ГлавнаяСтатьиЖивопись - традиционное и новое. Часть 2
Опубликовано 20.06.2016 в 12:15, статья, раздел Арт, рубрика Профессиональное искусство Великого Новгорода
автор: Татьяна Володина
Показов: 538

Живопись - традиционное и новое. Часть 2

В 1990-е годы живопись Новгорода продолжает активно развиваться. По-прежнему в ней наиболее широко и разнообразно представлено реалистическое направление.

Ю. И. Ерышев, начинавший в конце 1970-х как последователь академической стилистики, пройдя увлечение декоративностью, сегодня в лучших своих произведениях раскрылся как мастер, обладающий вполне самостоятельным художественным языком. Точный, выразительный рисунок, крупные фигуры переднего плана, неожиданные ракурсы, высветленная палитра – характерные элементы его картин. Именно композиционный портрет-картина, а не пейзаж или натюрморт – дают представление об истинном характере дарования художника, о его творческих возможностях.

Ю. И. Ерышев

Стремление к обобщению, созданию особого мира, а не простой фиксации жизненных реалий, пусть и эмоционально окрашенной, свойственно не только Ю. И. Ерышеву. В творчестве Г. Г. Филипповой картина занимает очень существенной место. Она так же в своей основе портретна, отталкивается от жизненной ситуации, но ее пространство – это нечто особое – узнаваемое и одновременно неожиданное, это пространство героев картины, слегка отчужденное, обособленное. Это другая очищенная от обыденности реальность. Привычные предметы, отобранные художником, становятся более значимыми, действуют как смысловой и эмоциональный «манок». В живописи Г. Филипповой есть цветовые акценты и тональные переходы, видимые резкие движения кисти и ее легкие касания, обобщенностью формы и особенностями композиционного построения ее картины сродни фресковой живописи. Г. Г. Филиппова наделена способностью видеть и передавать своеобразие человека, ландшафта, предмета. Отсюда достоверность всего, что она изображает, и радостное ощущение открытия.

Г. Г. Филиппова "Золотой день"

Б. М. Яманов – первые уроки мастерства получил в Казанском художественном училище имени Н. И. Фешина. Они определили его творческие приоритеты – это работа с натурой, передача тончайших психологических нюансов в портрете и жанровой картине, изменчивости в состоянии природы, жизнь света и цвета. Художник хорошо чувствует себя и в большом формате (триптих «Пацаны») и в камерных пейзажных картинах. Живописными приемами ему удается передать национальный колорит («Портрет матери») и суровую красоту Приильменья, игру света на лице женщины и одиноко светящееся в темноте окно. Б. М. Яманов – художник чувствующий красоту и не боящийся быть традиционным. Для него важно найти живописный эквивалент тому, что затронуло его душу.

Б. М. Яманов - "Портрет"

Одна из особенностей реалистического направления в искусстве Новгорода последних двух десятилетий – это стремление целого ряда художников разных поколений выразить свое представление о серьезных проблемах истории и современности через картину. Работы Д. В. Журавлева, Д. С. Кондратьева, В. Ф. Трофимова, Э. Н. Иванова, Е. В Сущени с большим или меньшим успехом решали эту задачу. Удача в столь непростом жанре сопутствовала, как уже отмечалось, Б. М. Яманову, Г. Г. Филипповой, а так же А. С. Мищенко. Несколько его произведений последних лет не просто красивы по цвету и линии, но наделены масштабностью видения человека и мира, простотой и одновременно монументальностью формы. А.С. Мищенко один из немногих новгородских авторов, который удивительно тонко работал в жанре «ню», гармонично соединяя обнаженную натуру с миром природы, выявляя ее символические смыслы. Трагическим реквиемом по рано ушедшему художнику стала картина Г.Г. Филипповой «Полет в вечность». В ней боль и тоска расставания навсегда соединились с удивительной теплотой и верой в человека. Лаконичность общего решения, смешение реального и нереального, обобщенность композиционного решения и точная деталь позволили автору создать образ неординарный, правдивый и чистый.

Г. Г. Филиппова - "Портрет Анатолия Мищенко"

Исторические и жанровые картины В. Ф. Трофимова, Э. Н. Иванова и Е. В. Сущени – различны и по стилистике и по содержанию. В. Ф. Трофимову ближе тема недавнего прошлого – Великой Отечественной войны. В станковой картине он сохранил некоторые качества монументальной живописи – обобщенность формы и цвета, плоскостность. Э. Н. Иванов в картинах «За други свои…» и «Хлеб привезут завтра» раскрылся как художник реалист, наследник «передвижнической» традиции. Творчество Е. В. Сущени – своебразное явление в искусстве Новгорода. Гладкая тональная с эффектом искусственного освещения живопись «старых мастеров», а так же холодная отстраненность, «сделанность» произведений художников - сюрреалистов – оказали влияние на стиль художника, сделали его произведения узнаваемыми на любой выставке, в любом окружении. Триптих «Вехи памяти», пейзажные картины-панорамы «Дали Валдая», «Новгородский Кремль», портреты писателей – наиболее значимые произведения мастера.

Булгарин - "Старый дом"

В последнее время в Новгороде сформировалась постоянная группа художников, работающих на пленэре. В их этюдах и картинах сходные мотивы – памятники архитектуры Новгорода и Карелии, исторические ландшафты Пушкиногорья и Приильменья, Болгария и Подмосковье. Природа и архитектура предстают в их произведениях как единое органичное целое. При этом каждый из авторов вполне узнаваем, обладает своим стилем. Произведения В. С. Сахаровой последних лет композиционно раскованы и нарядны по цветовому решению, в них есть радость открытия мира, многообразия его форм и состояний. Лирическое начало преобладает в живописи Н. В. Захаровой. Ее пейзажи и натюрморты просты по выбранному мотиву, их красота – в тонкой живописности, мягких цветовых отношениях, точно найденной интонации. Несколько более сдержан в своих пейзажных картинах В. В. Артамонов. Мотивы его работ более драматичны, нередко печальны. Художник остро чувствует пограничные состояния природы, умеет передать их цветом, фактурой, движением кисти.

В. С. Сахарова - Белград.

Пейзажи В. Ф. Булганина – соединяют свежесть и непосредственность этюда, иногда почти наброска, с ярко выраженным образным началом В них есть ощущение свободы и легкости, они выразительны по общему решению и в деталях. Особенностью индивидуального стиля художника является некоторая графичность.

Как уже было отмечено ранее, почти все новгородские живописцы большое внимание уделяют архитектурному пейзажу. Именно в этом жанре создали свои наиболее значительные и просто интересные работы О. Н. Саулов, О. В. Минкевич С. Е. Иванова. В них есть не только столь ценимая зрителем узнаваемость, но и настроение, своеобразный контекст, пластическая выразительность решения. Встречающиеся повторы, неизбежные в процессе роста, осознаются художниками, заставляют их искать новые мотивы и стилистику. Так, С. Е. Иванова в последние годы достаточно резко и смело перешла от натурного пейзажа с жанровыми элементами к картине, в которой пейзаж играет существенную, но не самую главную роль. В этих произведениях еще не все абсолютно сложилось, но вместе с тем в них чувствуется индивидуальность художника. Ту же тенденцию можно увидеть и в творчестве О. И. Немолочновой. В ее работах последних лет не просто пересказ наблюдений над людьми и природой, над игрой света и цвета, а открытие целого мира, притягательного своей наивной и искренней радостью.

А.Н. Шиманин - "Горный пейзаж".

В реалистическом направлении развивается творчество и других новгородских художников. В жанре пейзажа, натюрморта и портрета успешно работают А. Г. Алентьев, О Е. Щербакова, В. П. Шульга.

Несколько особняком стоит творчество О. А. Васильева, начинавшего как художник пленэра, но постепенно перешедший в мир сложной христианской символики, открывший для себя новые выразительные возможности цвета.

Попытки более сложного, опосредованного прочтения формы мы находим в произведениях А. Н. Васильева, Н. Ю. Золиной-Минкевич, В. П. Шумского и А. Н. Шиманина.

О. В. Гулевич - "Обладание тишиной".

На областных художественных выставках в 1990-х годах стали появляться произведения более условные по языку, чем в предшествующий период. В настоящее время творчество Н. Е. Андреева, Д. Жогина, О. В. Гулевич, Р. Ш. Зорина А. Р. Олигерова стало неотъемлемой частью художественного пространства Новгорода. Это новое явление все-таки нельзя считать абсолютно привнесенным на новгородскую почву. Искусство В. С. Рябова, сохранявшее свою силу на протяжении всех 1990-х гг., эксперименты с цветом Д. В. Журавлева, свободная цветопись А. И. Завьялова, композиции – аппликации Н. М. Локотькова, а так же поиски В. А. Бабиковым выразительной декоративности, сочетающейся со смысловой заостренностью – создавали благоприятную среду для развития как условно-фигуративного, так и не фигуративного искусства.

Н. Е. Андреев - Vita nova

Н. Е. Андреев – один из наиболее интересных художников этого круга. Диапазон его творчества значителен. Его композиции глубоко содержательны, хотя подсказка в виде названия – литературной программы картины – оказывается вполне уместной и даже необходимой. Темы, волнующие его, можно определить как общечеловеческие, философские. Он будто вступает в диалог со своими предшественниками – от авторов Библии до художников XX столетия. Холсты Н. Е. Андреева обычно представляют собой сложные живописные рельефы. Его живопись пастозна, движение кисти четко фиксируется. При столь сложной живописной фактуре произведения художника конструктивны, в их построении все осознанно и выверено, а не случайно. Конструктивность и цветовая мощь, тяжеловатая определенность ритмического рисунка композиции, сложная конфигурация ассоциативного ряда – вот что привлекает в работах художника.

Произведения О. В. Гулевич всегда метафоричны и настраивают зрителя на включение фантазии и ассоциативного восприятия. Художник перестраивает реальное пространство, ломает, слегка утрирует и искажает реальные формы. Колористическое решения ее картин обычно светлое, легкое, масляная живопись напоминает подчас акварель с ее свободным перетеканием цвета по форме. О. В. Гулевич мастер и фигуративной и нефигуративной живописи. Ее цветовые композиции - фантазии непретенциозны, они органичны и неуловимы как сновидения, ясны по своей почти музыкальной сути.

А. Р. Олигеров на фоне своих работ

А. Р. Олигеров представляет нефигуративное искусство. Его проекты имеют философскую основу, интернациональны по смыслу, по затрагиваемым проблемам. Они литературно и понятийно оформлены. Художественная их составляющая убедительна и просто привлекательна своей гармонией цветовых пятен, ритмом линий и плоскостей, декоративностью общего решения. Сильной стороной творчества А. Р. Олигерова является его абсолютное понимание среды – и человеческой, и архитектурно-дизайнерской, в которую должны вписаться его картины, став ее эстетической и смысловой доминантой.

Если говорить о сегодняшней ситуации в живописи Новгорода в целом, то она вполне оптимистична. Это подтвердила и недавно прошедшая региональная художественная выставка «Российский Север XII» в Сыктывкаре.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: