ГлавнаяСтатьи Театр "Колам" и его маски
Опубликовано 3.07.2016 в 07:15, статья, раздел Арт, рубрика В поисках масок
автор: Серж Була

Театр "Колам" и его маски

Как же приятно снова встретиться с Тобой, Мой Дорогой Друг, тем более, что наша сегодняшняя встреча, по традиции, которую мы не будем нарушать, влечет за собой очередное незабываемое и познавательное путешествие, так или иначе связанное с масками.

Ну, а нынешнее путешествие мы совершим на остров Цейлон или, как он именуется с 1972 года, – Шри-Ланка.

Конечно, Шри-Ланка, возможно, наиболее известна Тебе, Мой Друг, и остальным нашим соотечественникам, как родина вкуснейшего Цейлонского чая, который здесь произрастает.

Но сегодня мы не будем пить этот приятный и полезный напиток, а посетим народный театр Колам.

Театр назван словом «калам», которое в переводе с сингальского языка означает – "маска". Ну, и соответственно, не сложно догадаться, что во всех постановках театра используются необычные и красочные маски.

Немного исторической справки для непосвященных путников, таких как мы с Тобой, Друг Мой.

Истоки возникновения народного театра Калам теряются в далеком прошлом, но многие историки считают, что он произошел от традиционных ритуалов, выполняемых в танцевально-пантомимной форме и народных драматических постановок, проводимых в деревнях западной и южной части острова.

Таким образом, ранние постановки и сценки театра имели форму танцев в масках с вкраплением коротких комических сцен и импровизированных диалогов, посвященных, во-первых, прославлению богов и, во-вторых, призванных защитить от демонов и злых духовных сущностей.

Но постепенно народный театр Колам освобождаясь от религиозности все больше приобретал форму организации досуга сингальского общества.

На сегодняшний день, театральные представления Колам раскрывают перед своими зрителями сцены из древних мифов, особенности жизненного уклада и традиции сингальцев, демонстрируют многочисленные и красочные ритуалы и обряды характерные для жителей острова.

Что касается масок, то их мы рассмотрим чуть повнимательней, так как они имеют выраженные региональные особенности.

Прежде всего, нужно отметить, что маски вырезают из дерева Кадуру, произрастающего на Шри-Ланке, древесина которого имеет уникальную легкость и мягкость, что позволяет создавать поистине великолепные формы.

Любопытно то, что перед созданием маски мастеру приходится некоторое время выдерживать дерево на солнце, дабы клейкий сок вышел из него. После этого дерево разрезается на заготовки, размеры и пропорции которых строго регламентированы в соответствии с указаниями, записанными в древних священных текстах.

Когда маска готова, то прежде чем расписывать и оформлять ее, мастер продолжительное время (которое может длится до нескольких суток) коптит ее над огнем. Этот процесс делается для того, чтобы защитить маску от насекомых в будущем, которые могут нанести ей вред.

Далее маску шлифуют, полируют и уже после окончательно расписывают.

Сингальские резчики передают свои уникальные навыки из поколения в поколение, что позволяет сохранять традицию создания масок на протяжении веков.

Теперь немного о самих масках театра Калам.

Одними из популярных масок театра являются маски Ракша. В сущности, это яркие и особенно красочные маски демонических сущностей Ракшасов, которые, по приданиям сингальцев, правили Шри-Ланкой в далекой древности. Таких масок существует 24 вида, в соответствии с видами Ракшасов. Только несколько из них используются в постановках театра Колам.

Например, Нага Ракша (Маска Кобры), у которой вместо волос из головы выступают несколько змей в виде озлобленных кобр. Что характерно для этой маски, так это то, что она является еще и своеобразным амулетом, который согласно верованиям местных жителей, находясь над дверями дома, будет защищать его от зла, исходящего из внешнего мира и приносить добро.

Еще одной маской является Мару Ракша (Маска демона смерти). У этой маски из головы исходят павлины с распушенным оперением и хвостами.

Опять же, и эта маска используется жителями Шри-Ланки как охранный наддверный талисман, защищающий дом от сверхъестественных злобных сил, существ и духов.

Ну, и рассмотрим еще одного демона - Гиниджал Ракша. Выглядит он не менее экзотично, чем предыдущая парочка.

У этой маски из головы вместо волос пылают языки пламени. И да, Ты не поверишь, Мой Друг, и этот демон тоже несет своему обладателю одни только плюсы. Эта маска помогает привлекать счастье и деньги, да ещё и является большой помощницей неся удачу в бизнесе.

Странные эти сингалы, скажу я Тебе, и для нас мало понятно, как изначально не особо добрые сущности несут добро отдельно взятому индивиду. Ну да ладно, каждому свое и мы с Тобой Мой Дорогой Друг, не будем в «чужом монастыре» наводить свои порядки.

Вернемся к маскам театра Колам, к которым относятся также маски таких наиболее популярных персонажей как: король, королева, придворные и слуги, глашатай, различные чиновники, полицейский/стражник, крестьянин/фермер и его жена, ремесленник и его жена, различные виды богов, вышеупомянутые Ракшасы-демоны, разнообразные животные.

Количество персонажей народного театра Колам и, соответственно, масок, используемых его актерами, поистине впечатляют и завораживают одновременно. И их насчитывается по разным прикидкам около пары сотен.

Таким образом, советую Тебе, Мой Дорогой Друг, если будешь на Шри-Ланке, обязательно посети этот любопытный театр с его не менее любопытными персонажами в экзотических и не на что не похожих масках.

Ну, и на этом мы, пожалуй, поставим точку и завершим знакомство с театром Калам.

Прощаюсь с Тобой, Мой Друг, всего лишь на неделю, увидимся скоро!

Пока!

Фото взяты из открытых источников.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: