ГлавнаяСтатьиЖивые и мёртвые спектакли: Великий Новгород принимает юных театралов
Опубликовано 17.07.2016 в 17:15, статья, раздел Сцена
автор: ОК-журнал (Арина Шамова)
Показов: 759

Живые и мёртвые спектакли: Великий Новгород принимает юных театралов

С 12 по 16 июля в Великом Новгороде прошел традиционный 5-й Всероссийский фестиваль детских театральных коллективов «Театральная юность России».

На сцене профессионального театра участие в фестивале приняли 22 театральных коллектива из разных уголков страны. Ранее фестиваль уже проводился в Воронеже, Ярославле, Астрахани и Курске. В этот раз гостеприимные двери театра открыл наш город. Фестивальная программа разбита на три номинации: «Драматические коллективы», «Кукольные театры» и «Детские музыкальные объединения».

Вот что рассказала об истории фестиваля Лидия Ивановна Виноградова - организатор фестиваля, методист отдела художественно-эстетического творчества Федерального центра технического творчества учащихся, кандидат педагогических наук, Заслуженный работник культуры России

- Лидия Ивановна, расскажите, как возникла идея фестиваля?

- В своё время, у нас в Министерстве Образования была такая организация - «Школьный театр». Со всеми реорганизациями, приходом новых людей ( а каждый раз приходят все те, кому всё меньше и меньше нужно развивать детское творчество), к сожалению, эта организация исчезла. Тогда и возродили фестиваль «Театральная Юность России». Мы совместили его из трёх фестивалей и решили его держать, теперь он проводится раз в два года.

- Кто выступает организатором и почему следующим городом для проведения был выбран Великий Новгород?

- Организаторами фестиваля являются АНО по работе с талантливыми и одаренными детьми «ИНСАЙТ» совместно с Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Эти две организации объединились, чтобы не утратить этот фестиваль и сохранить традиции и решили его провести на базе Великого Новгорода. У города очень хорошие традиции: традиции театральные, традиции дополнительного образования. И то, что это проходит на базе молодежного театра, для нас великое дело. Это является основным условием фестиваля - детские постановки на сцене профессионального театра. Сцена, свет, музыка, зрители - это создает особую атмосферу. Что касается самого театра, из всех жанров, которыми я руководила, жанр художественного образования мой самый любимый. Я считаю, что он самый важный для воспитания детей, их развития, социализации, для всего, что только нужно развивающемуся человеку. Поэтому мы стараемся как можно больше удержать детей в театре.

- В чем особенность фестиваля «Театральная юность России»?

- Мы собираем творческие коллективы из регионов разных направлений: драматические, кукольные, музыкальные. И те педагоги, которые присутствуют, не только смотрят все спектакли, они также присутствуют на обсуждении, то есть понимают свои ошибки, проблемы, какие-то недочеты, и эта творческая лаборатория обсуждения наряду с самим проведением фестиваля является его особенностью.

Мне удалось побеседовать также с председателем жюри фестиваля, научным сотрудником лаборатории театра НИИ художественного образования РАО, - Голкиным Владимиром Васильевичем.

Владимир Васильевич, в этом году более двадцати детских театральных коллективов представили свои работы. Есть ли среди выступивших фавориты для вас?

- У нас нет такого термина - фавориты. Есть ряд коллективов, которым удалось научиться актерскому мастерству. Те, которым руководитель привил педагогический такт и определенное режиссерское мастерство, с попыткой сделать новый спектакль, который можно назвать живым. Вообще спектакли бывают живые и мертвые. Мертвый спектакль - тот, что не трогает, а живой - тот который возбуждает у зрителя эмоцию, ответную реакцию. И вот несколько таких живых спектаклей было на нашем фестивале. Хотя коллективов много, но спектаклей несколько.

- В этом есть какая-то закономерность?

- Да, это тоже закономерно, потому что это - самодеятельное творчество. Это не профессионально обученные артисты: они средствами театра раскрепощают своё сердце. Ф.М.Достоевский, который в народном театре никогда не играл, говорил: «Я всегда верю в силу эстетически выраженного впечатления». Впечатления понемногу накапливаются и со временем пробивают сердечную кору, а воспитанному в эстетическом плане человеку легче привьются всякие специальности.

- Какова же задача, смысл самодеятельного творчества?

- Главная цель - воспитать эмоциональную отзывчивость и соучастие в судьбе другого. В человеке растить человека, а будет ли он артистом или плотником - это уже абсолютно не важно.

Актеры, участвующие в постановках, абсолютно разного уровня и возраста. Репертуар представленных спектаклей тоже разный: от детских до взрослых.

- На высоком уровне был представлен коллаж «Наш Чехов» от театра-студии «На Пушкинской» г. Воронеж, где были инсценированы несколько рассказов А.П.Чехова - самая шикарная вещь на фестивале. Среди детских спектаклей, был спектакль с планшетными куклами, теневой спектакль, порадовал мюзикл Лайонеля Барта «Оливер» от творческого коллектива «Фортуна» г. Глазов Удмуртской Республики» - рассказала работник центра по работе с детьми и молодежью «Алые Паруса», клуба «Ариадна», руководитель театральной студии «В гостях у сказки» Татьяна Сергеевна Мишина.

Мне удалось посмотреть творческий проект «Юные герои Отечества. Посвящение» от проекта-студии «МАЯК» государственного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детей и юношества» Ярославской области. Это военная постановка с участием школьников и главная ее мысль – «У мужества нет возраста».

Спектакль завлек меня с самого начала и не отпускал до последних аплодисментов, наложив яркое послевкусие. Перед зрителями предстал видеоролик, на котором поочередно детям задавали, казалось бы, не самый сложный вопрос: "Кто такой герой?". Самые популярные ответы: папа, Рапунцель, Дима Билан и майнкрафт. Последнее вызвало в зале особенное ликование. Но рассказ, как можно было догадаться, пошёл не о них. Зина Портнова – пионер-герой, советская подпольщица и партизанка, член подпольной организации «Юные мстители». Муся Пинкензон - пионер-герой, не расстававшийся со скрипкой даже в момент расстрела немцами. Мурат Калманов - герой трагических бесланских событий, один из тех людей, что пережили терракт в Беслане. Женя Табаков - 7-летний мальчик, кавалер Ордена Мужества (посмертно), погиб, спасая сестру от преступника. Вот они - "Юные герои Отечества". В постановке нет излишних декораций: стул, зонт, бутылка с водой, листовки. В одежде нет вычурности, лишь черный и белый цвет. Но создается ощущение, будто всё продумано до мельчайших деталей. На сцене нет ничего, и есть все. А ведь больше ничего и не нужно, когда есть тот, за кем хочется и можется наблюдать - юный театрал, чья актерская игра полностью оправдана.

Это древнее слово «театр» тянется с античных времён, когда ещё не было декораций, а вместо грима актёры выступали в огромных масках. Театральное выступление считалось ритуалом, и понималось всеми, как священным действо.

Сейчас каждый человек вкладывает в понятие театр собственное значение. Для каждого это место индивидуально. Для кого-то это место работы. Кто-то ходит в театр, потому что модно, ради бахвальства и красивой фотографии в Instagram. Один в поисках вдохновения, другой в тайне мечтает стать актёром и постичь актёрскую игру, третий - полюбоваться на любимого актёра. А кому-то ещё только 10 лет, и он уже не представляет свою жизнь без сцены. Однозначно, театр - таинственное место, особенно, когда к зрителю выходит юный актёр.

А что театр значит для Вас?

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: