ГлавнаяСтатьиО портрете
Опубликовано 30.07.2016 в 12:45, статья, раздел Арт, рубрика Дневник художника
автор: Светлана Акифьева
Показов: 874

О портрете

Портрет, как жанр искусства, основан на интересе художника к личности человека. Процесс создания портретного изображения предполагает, что художник внимательно вглядывается в человека и находит некий баланс между пристальным выявлением характерных деталей, подробностей внешнего облика позирующего и передачей тонких нюансов внутреннего состояния портретируемого.

Забавные примеры, связанные с этой характеристикой жанра, даёт нам история искусств. Так, внимательное изображение зайца Альбрехта Дюрера, который, как все великие мастера Возрождения, внимательно изучал природу, получило название "Портрет зайца". «Портретом» часто называют и один из натюрмортов величайшего живописца Шардена - "Медный бак для воды" ...

Расцвет искусства портрета был связан с желанием заказчика сохранить свой облик для потомков, и портрет долгое время был "памятником при жизни", в связи с чем соединял в себе и точность портретных характеристик, и некую идеализацию облика. Появление фотографии внесло коррективы в назначение портрета. С одной стороны, портрет, выполненный художником, оставался предметом роскоши и демонстрировал исполнительское мастерство, виртуозность художника, таковы портреты С.К.Зарянко, К.Е.Маковского.

С другой стороны, портрет в XX веке всё больше привлекал художников в качестве способа выражения субъективной трактовки образа. Эти «пластические высказывания» дали новый импульс развитию жанра, все виды портрета - от камерного до группового и парадного, были осмыслены в начале прошлого века заново - появились парадные портреты деятелей искусства.

В начале века, художники А.Я.Головин, В.А.Серов, К.А.Коровин, Б.М.Кустодиев написали своего Шаляпина, где Фёдор Иванович был явлен и в сценическом образе Олоферна и Бориса Годунова, и в образе удалого волжского купца, и выдающегося деятеля российской культуры.

В первые десятилетия XX века молодые художники - бунтари, «бубнововалетовцы» П.П.Кончаловский и И.И.Машков, создали гротескную трактовку семейного портрета и двойного автопортрета.

В 1930-е годы А.Н. Самохвалов - "Девушку в футболке", портрет - символ человека нового времени, был написан с соседки по коммунальной квартире.

В 1960-е годы Гелий Коржев создал в станковой живописи монументальный образы – памятники пережившим войну: «Раненый», Проводы», «Старые раны».

В среде художников ходят легенды о необыкновенном портрете новгородского художника В.С.Рябова, который создал в 1970-е удивительный живописный образ «Сталевара» (место нахождения картины неизвестно).

В XX веке появилось и форма, которую можно условно обозначить как «антипортрет» - крестьяне К.С.Малевича, лики А.Г.Явленского, где индивидуальные особенности конкретного человека уже не имели значения и изображение превращалось в некий знак.

Словом, отношение к назначению портрета в прошлом веке раскачивалось подобно маятнику – от полного отрицания сходства с натурой до гиперреализма и фотореализма, претендующих на максимальную объективность и документальность. И в XXI веке, вот уже без малого сто лет, не смолкают разговоры о кризисе портретного жанра, о его исчезновении, а художники продолжают писать портреты.

Что же такое портрет сегодня, в каком качестве и формах он существует в реалистическом искусстве (всё-таки думаю, что в другом виде искусства портрет существовать не может)? Предполагаю, что на вопрос об основных существенных признаках портрета, большинство зрителей, как и сотни лет назад, назовёт одним из главных - портретное сходство. Мнения художников и искусствоведов разделятся на сторонников различных эстетических и философских позиций.

Для меня портрет является одной из вершин мастерства художника. Осознаю, что портретное сходство с предметом изображения (одушевлённым и неодушевлённым), является начальной установкой в процессе обучения. Начинающий художник всегда измеряет уровень реализации замысла сличением с натурой, чем более сходство, тем качественнее выполненная работа.

Чем больше ты овладеваешь мастерством, тем сложнее становится постановка задач: что яблоко - это яблоко, что дерево - это дерево, и что у человека два глаза и два уха - это и так понятно. Появляется идея выразить посредством изображения нечто большее. В моём случае, предмет при этом не должен утрачивать своей сущности. Изображенное художником призвано выявить скрытое в предмете, его истинные смыслы. Словно бы заново открыть предметы и их свойства: что такое плод, хлеб, чистое стекло, цветущий и увядший цветок. В портрете, кроме Наталии, Александры, Ирины, хотелось бы, что бы раскрывалась сущность расцветающей девушки, сильной молодой женщины, добрая и благородная красота. Тогда портрет становится образом преображения, внутренней драмы, преодоления, протеста. Индивидуальное становится проводником общечеловеческого, рождается самое трудное и парадоксальное в искусстве - художественный образ.

Добился ли ты цели, волнует ли изображённое зрителя, является ли твоё высказывание внятным - это проверяет выставка и время. Встреча с современником является испытанием для художника. Но если задача художника - портрет современника, то, пожалуй, без этой встречи ему не обойтись.

Поговорить о портрете со своим зрителем решили мы на выставке "Сеанс портрета" в «Мастерской музее реалистической живописи Александра Варенцова". Мы собрали портреты различные по своим формам, времени создания и эстетическим характеристикам. В экспозиции разместили и различные подиумы: высокие, низкие, с различными стульями, драпировками и предметами вокруг. По субботам на них будут позировать модели.

Мы - два художника: Александр Варенцов и Светлана Акифьева, представили свой опыт работы над портретом. Опыт Александра Алексеевича огромный - более 50-ти лет. На выставке представлен самый ранний портрет - "Наташа" 1973 года, очень лаконичный по цветовой гамме, женщина не позирует, она наклонилась и разглядывает что-то невидимое для нас. Рядом ещё один портрет "Наташи" 1974 г., он почти мистический, преобладают синие, изображение словно бы выхвачено из тьмы или из сна. Думаю, что, вне контекста выставки и мастерской, мало кто соотнёс бы эти картины с творчеством "самого солнечного художника Варенцова".

На выставке несколько десятков портретных штудий А.А.Варенцова, их задача - внимательное изучение индивидуальной пластики, освещённости, выражения, состояния человека. Это целая энциклопедия разнообразных образов: мальчик, похожий на маленького А.С.Пушкина, самонадеянный молодой человек, юная художница с целеустремлённым взглядом и волевым подбородком, художник Аркадий, похожий на Дон Кихота. Портреты гротески: «Секретарша» и женский портрет исследуют маски, которые мы носим ежедневно.

Портреты–картины рассказывают историю персонажа: «Портрета молодого художника», «Портрет деда А.Я.Варенцова». В серии пленэрных портретов также материализовались различные образные и цветовые задачи: исследование живописных качеств освещённых и теневых частей.

Автопортреты художника отдельный раздел выставки. Рядом с картинами – большое зеркало, в которое смотрит художник, когда пишет свой портрет, и в которое он предлагает заглянуть зрителю…

Моя коллекция более компактная и по количеству работ, и по тем задачам, которые решались в портрете. Моё освоение портретного жанра напоминает состязание штангистов: происходит в несколько подходов. Первый - школьный, когда я рисовала по представлению портреты литературных героев. Второй - в институте. В это время моими моделями были, в основном, мои двоюродные сёстры, ученики и подруги, конечно, помимо немногочисленных портретов натурщиц, выполненных на учебных занятиях. К сожалению, в системе обучении будущих педагогов изобразительного искусства, портрету уделяется не так много часов, как того требует тема, поэтому многие вопросы остаются не уяснёнными и практически не освоенными. К этому периоду относится, представленный на выставке, самый ранний рисунок в моей коллекции - «Надя», 2002 г. На том этапе больше всего меня занимала проблема достижения портретного сходства наименьшим количеством средств. Портрет выполнен тонкими линиями, с небольшими тональными моделировками.

Третий «портретный период» моего развития ещё продолжается. Он начался в 2009 году весьма своеобразно. Тогда я не писала людей с натуры. Я часто ездила, и в дороге наблюдала за людьми и делала маленькие сюжетные наброски. Позднее из них выросло несколько жанровых картин. Портретные образы персонажей соединяют портретные характеристики разных знакомых, просто увиденных людей. Сейчас в экспозиции выставки находятся несколько таких картин: «С Новым годом!», 2011, и «А за окном февраль», 2014. В моей мастерской можно посмотреть также картины: «Перед зеркалом», 2010 и картину «Вор», 2011.

Думаю, что портреты натурщиц и художников, которые я пишу сейчас, - это 2012-2016 год, можно считать развитием «картинной темы». Потому, что все они решают задачу соединения образа героя и окружающей его предметной среды. К реальному пространству и персонажу, я часто сознательно присоединяю необходимые для образа, в том числе, вымышленные предметы и аксессуары, как, например, в портретах «Александра», 2015, «Студентка», 2014 и «В японском стиле». Помимо сюжета, основная проблема портрета для меня состоит в определении цветовых характеристик образа. Очень хочется, работая с натуры, сразу произвести отбор необходимых выразительных качеств цвета, при этом соединить его с пластическими особенностями предмета. На это пока не всегда хватает опыта, но каждая модель открывает какую-то новую грань личности, образности, колористический нюанс, развивая художника…

Думаю, что наша выставка и те сеансы портрета, которые будут проходить в системе мастер-классов каждую субботу, принесут много пользы и нам, художникам, и зрителям. Для тех, кто учится, экспозиция станет наглядным пособием, а мастер-классы местом для упражнений и размышлений. Для любителей искусства выставка, ограниченная проблемами одного жанра, острее обозначит его особенности и достоинства. Творческие встречи и открытые сеансы создадут хорошую тему для заинтересованного общения…

Таковы планы и намерения, а итоги будем подводить в середине ноября, перед закрытием выставки.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: