ГлавнаяСтатьиКаллиграфия и типографика
Опубликовано 29.06.2016 в 13:15, статья, раздел Арт, рубрика Каллиграфия для всех
автор: Михаил Данилов
Показов: 790

Каллиграфия и типографика

«…это была утомительная работа, от которой почти слепли глаза, потому что набирать приходилось от конца к началу. И на это мог уйти - что бы там ему не говорили о «вечерней работе» - целый день и приличный кусок ночи. Но эта операция требовала, по крайней мере, двух человек - один мажет набор типографской краской, другой тянет за рычаг, печатая лист....»

Роберт Рик Маккаммон
«Королева бедлама»

Когда была изобретена печать текста с помощью набора повторяющихся литер, буквы уже давно сложились в своих очертаниях. Буквы развивались и дальше, оттачиваемые резцом гравёра, однако основа их облика была уже найдена за многие века рукописной традиции, и каллиграфия оставалась идеалом и авторитетом.
Европейский первопечатник Иоганн Гутенберг, создавая первый наборный шрифт, старался сохранить в новой технике воспроизведения текста каллиграфические качества, образцом для него была доминировавшая в то время угловатая готика. Гутенберг не был связан техническими ограничениями по количеству букв в шрифте, поэтому, совершенно логично, для каждой буквы он создал несколько вариантов, которые придавали живость набору и, к тому же, помогали делать текстовую полосу ровной.
Итальянские печатники XV-XVI веков Никола Йенсон и Альд Мануций знамениты тем, что умело превратили почерки самых образованных своих современников в шрифт и применили в своих книгах. Более светлые, чем готика, округлые и удобные для чтения почерки - гуманистическое письмо и итальянский курсив - приобрели форму наборного шрифта. Именно эти стили стали родоначальниками текстовых антикв, и их многочисленные потомки окружают нас в книгах, газетах и журналах.
Спокойное благородство или темперамент, импульсивность или плавное движение - всё это передаётся через руку каллиграфа букве и остаётся в очертаниях слов, в композиции каллиграфического листа. Наборный шрифт, который в печати или на экране обычно настолько мелок, что мы не всматриваемся в формы букв, тоже несёт в себе эмоциональную и историческую информацию, которую подсознание человека считывает, не замечая того.
Формы шрифта прошли не только через письмо, но и подвергались многочисленным попыткам «проверить геометрией» гармонию букв - это и построения Дюрера, и попытки спроектировать рациональный шрифт в эпоху Просвещения, и вычерчивание букв с помощью циркуля и линейки, которому учили ещё до недавнего времени в художественных институтах. Шрифтовые мастера XIX века, казалось, совсем забыли о каллиграфии, оставив её в распоряжении писарей и ремесленников-каллиграфов, увлекшись рисованием букв и оттачиванием форм наборного шрифта без оглядки на рукописные традиции. Стремительное развитие промышленности, приходящей на смену ручному труду, неизбежно сказывалось и на эстетических предпочтениях. Однако в ХХ веке интерес к каллиграфии, наряду с интересом к различным ремеслам, у шрифтовиков и типографов возродился, ярким примером служат творчество и книги Эдварда Джонстона и многих других мастеров. В начале ХХ века каллиграфия была переосмыслена, систематизированы знания о почерках прошлых веков, вновь оценены древнеримские образцы, и, безусловно, всё это сказалось на характере новых наборных шрифтов, созданных в то время.
Увлечение каллиграфическими, живыми формами чередуется в истории с периодами любви к геометрически простым знакам. В ХХ веке после периода конструктивизма - главенства прямоугольника, треугольника и круга - интерес к рукописным формам снова вернулся. В наше время он переживает очередной подъём, свидетельством чему могут служить голландская и немецкая школы шрифтового дизайна и мода на шрифты, в большинстве своём создаваемые на основе письма пером.
Наборный шрифт, с момента своего появления смотревший на каллиграфию с завистью к её свободе и неповторимости каждой буквы, каждого штриха, в XXI веке уже может позволить себе разнообразие форм и множество вариантов одной и той же буквы. Появились такие замечательные шрифты, как Bickham Script Pro Ричарда Липтона, Luna Bar Чанка Дизеля, Champion Script Pro греческой студии Parachute или Zapfino Pro Германа Цапфа, которые воплощают возможности и многообразие, максимально приближенные к настоящей виртуозной каллиграфии.

Постепенно каллиграфия из ремесла, необходимого для фиксации знаний, превратилась в искусство, поскольку, по мере развития книгопечатания, ежедневная необходимость в переписывании текста вручную исчезла. Каллиграфия теперь может создаваться просто для удовольствия и красоты, даже не имея практического применения, может быть самодостаточной.

Сегодня каллиграфия - это также и часть работы графического дизайнера, один из его инструментов и выразительных средств, наравне с наборным шрифтом или изображением, которые участвуют в создании фирменного стиля, книги или плаката.

К тому же каллиграфия - это не только изысканное искусство и инструмент, но и прекрасная школа для дизайнера шрифта, дающая ясные ответы в поиске гармоничных форм.

Фото из открытых источников и личного фотоархива автора

Источники:
Королькова А., Живая типографика. Индексмаркет, М., 2007.
Истрин В.А., Возникновение и развитие письма, М., 1965;
Таранов Н.Н., Рукописный шрифт, М., 1988.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: