ГлавнаяСтатьиЧасть 12
Опубликовано 8.07.2016 в 16:15, статья, раздел Арт, рубрика Фотография как метод переживания

Часть 12

Обогатить теорию светописи своими размышлениями вряд ли получится (да и задачи такой не ставилось!), а вот, глядишь, быть полезным, как подсказка для тех, кто еще не очень в теме, думается, дело посильное. Что называется, проложил в лесу тропинку – поставь вешки для других.

Наш неспешный разговор о светописи имеет, конечно, свой вектор, но, похоже, не имеет финишной черты. Нет, разумеется, рано или поздно надо будет ставить точку. Вот только все кажется, что чего-то очень важного, непременно обязательного в контексте этих размышлений может не прозвучать. Это, знаете ли, как признание в любви: мало произнести заветное слово – хочется говорить и говорить от распирающих тебя чувств. А нас с фотографией, как раз, и связывает большая и бескорыстная любовь, не правда ли?

Фото: Юлия Ведрова

«Фотограф (как и фотография) – понятие широкое, как сама жизнь». Это сказано человеком, без сомнения имеющим на такое заявление полное право. Виктор Ахломов, фотокорреспондент по профессии, «живой классик» (мнение коллег по цеху) отличается энциклопедической образованностью в различных областях знаний, чем, собственно, и подтверждает уже принятую нами аксиому о необходимости нашему брату быть в ладах с культурой вообще. Как-то ему задали вопрос: «Вы сами-то кем себя считаете: фоторепортером или фотохудожником?» И он ответил: «Я никем себя не считаю, у меня нет такой необходимости – смотреть на себя со стороны. Я тяготею к фотографии знаковой, обобщительной, а не к простому документальному снимку. Я стремлюсь к фотографии, где видны образы, где идет жизнь, - в общем, к художественной фотографии». Что-то похожее мы уже слышали – в другом исполнении, не так ли? Да, конечно, и не раз. Все они, «великие», единодушно игнорируют «табель о рангах», предпочитая сосредоточиться на другом – просто делать свое дело. И чем больше «величие», тем сильнее равнодушие по части признанности всем белым светом. Нам бы так, да?..

Фото: Роман Бабаев

И снова не утерпеть – лишний раз да о том же (устами Ахломова): «Творчество фотографа от аппаратуры мало зависит. Я придерживаюсь мысли Картье-Брессона, который утверждал, что снимать можно и консервной банкой, если ты знаешь, что снять и как снять. Конечно, аппаратура создает некоторые удобства, но на конечный результат, творческий… совсем не влияет… Я считаю, что творчеству научить невозможно. Технике можно научиться запросто, прочитав пару книжек». Да не покажется назойливым и следующее его убеждение: «На мой взгляд, ни в какой академии нельзя научить… создать настоящее произведение. Конечно, есть общепринятые композиционные каноны, правила, которые можно вызубрить, но ведь подлинный художник всегда их нарушает!.. Это дар от Бога».

Фото: Ольга Савченко Фото: Виталий Бурсов

А дальше, словно сговорившись с остальными: «Чтобы раскрыть и запечатлеть состояние души, надо поймать, уловить это каким-то неведомым чувством, про которое я не могу сказать и, думаю, что никто не скажет. Мне кажется, это какая-то тайна, которая у каждого своя. Для каждого этот сокровенный момент – свой, и каждый фиксирует его, когда считает нужным… Думаю, что на этот вопрос никто не ответит. Потому что творчество, как и любовь, необъяснимо». Чувствуете – «я считаю»,«на мой взгляд», «мне кажется», «думаю»! Как, однако, деликатно, ненавязчиво! А ведь, казалось бы – кому сомневаться!.. Да не в сомнении, разумеется, дело. Просто, такой стиль общения – тоже часть личной культуры. Даже если ты – большой авторитет. Как раз потому, что ты – авторитет…

Фото: Николай Велицкий

Вот и очередной мэтр «оплошал», не дав конкретного ответа на конкретный вопрос: как стать классным фотографом? Тогда, по слову известного сатирика, «может, что-то в консерватории подправить?» В смысле, в своем неугомонном сознании. Не настало ли время признать, что наши творческие амбиции (или то, что мы за них принимаем), мягко говоря, не согласуются с нашим же таким легкомысленным отношением к искусству светописи? Разумеется, нам в этом хорошо помогают на каждом шагу все те, скажем так, институты, которые успешно девальвируют фотографию как часть культуры. Но, может, как раз поэтому и ведем мы наш неспешный разговор?..

Фото: Светлана Разумовская

Имя Виктора Ахломова, единственного сегодня заочного собеседника, по-своему вписано в историю нашего творческого объединения. В начале «нулевых» в Великом Новгороде стартовал ежегодный (правда, всего на несколько лет) международный конкурс журналистской фотографии «Золотой объектив» памяти фоторепортера ИТАР-ТАСС Александра Овчинникова, т.е. мастера, имя которого носит Дом творческой фотографии «МЫ». Ахломов сразу же «отметился» - получил Гран-при за серию своих работ. А затем он стал уже председателем жюри этого конкурса. Рождение «Золотого объектива» фактически совпало с рождением нашего фотоклуба. Двое его членов, совсем еще тогда салаги, приняли участие в таком престижном форуме – и весьма успешно! Один из них получил специальный приз «Золотого объектива», а вручал его Виктор Ахломов. Мне выпало снимать эту торжественную церемонию на «видео». Так вот, запись аккуратнейшим образом запечатлела маленькую, но такую значимую деталь: вслед уходящему призеру Виктор Васильевич, повернувшись к коллегам по жюри, поднял большой палец правой руки – жест, однозначно понимаемый у нас в стране. Это «благословление» классика потом уже не посрамил тот, к кому это относилось. Большая часть фотографий из самой объемной подборки к части 10 «Переживаний» - это его произведения. (Ловлю себя на том, что слово это произношу с большим удовольствием и без всякого пафоса).

Фото: Юлия Ведрова

Еще одна деталь в связи с личностью Ахломова. Свою первую персональную выставку он собрал спустя сорок лет с начала своей профессиональной деятельности…

Фото: Ольга Лиманская Фото: Алексей Иванов

Сколько бы мы ни рассуждали о творчестве, конца этому разговору, и правда, нет. Не мудрено – раз уж это тайна. А тайна непостижима. Может, на том и остановимся? Оно бы, конечно, хорошо, да только по природе своей мы, человеки, ни за что не успокоимся, если тайна не разгадана. И будем все равно мучиться и маяться, пока не разгадаем и даже, если будем знать, что все равно не разгадаем. Тут впору позавидовать лютой завистью той телеведущей, которая с металлом в голосе всякий раз объявляет: «Я раскрою все тайны!» Бог ей, конечно, в помощь, ну а мы, сермяжные, продолжим мучиться, а параллельно и радоваться своим мученьям (заметим, творческим!) Все равно это без всякого сомнения куда лучше, чем оставаться теплохладным, не переставая смаковать свои собственные снимки, те самые, которые «особенно удались»…

Фото: Наталья Камайкина

Пусть нас в наших «муках» еще раз поддержит В.Ахломов: «Если снимает творческий человек, а не папарацци из Ассошиэйтед-Пресс, он всегда выражает свое отношение к снимаемому. Он негодует, радуется или протестует, но не остается равнодушным».

Фото: Юлия Ведрова

« - А что бы Вы сказали в качестве напутствия тем нашим молодым читателям, которые только начинают свой путь в фотографию, Виктор Васильевич?

- Единственное могу сказать: надо любить профессию и любить жизнь. Если не любить жизнь, она ничего не даст тебе в ответ».

Фото: Инесса Терешина

Ну вот! Опять двадцать пять!..

Фото: Людмила Кудрявцева

Фото: Фёдр Филиппов

Фото: Екатерина Яковлева

Фото: Андрей Шкворов

Фото: Алексей Бирюков

Фото: Андрей Шкворов

Фото: Татьяна Лосминская

В статье использованы фото из архива Дома творческой фотографии "МЫ".

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: