ГлавнаяСтатьиКак каллиграфия стала искусством
Опубликовано 22.06.2016 в 09:00, статья, раздел Арт, рубрика Каллиграфия для всех
автор: Михаил Данилов
Показов: 409

Как каллиграфия стала искусством

«…в этой машинке (печатной) сидел какой-то дьявол. Она не подчинялась никаким известным физическим законам и опровергала древнюю аксиому, что одинаковые предметы, применяемые в одинаковых условиях, дают одинаковые результаты. Клянусь, ее нельзя было заставить работать одинаково два раза подряд. Она упрямо доказывала, что только разные условия приносят одинаковые результаты...»


Джек Лондон
«Джон – ячменное зерно»

В далёком 1714 году англичанин Генри Милл совершил, сам не зная того, величайший подвиг в истории каллиграфии. Он разработал действующую модель первой в мире печатной машинки. Более того, он получил разрешение запатентовать машинку от самой королевы! К сожалению, его изобретение не дошло до наших дней.
Печатную машинку, которой начали пользоваться практически, а не как чудно?й игрушкой, впервые представил миру итальянец по имени Терри Пеллегрино в 1808 году. Его пишущий аппарат был сделан для его слепой подруги, графини Каролины Фантони де Фивизоно, которая только так смогла общаться с миром, ведя на машинке переписку со своими друзьями и близкими.
В 1863 году наконец-то появился предок всех современных печатных машин. Американцы Кристофер Лехтем Шоулз и Самуэль Суле, бывшие типографы - придумали сначала устройство для нумерования страниц в счетных книгах, а потом по этому принципу создали работоспособную машинку, печатающую слова. Производство началось в сентябре 1873, и 1 июля 1874 года аппарат, получивший название Remington №1, вышел на рынок.
Каким же образом Генри Милл, и все вышеупомянутые славные люди повлияли на историю каллиграфии?

Дело в том, что в XVIII - XIX веках, огромное количество людей зарабатывали себе на жизнь тем, что писали от руки различные документы. В течение 400 лет книги печатались на станках, но документы по-прежнему оформлялись чернилами и пером.

Основной целью уроков чистописания в школе было формирование у учеников навыков, которые могли бы обеспечить им заработок. Клерки должны были вести корреспонденцию, бухгалтерские книги, юридические и канцелярские документы. Хорошо оформленное деловое письмо той эпохи выглядит так же привлекательно, как гравюра или литография, которые вешают на стены. Требования к оформлению были высоки, а традиции прочны. Однако чистописание не было искусством. 12-часовой рабочий день был обычным делом. Жалованье было низким. И всё же талантливые писцы гордились своим мастерством и стремились удовлетворить человеческое желание «покрасоваться».

Время шло. И в бизнесе, и в правительственных структурах печатные машинки пришли на смену писцам. Но мастерство и красота ремесла каллиграфов не были забыты. Людям нравились красиво оформленные рукописные тексты, и они получали от них удовольствие. Каллиграфия, таким образом, заняла своё место в изобразительном искусстве. Его основоположниками были такие великие учителя, как Эдвард Джонстон в Великобритании, Рудольф фон Лариш в Австрии и Рудольф Кох в Германии.

Это было новое начало.

Теперь другое время и печатные машинки уже почти ушли в прошлое, на смену им пришли персональные компьютеры, сохранившие от печатной машинки лишь клавиатуру. Но может быть, не будь печатной машинки, не было бы и компьютера? Кстати, у этого благородного механизма есть и свой праздник – «День печатной машинки», и отмечается он 1 марта.

Фото из открытых источников и личного фотоархива автора

Источники:

Королькова А.. Живая типографика. Индексмаркет, М., 2007.
Кондратов А.М., Книга о букве, М., 1975;
Таранов Н.Н., Рукописный шрифт, М., 1988.


Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: