ГлавнаяСтатьиМузей в движении
Опубликовано 28.07.2016 в 11:15, статья, раздел История
автор: ОК-журнал (Анфиса Родионова)

Музей в движении

Как театр начинается с вешалки, так любая выставка начинается с подбора и развешивания картин. За этим нелёгким занятием я и застаю Александра Варенцова и Светлану Акифьеву в их мастерской-музее за несколько дней до открытия. Здесь царит творческий беспорядок. Одни экспонаты уже висят, другие грустно стоят у стены в ожидании, некоторых картин ещё не хватает. Уже намечены места будущих подиумов для моделей, заготовлены декорации.

Я обращаюсь к Светлане Викторовне с вполне закономерным вопросом:

– Как же вы выбираете картины для выставки?

Вместо ответа в дверях мастерской появляется Александр Алексеевич с тремя небольшими портретами в руках:

– Вот, я ещё нашёл.

– Так и подбираем – улыбается Светлана, – Выставка заставляет нас провести "ревизию коллекций", и в зависимости от концепции, отобрать наиболее подходящие картины, на эту выставку, прежде всего, отбирали те, что ещё не показывались.

В воскресенье все готово встречать гостей. После приветственных слов и знакомства с сегодняшними натурщиками работа в мастерских закипает. Четыре абсолютно разные модели позируют на подиумах в разных частях музея. Рисуют все, хозяева мастерской никому не дают остаться в стороне. Рисую и я, впервые за полгода, мой портретный дебют.

– Каждый портрет – это портрет не только модели, но и самого художника – не устают повторять мастера.

Со мной так и получилось, в портрете Насти, кажется, больше моих черт, чем её.

На протяжении двух часов творчества люди продолжают приходить, а Светлана Викторовна продолжает вовлекать в рисование новичков. Удивительная атмосфера царит в музее. Играет музыка, слышны непрекращающиеся разговоры художников друг с другом и моделями, непрекращающиеся шутки, смех и даже извинения.

После упорной работы и небольшой уборки начинается экскурсия по выставке. Как всегда, из уст Светланы Викторовны завораживающим потоком льётся не просто история картин, а история жизни художников.

Экспонаты на выставке абсолютно разные. Портрет, как основа экспозиции, предстаёт в разных воплощениях. Привычные живописные портреты, графические 20-минутные наброски, в том числе, нарисованные не самым любимым материалом профессиональных художников – цветными карандашами и живые экспонаты. Это те самые модели, которых на протяжении двух часов рисовали гости мероприятия. Мы курсируем по залам мастерской, общаясь с натурщиками, узнавая, каково же это – быть моделью. Каждый натурщик пожаловался на усталость. Действительно, попробуй неподвижно сидеть на протяжении двух часов. Стоит сказать, что я пробовала. И быть моделью – работа не из простых. За три часа позирования я передумала все мысли, что были у меня в голове. Самый трудный – второй час, когда ты уже устал, но впереди тебя ждёт все та же поза и те же изучающие взгляды. Но попробовать себя в качестве модели стоит каждому. Есть на выставке и наши работы. Немного неловко и смешно смотреть на них, окружённых профессиональными работами. Все они займут свои почётные места в зале галереи, но только на неделю. Уже в субботу 6 августа состоится ещё один мастер-класс для посетителей музея и в стенах мастерских родятся уже новые шедевры. Таким образом, экспозиция будет обновляться каждую неделю.

Рассматривая экспозицию, интересно наблюдать, каким разным может быть художник, стиль его письма и цветовые решения. На выставке можно найти портреты, написанные локальным цветом, рядом может висеть буквально мерцающая картина, решённая тысячей разноцветных мазков, таких я насчитала 3: портрет конюха, портрет художника и портрет мальчика. Кстати, к изображению детей Варенцов обращается не редко. Однако, по его словам, детей писать очень сложно. И не удивительно, ведь оставаться на месте 2-3 часа для ребёнка мучительно.

Одним из ключевых портретов выставки стал портрет деда художника А.А. Варенцова. Он был написан с бледной выцветшей фотографии, поэтому цвета (картина написана в синих тонах) являются вымыслом. Эта работа висит напротив второй важной картины – портрета юного ученика Александра Алексеевича за работой. На портрете изображены творческие муки художника. Поза расслабленная, кисть опущена, сама картина написана в нежных пастельных тонах.

– Родные художников и их ученики чаще других становятся натурщиками, – поясняет рассказчица.

Художники хотели показать процесс создания портрета, поэтому на выставке представлены и незаконченные работы. Будто в течение очень короткого времени художник запечатлел мимолётное настроение модели, успел поймать её эмоции. Разве этого недостаточно для портрета? Обязательно ли дописывать фон, плотно укладывать мазок за мазком, чтоб не оставалось белых пятен? Или достаточно поймать то неуловимое во взгляде натурщика? Глядя на картины, понимаешь, что возможно и то, и другое.

Необычный экспонат выставки – зеркало, оно как бы подталкивает гостей взять карандаш в руки и нарисовать себя. Это удивительное чувство, когда ходишь по галерее, всматриваешься в лица людей, некоторых из которых сейчас уже нет, и внезапно натыкаешься на зеркало. Зеркало будто требует остановиться и посмотреть глубже, в себя, и, возможно, создать автопортрет.

После экскурсии настаёт долгожданный момент – чаепитие за большим столом мастерской. Все перемещаются в гостиную. Здесь ждут пироги и бесконечные разговоры. Мне повезло – я за столом с Александром Алексеевичем слушаю его истории об Италии, уплетая очередной кусочек нежнейшего творожного пирога и надеясь создать ещё несколько шедевров и, таким образом, снова поучаствовать в выставке.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: