная прекрасным русским языком, но, безусловно, женская проза. В ней бытовы детали преобладают над историческим моментом. Но тем ее проза и интересна. Описания быта помогают глубже осознать и почувствовать масштаб изменений, происшедших в обществе.
Сама писательница придает большое значение роману, в одном из интервью она сказала: «Холод черемухи» - это та книга, которая уже по-настоящему определяет особенности всей моей большой предполагаемой работы, «вспарывает» основное мое направление, выводит читателя на то, что и является самым важным в заново разрабатываемом мною жанре «якобы исторической», «якобы мемуарной» и «якобы документальной» прозы. Это уже сейчас корневая часть, это уже сейчас крещендо моей будущей большой работы».
Роман захватывает с первых строк и читается на одном дыхании.

Говоря о женской прозе, невозможно обойти стороной роман Элизабет Гилберт «Есть, молиться, любить» (М.: Рипол-Классик, 2012). Как позиционируют издатели: «Современная книга о современной женщине, для которой есть, молиться, любить — значит получать удовольствие от жизни».
А, по-моему, типичный американский роман о типичной американской женщине.
Героиня романа – успешная молодая писательница и журналистка - в 30 лет осознала, что ее личная жизнь ее совершенно не устраивает. Мужа она не любит, детей от него не хочет. У нее есть любовник, с которым также складываются очень тяжелые, хотя и страстные отношения. И вот однажды она решает круто изменить свою жизнь, освободиться от прошлого и найти себя в этом мире и Бога в себе.
Тогда она начинает мучительный бракоразводный процесс с мужем, который длится 4 месяца, а потом принимает решение расстаться и с любовником, потому что и эти отношения кроме депрессии и душевных мук ничего ей не приносят. Она бросает все и уезжает на год путешествовать. В ее маршруте – три страны - Италия, Индия и Бали.
В Италии она наслаждается пищей, в Индии - медитирует и пытается найти душевное спокойствие, а в Бали - находит свою любовь. В итоге она готова вернуться в свою обычную жизнь совершенно другим человеком – с равновесием в душе и любовью в сердце.
Почему я называю этот роман типично американским? А вы попробуйте себе представить типичную русскую женщину, которая думает только о себе, о комфортности своего «Я» и может вот так вот запросто уехать на целый год за границу, чтобы «найти себя»?
Представили? А мне это как-то не удалось…
Роман «Есть, молиться, любить» (Eat, Pray, Love) стал бестселлером и является абсолютным хитом книжных продаж в России. Своей любимой эту книгу называют Хиллари Клинтон и Бритни Спирс, Людмила Путина и Глюкоза. По этому роману Элизабет снят фильм с Джулией Робертс в главной роли (продюсер — Брэд Питт).

Еще один роман – книга Марины Степновой «Женщины Лазаря» (М.: АСТ: Астрель, 2012). Действие романа охватывает период от начала XX до начала XXI в. Это история трех женщин, так или иначе связанных с маститым советским академиком Лазарем Линдтом. Первая, Маруся, жена его старшего друга, старше Лазаря на 30 лет. В нее юный Лазарь влюбляется сразу и бесповоротно, как только встречается с ней в свои 19 лет. Эта любовь будет с ним до самой его смерти, но останется глубокой тайной души.
Вторая женщина, Галина Петровна, стала женой Лазаря Иосифовича, уже заслуженного ученого и академика. Тут разница в возрасте была в полвека, и уже не в пользу Лазаря. Галина вышла за Лазаря не по любви, и даже не по расчету. Её заставили стать женой старого академика под угрозами жизни и безопасности ее любимому, за которого она вот-вот должна была выйти замуж. Ненависть к мужу сделала из нее стерву, ненавидящую и презирающую всех, даже сына. Для академика же она была молодым и еще более прекрасным повторением Маруси. Академик не замечал недостатков своей жены и любил ее всю жизнь.
Третья героиня романа, Лидочка, внучка академика. При жизни Линдт не встречался с ней. Но его дух всегда был рядом. В конце романа Лидочка обретает свой дом, и это бывший Марусин дом, пропитанный энергетикой добра. Так замыкается кольцо судеб.

И, под конец, сборник «Волшебное настроение» (М.: АСТ: Астрель, 2011), в который вошли романы Натальи Нестеровой «Двое, не считая призраков», «Магички» М. Кетро и рассказ Александры Тайц «Голландский самурай».
Фантастика - это еще один жанр современной русской литературы, в котором женская проза занимает достаточно большое место. Не скажу, что все произведения сборника мне понравились, но читать было легко. Да и книгу эту просто очень приятно подержать в руках. Она великолепно оформлена и напечатана на отличной бумаге.
Роман «Двое, не считая призраков» критики называют одним из самых загадочных произведений Натальи Нестеровой. Главные действующие лица романа – легкомысленный системный администратор Антон Скробов и криминальный авторитет и крупный делец Борис Горлохватов по прозвищу Удав.
Они очень разные люди, но у них есть одно общее – они могут общаться с умершими. Только один использует этот дар в благих целях, помогая родственникам мертвых, а второй – строит свою криминальную империю, используя знания, которые сообщают ему давно почившие преступники. Но однажды любовь (как же без нее в женской прозе!!!) меняет все…
Роман о том, что каждый дар – это не только благо для его обладателя, но и великая ответственность.
Героина романа Марты Кетро «Магички», начинающая писательница Ольга, отправляется на литературный семинар для молодых и талантливых авторов, рассчитывая поучиться у мастеров, а заодно и восстановиться после любовных неудач. А в результате она попадает в самое сердце секретного Ордена женщин-писателей, которые выглядят как полубезумные ведьмы.
Среди членов древнего ордена, ведущего свою историю от матери-основательницы Сапфо, критики находят знакомые образы из литературного мира современной России. В Ларионовой угадывается Петрушевская, в Хмельницкой - Улицкая, Джульетта Иванова – это, видимо, Юлия Шилова, Панаева – Татьяна Соломатина, а прототипом Сашки Ядовой, пишущей о детях, вполне могла быть Женя Доброва с её «Детским альбомом».
По достоинству можно оценить юмор автора - неловкая и странноватая Марго, «искренняя и нежная легенда русского интернета» кажется, и есть сама Марта Кетро.
Ольга так и не становится членом этого ордена. После нескольких страшных и загадочных событий, она покидает странный дом. Неужели только магия и тайные общества правят миром? «Если и существует какой-то дар любви человеку от Бога, думала Ольга, то он в возможности иногда подглядеть замысел, тронуть глупыми детскими пальцами систему мироустройства и ощутить тепло большой руки, которая только что была здесь».
Рассказ Александры Тайц «Голландский самурай» пересказывает сюжет «Клуба Самоубийц» Р. Л. Стивенсона, но транслирует совсем иные мысли: удивительные, даже шокирующие. Он рассказывает историю о загадочном событии в Сан-Франциско, полную мистики и любви.
Метка: не для гомофобов.

Как видим, современная женская проза процветает, она богата именами, жанрами и публикациями. Может быть, я преувеличиваю, но мне кажется, что сегодня женская проза находится в небывалом расцвете. Она выросла до «большой литературы», перешла на качественно новый уровень и, безусловно, заслуживает внимания читателя не только женского, но и мужского пола.

Читайте хорошие книги и получайте удовольствие!

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: