ГлавнаяСтатьиЧасть 11
Опубликовано 5.07.2016 в 17:15, статья, раздел Арт, рубрика Фотография как метод переживания
автор: Андрей Колодин
Показов: 1134

Часть 11

Обогатить теорию светописи своими размышлениями вряд ли получится (да и задачи такой не ставилось!), а вот, глядишь, быть полезным, как подсказка для тех, кто еще не очень в теме, думается, дело посильное. Что называется, проложил в лесу тропинку – поставь вешки для других.

Так на чем мы остановились? Ах, да!.. Позывной – «любовь». Для тех, кто пишет слово «Фотография» с большой буквы. А коли так, хочется верить, что «на связь» вышли многие.

Фото: Николай Велицкий

В конце концов, «невозможно вообразить человека, не способного любить…» Кавычки – потому что это цитата из Ары Гюлера, турецкого фотографа, о творчестве которого написано шесть (!) докторских диссертаций, человека, вся профессиональная жизнь которого стала гимном любви. Вроде бы, незатейливая мысль, но мы ведь знаем, что все гениальное просто, к тому же у Гюлера есть продолжение этой декларации: «…точно также невозможно вообразить фотографию без людей».

Фото: Роман Чушков

Об этом (верится, с одобрения благосклонного читателя) и потолкуем. Человек на снимке – это, пожалуй, самое популярное фотоизображение, начиная с семейного альбома. Здесь и потребуется вся наша деликатность, потому что, как сказал тот же мэтр, «камера в моей руке – неумолима». А еще он говорил о том, что «фотография должна сохранить какую-то драму, если она важна». Вот и получается, что без любви просто никак не обойтись, чтобы, не ровен час, не скатиться в эпатаж, пошлятину или еще какую «чернуху», которой мы уже, пардон, обожрались. Трогательная человеческая история может обернуться поводом для омерзительного смакования – без любви. «Без любви к человечеству ничто не имеет значения. Любовь к человечеству важнее всего. От нее зависит все. По мере того, как она растет, развивается и фотография». (А.Г.) Вот такая причинно-следственная связь. И еще раз подчеркнем: сказано это фотографом, прижизненно возведенным в неофициальный, но такой высокий титул - «Фотограф века».

Фото: Алексей Типанков Фото: Инесса Терешина

Вроде бы, и так все ясно (а нам, вестимо, все всегда вроде бы ясно!), но какэтому научиться? И опять ловишь себя на том, что и на этот вопрос нет прямого ответа. Наверное, потому что (еще раз А.Гюлер) - «Некоторым вещам невозможно научиться… Хорошее воспринимается, только накладываясь на хорошую культуру. Культура должна быть вначале». И никуда от этого не деться! Ну, недостаточно только ловко орудовать ручными настройками камеры! Известный питерский фотограф Дмитрий Конрадт вставляет свое слово в нашу беседу: «Я сравнил бы образование с хорошей обувью, в которой мы уйдем дальше и быстрее, но куда мы уйдем, не зависит от обуви… Обучение эффективно тогда, когда внутри тебя уже созрел вопрос. Тогда путем обучения ты получаешь ответ на этот вопрос… Во всяком случае, художником образование не сделает».

Фото: Александр Волоцков

Другой авторитет в отечественной светописи, Игорь Мухин, весомо добавляет: «Гениальную фотографию можно найти у любого человека. Просто просматривая домашний архив любителя, который снимает «мыльницей» и ездит отдыхать в Турцию и Египет». Честное слово – золотые слова! Ваш покорный слуга, имея солидный опыт общения со снимками новичков, решительно подтверждает эту мысль: иногда диву даешься, как какой-то неумеха ошарашивает тебя своим фотографическим откровением. И, уж поверьте, вообще не замечаешь неизбежных в этом случае технических огрехов.

Фото: Ольга Аксенова Фото: Летиция Пшанская

Юрий Рост, подхватывая тему, вкрадчиво замечает, что все происходит по «ощущению необходимости нажать эту кнопку именно в тот момент, когда тебе кажется, что не нажать ее нельзя. То есть, это действие по выбору момента – это твоя мера вкуса, дара, таланта или, наоборот, бездарности. Съемка как таковая – это вообще не самое главное. Если дать обезьяне фотоаппарат и посадить ее в то место, откуда снимает репортер, то что-нибудь она рано или поздно снимет». А еще Юрий Рост сетует (в этой же связи), что «фотографы в массе люди художественно малограмотные». Это ведь именно он сказал, что «снимать можно всем, что снимает», уводя за рамки разговора пресловутый вопрос технической грамотности, т.е. ее приоритетности. И поясняет свою и без того отчетливую мысль: «Как ручка – один напишет ручкой в лучшем случае заявление о повышении зарплаты, а другой возьмет ту же самую ручку и напишет гениальную поэму».

Фото: Светлана Разумовская

И опять радостно поражаешься тому, как совершенно разные мастера светописи единодушны в главном. Снова Ара Гюлер: «Фотограф должен быть неслышным свидетелем. Фотограф должен быть чрезвычайно чувствительным. Фотограф должен иметь высоко развитый вкус, ощущение культуры…» Павел Кривцов (не скрою, очень близкий сердцу Вашего собеседника): «Я не имею права нарушать мир человека. Фотография вообще очень деликатный вид искусства. Важно, чтобы всякий человек носил в душе переживания, был наполнен ими. Если душа человека находится в пустоте, он начинает страдать, искать замену, приспосабливаться. Человек – уязвимое существо. Человек так устроен: либо он тонко чувствует, либо переходит в грубую сферу. Океан чудес вокруг, а человек утрачивает способность воспринимать мир и главное – радоваться ему! Люди начинают интересоваться искусственными, ложными вещами. Происходит подмена. Всего лишь потому, что человек привык. Ведь можно смотреть и не видеть, слушать и не слышать, касаться и не ощущать, а художнику требуется особая восприимчивость. Художник должен быть без кожи».

Фото: Николай Велицкий

Кажется, мы несколько удалились от «человека на снимке»? Ничуть! Только об этом и говорим. С позволения сказать, право на такую фотографию надо выстрадать. Пал Палыч, например, глубоко переживает свою причастность к искусству светописи, непременно соразмеряя ее, ни много ни мало, с Божественным Промыслом. Именно он в одном из своих интервью, казалось бы, совсем неожиданно произнес: «Фотография – очень древний способ получения изображения. Туринская плащаница – это же фотография, только сотворенная божественным способом»… И Юрий Рост, то есть совершенно другой мастер, поддерживает ту же тональность: «Фотография – это то, что не принадлежит никому, в том числе и фотографу». И тот, и другой досадливо отмахивались от громогласной аттестации другими их высокого профессионализма. Ю.Рост (отвечая на вопрос «В какой момент Вы почувствовали себя профессиональным фотографом?»): «Да никогда не чувствовал! Я всегда любителем себя чувствовал и сейчас чувствую». П.Кривцов: «Я свое дело делаю. Меня не интересует популярность. Я не отношу себя к известным мастерам. Я обыкновенный фотограф и декларирую это всегда». А.Гюлер: «Если человек сделал за свою жизнь сто фотографий, это действительно великий фотограф. Если меня будут помнить по двадцати-тридцати фотографиям, я буду считать это отличным достижением». (Так и подмывает съязвить по поводу маниакального стремления куда менее известных фотографов, состязаясь друг с другом, ежегодно выставлять сотню-другую своих работ!).

Фото: Светлана Разумовская

Люди на фотографиях… Насколько значительными должны быть эти персонажи, чтобы удостоиться такой чести? Ну, это почти в шутку… Тем не менее, примерно такой вопрос приходится время от времени выслушивать. Особенно, если речь идет о жанре (в смысле о жанре жанр). А возникает он, думается, прежде всего потому, что вопрошающий опирается в своем сознании на ориентиры, заимствованные из живописи, что в корне неверно. Понятие жанр в фотографии вообще очень размыто хотя бы по той простой причине, что решительно невозможно спрогнозировать какую-либо «бытовую сценку» - традиционное определение. (Не случайно, к примеру, питерские фотографы запустили в обиход полушутливое-полусерьезное – «натюрзаж». Это когда не представляется возможным безусловно «узаконить» жанровую принадлежность снимка). Упомянутый уже нами Игорь Мухин почти с раздражением роняет: «Не знаю, в каком жанре я работаю. Не задавался таким вопросом. Это не важно».

Фото: Александр Волоцков

Свой вклад в жанровую «классификацию» вносит и Павел Кривцов: «Я стараюсь в простых вещах увидеть и раскрыть – пусть маленькую – тайну жизни. Исповедую фотографию, не броскую внешне и называю ее «тихая фотография». Но такая фотография может передавать совсем не тихие состояния и не тихие процессы. Для меня фотография – способ познания жизни, действительности, которая меня окружает. Способ познания человека, его характера, жизненных ситуаций, которые складываются вокруг людей. Поэтому мне хотелось бы, чтобы мои фотографии были ненавязчивы и одновременно чтобы они заставляли человека их рассматривать. Хорошая фотография должна призывать, чтобы к ней вернулись. Как хороший рассказ, картина или музыка. Нас влечет вернуться к тому, что затронуло наши чувства. В этом тайна искусства».

Фото: Николай Велицкий

Такую же - тихую фотографию – проповедуем и «МЫ». И знаете, наши слушатели удивительно быстро прикипают сердцем к этому «жанру». Что, собственно, и доказывает неизбывность стремления замороченной человеческой души к высшей мере ее притязаний – Покою. Кстати, авторство фотографий этой подборки принадлежит, в основном, новичкам, которые повернулись в сторону творческой фотографии всего несколько месяцев тому назад и пока даже не помышляют ни о какой выставке. Что по-своему весьма убедительно, не так ли?..

Фото: Екатерина Брезгина

Необходимо некое резюме ко всему сказанному. Его снова находим у Кривцова: «Занимаясь фотографией, надо быть не только фотографом. Лучше, если за этим стоит что-то еще». И мы теперь, конечно, понимаем – что…

Фото: Галина Бутакова

А перед тем, как расстаться - напутствие всем тем, кто, может быть, приуныл, ошибочно решив, что мне, мол, никогда и ни за что да в калашный ряд… «Успех – это движение от неудачи к неудаче без потери энтузиазма». (Между прочим, Черчиль сказал, джентльмен, как мы знаем, во всех отношениях основательный).

Фото: Павел Власов

Фото: Лариса Мельчакова Фото: Ольга Лиманская

Фото: Елизавета Александрова

Фото: Инесса Терешина

Фото: Светлана Сомова

Фото: Алексей Типанков

В статье использованы фото из архива Дома творческой фотографии "МЫ" имени Александра Овчинникова.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: