ГлавнаяСтатьиАнестезия (2015)
Опубликовано 29.07.2016 в 16:45, статья, раздел Искусство, рубрика Слепая зона
автор: Эдуард Крейн
Показов: 650

Анестезия (2015)

Никогда бы не подумал, что Тим Блейк Нельсон, этот недотёпа Делмар О’Доннел из коэновской классики «О, где же ты, брат?», окажется неплохим режиссёром кино уже на протяжении добрых двадцати лет. И, что более удивительно, его коллега по фильму, Джордж Клуни – весь такой статный, благородный и избалованный вниманием – несколько раз садясь в режиссёрское кресло, до сих пор не снимет ничего по-настоящему стоящего.

Кадр из фильма "О, где же ты, брат"

Клуни я не готов простить уже то, что своей пассивной режиссурой он чуть не угробил «Признания опасного человека» по сценарию гениального Чарли Кауфмана. Фильм неплох, но режиссура для такого выдающегося сценария слишком безыскусная, а невосприимчивость к нюансам исходного материала только усугубляет общую картину. Его следующий фильм – «Доброй ночи и удачи» – оказался первоклассной экранизацией страницы из википедии с прилепленной кое-как драматургией. Минимализм и фактологизм делают этот фильм невыносимо нудным и бессмысленным, ведь об этой истории гораздо быстрее и интереснее можно прочитать даже в энциклопедических источниках. Следующий фильм – «Любовь вне правил» – ни то фарс, ни то буффонада, ни то романтическая комедия со стойким привкусом банальщины. «Мартовские иды» – может быть, и неплохая политическая драма, вот только нынче развелось столько качественных сериалов, что всего одна серия «Карточного домика» уделывает фильм Клуни по полной. А последний фильм режиссёра – «Охотники за сокровищами» – унылый и нравоучительный бардак.

Кадр из фильма "Охотники за сокровищами"

Говорила мне мама, что внешность обманчива. Неказистый и потешный Тим Блейк Нельсон оказался способен на кинематографические свершения, не артачась и не навязывая своё творчество широкой публике.

«Глаз бога» – амбициозный дебют режиссёра. Фильм рассказывает простую, по сути, историю необычным языком расколотых фрагментов. Нелинейное повествование, религиозный символизм и ощущение тайны пронизаны непрерывным страхом перед уже случившимся, но ещё неясным несчастьем. Марта Плимптон мастерски перевоплотилась в простушку из американской глубинки. Даже странно, что она не добилась широкого признания впоследствии.

«O» как-то затерялся среди осовремененных шекспировских драм. Сама идея переносить куда-то классические сюжеты вызывает тяжёлый вздох, но это не значит, что фильм лишён положительных моментов. Нельсон удивительно складно вложил фабулу «Отелло» в школьный антураж, а сам фильм наполнил запоминающимися сценами, в том числе шокирующего характера.

Кадр из фильма "О"

«Серая зона» рассказывает о пленных евреях, вынужденных помогать в уничтожении своих сородичей в Освенциме в обмен на продление собственной жизни. Тема холокоста всегда вызывает сильные эмоции, и очень просто использовать её для эмоционального шантажа зрителя, поэтому подобные фильмы я обычно не смотрю, а если смотрю – то только если автор картины внушает достаточно доверия, чтобы позволить ему меня спровоцировать. Мне нравится, что «Серая зона» не пытается выжимать слёзы сопливыми скрипочками и красными пальто. Она вдыхает жизнь в леденящие душу страницы истории, методично и беспощадно рисуя обречённость в едва осевшем тумане из серого пепла.

Спустя восемь лет выходит «Травка» с Эдвардом Нортоном в роли двух братьев-близнецов, попавших в передрягу на поприще наркоторговли. Несмотря на то, что вся эта кутерьма с близнецами и переодеваниями сулит низкопробное развлечение, на самом деле, «Травка» – умная и изящная укуренная комедия. Безупречный баланс противоположных жанров и настроений делает этот фильм качественным и немного безумным развлечением.

Кадр из фильма "Травка"

В этом году незаметно вышла «Анестезия» – ансамблевая драма о загадочной человеческой душе. Схема простая и не новая: судьбы незнакомых людей неумолимо летят навстречу друг другу, чтобы столкнуться на короткое мгновение, которому суждено изменить их жизни навсегда. Наиболее известной работой в этом стиле стал оскароносный фильм «Столкновение» – злободневный, изящный и человечный.

«Анестезия» – драма экзистенциальная. На пороге жизненных потрясений, на пороге зрелости или в капкане принятых когда-то необдуманных решений персонажи пытаются понять, как теперь жить дальше. Внутри них идёт борьба, они движутся вслепую, ведомые навязанными ценностями, вымученным чувством долга, обманчивой рациональностью – и приходят в никуда. Но они ходят по кругу лишь до тех пор, пока не получают важный урок от другого человека – урок доброты, урок одиночества, урок терпения. Центральный персонаж картины – престарелый преподаватель философии – практически прямым текстом говорит о том, что одиночество – единственная непоколебимая истина человеческого существования.

Кадр из фильма "Анестезия"

Анестезия нашей жизни – это нигилизм, вера, неверие, идеологии и технологии – любые системы, удобно расставляющие всё по полочкам или отвлекающие игривыми огоньками от всепоглощающего ужаса, неискоренимой боли и мучительного счастья быть живым и безнадёжно одиноким. Если всем сердцем принять это одиночество и оглянуться вокруг, то каждый человек в твоей жизни может стать и учителем, и путеводной звездой; и поможет найти свою дорогу или временный привал на обочине, пока ты не разберёшься, куда всё-таки лежит твой путь.

Фильм снят очень «правильно»: экспозиция, кульминация, развязка. В саундтреке никакого минимализма или ностальгической электроники – здесь звучит камерная музыка, в которой есть и стержень, и душа; и в самом фильме тоже ощущается и душа, и идея. Блестящий актёрский ансамбль, состоящий из знакомых по многочисленным сериалам лиц, буквально проживает свои роли. Сэм Уотерстон в роли университетского преподавателя как всегда обаятелен и лучезарен, а Гретчен Мол бесконечно очаровательна и хрупка в роли надломленной домохозяйки.

Кадр из фильма "Анестезия"

Быть может, в фильме слишком много персонажей. Возможно, лента бы только выиграла, будь она на полчаса длиннее. Да и развязку можно было бы не заключать так глубоко в души персонажей, а проиллюстрировать всё более явно. Но лично мне всё нравится так, как есть. На фоне осточертевших драм на основе реальных событий, фильмов, эксплуатирующих неизлечимые болезни или темы однополых отношений, «Анестезия» – просто находка для поклонников хорошего кино.

Все фото – из открытых истоников.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: