ГлавнаяСтатьиНадо ли учить ветеранов?
Опубликовано 2.08.2016 в 11:15, статья, раздел История
автор: ОК-журнал (Анатолий Мохонько)
Показов: 323

Надо ли учить ветеранов?

Эта статья посвящена очень важной теме — какие профессиональные руководители нужны сегодня коллективу ветеранов? И если нужны, то какого уровня и какие творческие задачи они должны решать вместе участниками-любителями?

Во многих городах и поселках при учреждениях культуры успешно функционируют ветеранские хоровые коллективы. Давайте уточним определение «ветеранский». По определению словаря Ожегова, ветеран — это «старый, заслуженный деятель, работник». Значит, коллектив ветеранов — это коллектив, состоящий из заслуженных, старых работников предприятий.

С появлением массового ветеранского движения возникает вопрос: «Надо ли учить ветеранов? Или пусть делают, что делают — и спасибо им за активность в художественной сфере. То есть нужно ли руководить ветеранским художественным творчеством, поднимать уровень исполнительского мастерства, качество репертуара? Ведь концерты и фестивали хоровых ветеранских коллективов — это не посиделки на сцене, они должны стать демонстрацией певческого мастерства. Михаил Швыдкой, в прошлом министр культуры РФ, сказал: «Мы должны помогать тем, кто приносит наилучшие результаты, и не мешать тем, кто ищет новые пути... Требовать от искусства высокого профессионального уровня — самая насущная задача сегодняшнего дня». Эти слова в полной мере можно отнести и ко всей нашей культуре и ветеранскому хоровому искусству.

С ростом ветеранского любительского творчества стали видны и проблемы, которые требуют своего решения. Да, ветераны поют душевно, эмоционально. Многие ветеранские коллективы имеют красивые сценические костюмы, им предоставляются помещения для занятий. Каждый коллектив имеет штатных руководителей, аккомпаниаторов, которые занимаются с ветеранами практически круглый год. Порой появляются на сцене и певцы с прекрасными природными данными, но я уверен - ветераны способны на большее.

Ветеранское творчество порождает талантливые и самобытные явления искусства — и это правда, так и должно быть. Но на фестивали и смотры приезжает немало и таких, которые оцениваются критиками как художественно вторичные, эклектичные.

Но не зря говорят: руководитель — лицо коллектива. Руководить ветеранским хоровым искусством нужно доверять не случайным людям, а только специалистам в данной области, которые способны (и хотят) развивать национальные хоровые традиции с учетом законов хорового искусства и современных веяний. От руководителя хора зависит и творческая атмосфера в коллективе. Участникам хора очень важно ощущать себя в культурной среде, находить в хоровом искусстве истинные ценности, приобретать новые умения и навыки. Причина скромных результатов ветеранского художественного творчества, на мой взгляд, непосредственно связана с низким профессионализмом руководителей хоров, которые, не имея хормейстерского образования (в большинстве своем они из баянистов), беспомощны в работе над вокалом, над хоровой партитурой в целом.

Конечно, важно, чтобы результаты занятий в коллективе были представлены публике и по достоинству оценены. Ведь часто руководители настроены ещё по-советски: ждут, когда им предоставят площадку для выступлений, соберут слушателей... Приведу другой пример. Народный коллектив, ветеранский хор советской песни ведёт активную концертную деятельность. Он уже выступил во многих городах и селениях Кузбасса, в Томске, стал лауреатом международных конкурсов и фестивалей в России, Казахстане, Украине и Сербии. Как это ему удаётся? Мы стали членами местного отделения ДОСААФ, участвуем в его работе. Эта организация предоставляет нам автобус для передвижения по городам области. Наверное, не очень типичное явление, но руководитель коллектива из личных средств оплачивал проезд участников на фестивали в город Семей (Казахстан), Ялту. Кризис, у государства нет средств, чтобы обновить изношенные концертные костюмы. И руководитель вновь тратит свои личные.

В настоящее время назрела потребность пересмотра традиционных подходов к педагогическому руководству любительским творчеством. Любительское творчество, которое всегда шло от поиска собственной самобытности к некритическому освоению (повторению) «модных» образцов профессиональной деятельности, в настоящее время имеет шанс отойти от единых заданных стандартов.

Ветеранские хоровые коллективы все чаще обращаются к неизвестным, забытым или запретным прежде пластам отечественного художественного наследия и мировой художественной культуры. В свои программы они все смелее включают духовную музыку. Эти процессы, возникшие первоначально за пределами «официального» любительского творчества, стали распространяться и в ветеранской среде. Например, Хор советской песни исполняет «Тебе поем» из литургии «Святого Иоанна Златоуста» М. Ипполитова-Иванова, сложные а-капельные произведения: Г. Свиридов на слова А. Пушкина «Зимняя дорога», Ф. Мендельсон-Бартольди «Лес», Карл Орф «Люблю и ненавижу» из сценической кантаты «Катулли Кàрмина», А. Пирумов, Р. Гамзатов «Входи, прохожий».

Но в условиях роста художественного многообразия, расширения творческой свободы, возрастает и ответственность руководителя за уровень исполнительства, а также за определенный уровень развития личности каждого участника, за овладение им необходимыми знаниями, умениями и навыками в области хорового искусства, за художественно-эстетическое саморазвитие личности. Выработка этих качеств у членов коллектива на основе педагогически целенаправленной регуляции их любительской деятельности и составляет основную цель руководителя.

Однако в современной практике руководства ветеранскими хоровыми коллективами заметен ряд существенных недостатков. К таким относятся: полное или частичное отсутствие педагогической целенаправленности, отрыв педагогических задач от художественных, опора учебно-воспитательной работы в коллективе на привычную авторитарную педагогику, ограничивающую активность и творчество участников, слабое научно-методическое обеспечение и, увы, также и некомпетентность руководителей коллективов.

Кроме того, к недостаткам я бы отнес и ведомственную заинтересованность, то есть опору на рост статистических показателей художественного творчества, а не качество искусства. Может показаться абсурдным, но до сих пор от ветеранских коллективов требуют план концертных выступлений на следующий месяц, а то и на целый год! Словно это филармонический коллектив, а не любительское объединение. Кроме того, очень жаль, что и сегодня при явных успехах и расширении деятельности ветеранских хоровых коллективов фактически отсутствует специализированная художественная критика. Все решения о поощрениях, награждениях и т.п. принимаются Советом ветеранов. Эти негативные черты были в прошлом и остаются поныне.

Ряд проблем накопился в самой острой области — подготовке и повышении квалификации кадров руководителей, где в полной мере учитывались бы особенности и многообразие видов профессиональной деятельности по руководству современным ветеранским творчеством, отражались бы новые тенденции в любительском искусстве. Например, в нашей Кемеровской области функционируют многочисленные хоровые коллективы ветеранов — академические, фольклорные, коллективы русской и советской песни, песен малых народностей Кузбасса, есть и коллективы смешанной манеры пения. Понятно, что в специализированных учебных заведениях должны учитываться особенности и потребности региона в специалистах необходимого профиля. Я уже не говорю о курсах повышения квалификации руководителей ветеранских коллективов — их вообще пока не существует.

Хотелось бы, очень хотелось бы, чтобы в ветеранских хоровых коллективах были опытные специалисты, получившие образование на хоровых кафедрах консерватории или институтов культуры и искусств, прошедшие школу аранжировки, практику работы с учебными и любительскими коллективами — и не просто хормейстеры, но сформировавшиеся творческие личности, которые были бы и педагогами, и организаторами, и психологами. Чтобы добиться неразрывного слияния звука и слова, чувства гармонии и контрапункта, гибкой нюансировки, мастерского владения певческим дыханием — нужно знать, как этому учить. И необходимо учитывать, что голос ветерана имеет свои особенности и недостатки: «качание» голоса, возрастные проблемы с дыханием, дикцией и т.п. А где же хормейстеры, окончившие музыкальные училища и институты культуры?. Ведь их за эти годы выпущено не десятки, а скорее десятки тысяч. Но большинство хормейстеров не обучены работать с ветеранами, чаще работают в ДМШ или даже не по специальности.

Может быть, я выскажу известные истины, но руководитель и их должен учитывать в своей работе. Ветеранскому коллективу невозможно в чистом виде копировать исполнение какого-либо хорового произведения профессионалами, так как существует разный уровень мастерства исполнителей, разные подходы к репетиционной и гастрольной деятельности, — отсюда и «свой» подход к занятиям, «свои» конкретные цели и задачи. Необходимо также научиться делать партитуры на определенный, имеющийся в этих коллективах состав голосов. При этом следует обязательно учитывать вокально-технические возможности, особенности певческих характеристик. Необходимо представлять — кому из солистов дать запев, какими средствами художественной выразительности лучше воспользоваться при разучивании данной песни с коллективом. Репертуар также должен создаваться для каждого коллектива персонально. А любую готовую партитуру — по необходимости — уметь обработать — переложить, аранжировать и отредактировать. Руководителю необходимо быть не только хормейстером, но в какой-то мере и композитором.

В хоровом исполнительстве очень важен и поиск новых приемов и красок — как в хоровой партитуре, так и в инструментальном сопровождении. Ведь зачастую руководитель-баянист просто дублирует партитуру на инструменте, обедняя звучание исполняемого произведения. Поэтому нужна и специальная подготовка концертмейстеров, проведение мастер-классов, курсов по повышению квалификации. Многие руководители увлекаются включением в репертуар собственных сочинений. Опыт подсказывает: эта практика негативно влияет на деятельность любительского коллектива.

Для руководителя художественного коллектива в настоящее время важна работа на компьютере, освоение музыкальных программ (редакторы и конвертеры «Сибелиус»), написание фонограмм «плюс» и «минус». Все это будет обогащать выступление коллектива, помогать при выступлении на открытом воздухе, в больших залах. Но качественной подготовкой руководителей в этом направлении у нас пока никто не занимается.

И еще одно соображение. Может быть, фестивали хоровых коллективов, которых становится все больше и больше, следует ранжировать? Кто-то выступит на районных фестивалях, более достойные — на городских, а самые подготовленные и самобытные — на областных. Следует определиться и со статусом (чтобы не было путаницы!) — либо это фестиваль клубов ветеранов, либо ветеранских хоровых коллективов. Возможно, стоит проводить раздельные фестивали — коллективов с академической и народной манерой пения, солистов и ансамблей, вокальных и инструментальных.

Вопросов накопилось немало. Их явно больше, чем названо. Но начинать нужно с главного — наладить курсы повышения квалификации, ежегодно проводить теоретические и практические занятия для руководителей и концертмейстеров ветеранских коллективов. Думается, это вполне посильно для районных городских и областных советов ветеранов.

При всех затронутых трудностях и проблемах, существуют всё-таки огоньки творчества, хорошие примеры. Но это только тогда, когда с руководитель коллектива имеет специальное образование, является фанатиком в своем деле, безгранично влюблен в свой коллектив, хор, верит в своих участников и делает все, чтобы научить каждого искусству пения, разнообразить жизнь в коллективе, создать такие условия, при которых каждый член коллектива развивал бы свои способности, совершенствовался, получая от этого положительные эмоции.

В этом отношении яркий пример – народный коллектив, академический хор клуба «Шахтер» г. Киселевска, которым руководит заслуженный работник культуры РФ Тамара Ивановна Трегубова. Она окончила факультет хорового дирижирования Новосибирской консерватории. Прибыв в Киселевск в 1979 году, начала активно заниматься формированием коллектива. В его состав вошли шахтёры, водители, медики, преподаватели музыкальной школы № 17. Целью своей она поставила создание крепкого хорового коллектива, который мог бы успешно решать сложные исполнительские задачи. Большое внимание уделяла работе над вокалом, интонацией, ритмом, дыханием. Стала заниматься разучиванием партий, занялась вокальной подготовкой солистов.

С первых выступлений хор заслужил высокую оценку жюри и зрителей в смотрах художественной самодеятельности, занимая призовые места. Автору этих строк, к счастью, приходилось совместно выступать с этим коллективом, присутствовать на репетициях, знакомиться с методикой работы Т.И. Трегубовой. Ее принципы репетиционного процесса просто восхищают. Хормейстер старается, чтобы лучшие её вокалисты, их исполнение постоянно питалось музыкальной драматургией произведения и всегда шло от существа музыкально-вокального образа. И тем замечательна Тамара Ивановна, что она в своей работе с певцами никогда не позволяют довольствоваться голой вокализацией, пусть даже очень изящной, ни даже верной передачей «общего» настроения музыки. Она ведет исполнителей к решению более сложной задачи — к созданию конкретного, действенного, музыкально звучащего образа.

Т.И. Трегубова стремится к идеалу, достигнутому лучшими представителями русской и мировой оперной сцены. Она помнит, что совместная работа руководителя и певца есть тончайший творческий процесс, складывающийся из массы больших и малых задач. Чтобы выполнить эти задачи, между певцом и руководителем должен быть установлен взаимный, подлинно творческий контакт в репетиционном процессе и на концерте. Где искать пути к установлению такого контакта, как работать с певцом?

Этот вопрос неизменно волнует руководителя, посвятившего себя хоровому коллективу. Искусство — прежде всего, порядок, стройность. А для создания единого художественного коллектива, необходима соподчиненность всех участников коллектива, направленная к одной общей творческой цели.

Руководитель, считает Тамара Ивановна, должен глубоко осознать, что свободное, гармоничное выявление таланта — не в произволе зазнавшегося певца, хаотически разрушающего художественно-смысловое звучание хора, ставящего свой личный успех выше успеха всего коллектива, равно как и не в суровом и одновременно бесплодном диктаторстве руководителя, преграждающем артисту путь к самостоятельному творчеству.

Единство идейно-художественной цели и единство творческого метода, без которого главная цель не будет достигнута, вот, по мнению Т.И. Трегубовой, наиболее верный путь к созданию жизнеспособного, передового хорового коллектива. Только в группе, воспитанной на единых творческих принципах, появляется широкая возможность для развития и выявления иных ярких сторон индивидуальности певца, который в то же время, осознав свое место в хоре, будет вносить в него «ни больше, ни меньше того, что требуется его ролью по отношению к целому» (А. Н. Островский). Именно в таких условиях руководитель коллектива выполняет свое назначение истолкователя хоровой партитуры, организатора концерта, направляющего творчество исполнителей на раскрытие идей композитора. Он становится подлинным руководителем, воспитателем певцов и одновременно его помощником. Дирижерское решение хоровых партитур не отдаляется от усилий участников, трактовка песен является плодом совместного творчества певца и хормейстера.

Выступления Академического хора клуба «Шахтер» приносят песенную славу шахтерскому городу Киселевску, участвуя в городских, областных, всероссийских и всесоюзных смотрах – конкурсах. 34 года неустанного поиска и напряженной работы над собой, и, как результат – всеобщее признание и любовь. Но самый главный успех – это дружный коллектив, куда приходят люди не по обязанности, по зову сердца на встречу с любимым увлечением – хоровым искусством. В ноябре 1997 года хормейстеру Т.И. Трегубовой присвоено Почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

В 1985 году хор стал дипломантом Всесоюзного телевизионного конкурса «Товарищ песня», в 1986 году хору присвоено звание «народный коллектив», которое хор подтверждает все последующие годы, осуществляя активную концертную деятельность. В 2001 году хор стал лауреатом V Всероссийского конкурса академических хоров «Поющая Россия» (г. Томск), в 2002 году награжден Дипломом за участие в заключительном этапе конкурса «Поющая Россия» (г. Москва). В 2005 году академический хор - лауреат областного телевизионного фестиваля «Кузбасс – наш общий дом». В 2006 году - победитель областного профессионального конкурса на лучший творческий коллектив «Успех-2006», награжден грантом Губернатора Кемеровской области.

Анатолий Мохонько,

профессор, заслуженный работник культуры России, руководитель народного коллектива хора советской песни МАУ «Культурный центр», г. Кемерово.

Фото предоставлены из архивов МАУ «Культурный центр», г. Кемерово.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: