ГлавнаяСтатьиВстреча с прекрасным
Опубликовано 14.07.2016 в 09:45, статья, раздел Арт, рубрика Дневник художника

Встреча с прекрасным

Страница вторая "Дневника художника" будет посвящена музею города Минска. В столице Белоруссии много музеев и художественных галерей. Нам удалось увидеть лишь некоторые.


Галерея М.А.Савицкого на улице Свободы.


Как правило, просто путешествовать у нас не получается. Вот и в Минск мы приехали, чтобы делать выставку художников Петровской академии наук и искусств (ПАНИ, http://xn--80ajkthhn.xn--p1ai/) в одном из новых музеев - Музее города Минска. Мы - это "междугородняя" команда, г. Санкт-Петербург представляли: скульптор Борис Сергеев; скульптор Валентин Резчиков; живописец Александр Полозов, а Великий Новгород - живописцы Светлана Акифьева и Александр Варенцов. Наша выставка назвалась "Единство" и состояла из 120 произведений 60-ти российских художников (графиков, живописцев, художников ДПИ), объединённых не только членством в Академии, но ленинградской художественной школой (все художники выпускники институтов им. И.Е Репина, им. В.И.Мухиной, им. А.И.Герцена).

День первый, второй и третий - распаковка, расстановка, экспозиция, развеска и открытие.

Наша миссия продолжалась четыре дня, три из которых мы провели в новом Музее города Минска. Там и случилась эта удивительная встреча. Это произошло в Галерее Михаила Андреевича Савицкого. Галерея одно из 9-ти подразделений Музея Минска, там находится несколько сотен картин этого художника. Они размещены по залам в хронологическом и тематическом порядке.

Начало экспозиции - ранние работы 1950-60-х очень характерны для этого времени, монументальные картины - гимн людям труда. Любимая тема художника - хлеб, на картинах - круглые, подобные вечернему солнцу, караваи. Красивые, сильные люди, сияющие чистые краски...

В залах по соседству как будто нас встречал другой художник. Картины, посвящённые Великой отечественной войне: "Партизаны", 1963, "Витебские ворота"1967, знаменитая "Партизанская мадонна", 1967. Через 20 лет, уже зрелый художник пишет цикл картин о жизни и смерти в концентрационных лагерях "Цифры на сердце". На картинах М.А.Савицкий снова переживал собственную жизнь в лагере, рассказывал то, что видел и чувствовал.

Нужно сказать, что пластический язык иногда бывает действеннее языка слов, и, наверное, только музыка способна глубже пробраться к нам в душу. Стоя здесь, я думала, что не всякий смог бы стать художником, пережив такое. Ведь можно было бы решить и так: зачем людям искусство, если они могут допустить в себе такую жестокость, принимать такие идеи, которые могут оправдывать столько убийства. Картины из этого цикла - это лаборатория, где художник изучает процессы изменения личности, феномен жертвы и палача, исследует предательство и самопожертвование, низменное и возвышенное в человеке. Основной цвет картин - тёмно зелёный, цвет, символизирующий жизнь, дарящий покой, здесь приобрёл неимоверное напряжение, которое усиливают желтые пятна лиц с ужасом в глазах. Цвет и ломанные линии, вытянутые, словно вывернутые наизнанку силуэты, создают в картинах болезненные и напряжённые контрасты. В некоторых полотнах этого цикла, художник так и не мог отрешиться от физиологического ощущения пережитого ужаса и повествовательности.

Найти художественную условность темы "жизни и смерти" ему предстояло открыть в картинах, посвящённых Чернобылю. Следующий зал - цикл картин "Черная быль" - ещё одна трагическая страница XX века. В картинах М.А.Савицкого "Реквием" 1988, "Зрячий", 1988, "Эвакуация", 1988, "Плачь о земле", "Вечер", 1986 и "Покинутые",1989 возник тот скупой на средства и сдержанный стиль, названный "суровым", соответствующий переживанию глубокого горя, самого сильного потрясения, которое не выскажешь словами, не выплачешь слезами. Оно остаётся с человеком навсегда. Художник находит решение тёмные сулуэты на тёмном фоне. Чёрные силуэты чернобыльских переселенцев на фоне своей опустошённой, умирающей тёмной земли. Лица людей бесстрастны, а в глазах - такая тоска.

Мы долго кружили в пространстве зала. Тяжелое чувство навалилось на нас, мы почти не разговаривали друг с другом. Только сопровождение нашего экскурсовода Юлии немного рассеивали наши печальные думы. Она рассказывала о Савицком, о его жизни и жизнелюбии, о работе с молодыми художниками, общественной жизни и, наконец, о создании музея, здание для которого он выбрал сам...

Следующий зал был последним, он рассказывал о завершающем периоде творчества художника. Здесь мы увидели цикл картин, посвящённый христианской тематике. Говорят, чтобы жить долго, поэт обязательно должен стать философом. Художнику М.А.Савицкому это удалось. Тема жизни и смерти в последнее десятилетие жизни приобрела философское звучание. В этом периоде творчества есть вершины - самой сильной, на мой взгляд, является "Оплакивание" 1995", "Похороны Ефросиньи Полоцкой", 1992 и "Адам и Ева", 1994 - сильнейшие образы, и современные и вневременные. В этих работах и других картинах 1990-х художник подводил итоги. Он снова, как тридать лет назад, пишет хлеб, только пишет совсем иначе. Картина "Старик и хлеб" - это аллегория самого художника, где в образе крестьянина предстаёт его отец, протягивающий сыну тёмную половинку хлебной ржаной буханки...

Когда искусствоведы говорят об эволюции художника, возникает ощущение поступательного и восходящего движения вперёд к творческим вершинам, год от года. Редко так получается у художников, а может, и никогда. Случаются остановки и даже длинные паузы, когда невозможно работать, потому что, кажется, что мир потерял свою гармонию, а значит, невозможно обрести её и в искусстве. Или художник не успевает стать философом и эволюции не случается, а случается яркая гениальная вспышка, которая маячит спустя столетия поколениям художников, пытающихся развить эти идеи.

Так происходит настоящая учёба художника: через картины великих мастеров прошлого. Картина словно окно в другую жизнь, глядя на неё, можно говорить с художником через века, считать его учителем и единомышленником, общаться и даже спорить... В картинах М.А.Савицкого я нашла ещё одного умного и требовательного учителя.

Из зала не хотелось уходить, всё хотелось что-то досмотреть, понять всю глубину. К таким трудным картинам, как к некоторым трудным темам в нашей жизни, хочетсяя возвращаться снова. Да, наверное, и нельзя не возвращаться. Чтобы учиться искусству и жизни, учиться тому, как оставаться человеком...

Здесь - http://liza-mary-p.livejournal.com/5235.html можно почитать интересный разговор искусствоведа Бориса Крепака с художником М.А.Савицким

На следующей странице своего дневника расскажу о подготовке необычной выставки в нашем музее: http://muzey.site

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: