ГлавнаяСтатьиДомики Божьи
Опубликовано 17.06.2016 в 10:15, статья, раздел История, рубрика Поиск Беловодья

Домики Божьи

В старину церковь часто торжественно называли «домом Божьим». Но я предлагаю немного сбавить пафосные обороты и поговорить о маленьких и часто малоприметных «домиках Божьих» - часовнях, столь распространенных в нашей местности. Именно они являются непременным атрибутом народного православия.

Часовня Марии Магдалины из д. Малышево, 18 век. Ныне находится в музее "Витославлицы". Обратите внимание - у нее нет алтаря - это характерный признак часовен (фото из открытого источника).

Почему эти постройки больше связаны именно с народным христианством? Все просто. Во-первых, ввиду их массовости: церкви были далеко не во всех деревнях, зато часовни – практически во всех. Во-вторых, в каждой церкви должен был служить священник, лицо официальное, а вот часовням он причитался вовсе не обязательно. Наконец, часовни возникали часто довольно спонтанно – документы XVIII – XIX веков пестрят упоминаниями о «несанкционированных» церковными и светскими властями часовнях, построенных крестьянами.

Часовня 19 в. в одной из деревень Валдайского района, 2007 г. Фото из архива лаборатории этнологии НовГУ.

Само слово «часовня» происходит от названия церковной службы «часы». Ее отличие от «литургии» и некоторых других служб заключается в том, что она вовсе не требует обязательного присутствия священника – читать «часы» вправе любой человек. Так как литургия в часовнях не служилась, они обычно не имели алтаря, их оформление было более скромным, чем у церквей. С другой стороны, в средние века церкви располагались на дальнем расстоянии друг от друга в так называемых погостах, в которых и жили священники. Не всегда прихожане могли до них добраться, поэтому маленькие скромные часовни были основными культовыми строениями в сельской местности.

Слева - здание часовни, которое стоит на окраине села в стороне от жилых и хозяйственных построек, Боровичский район, 2014 год. Фото из личного архива автора.

В Новгородской области, как и во всей России, их часто ласково именовали «часовенками», «часовнюшками». Строились они по разным причинам. Часовню могли построить по завету в честь избранных святых или иконы Богоматери, чтобы прекратился мор или неурожай. Часто такие строения ставили на кладбищах, вдоль дорог, над «святыми» источниками.

Вид и размер у часовен мог быть тоже разнообразный: от больших клетских «почти что церквей» с куполом до маленьких, «как баенка», а то и еще меньше, срубиков. Внутри мог располагаться как целый иконостас, так и две-три иконы, расставленные на скромной полке. Самый бюджетный вариант часовни – каркасное строение со стенами из осиновых щепок или тёса.

Отличалось строительство часовни и по месту, которое для этого выбиралось. Церковь, как правило, вписывалась в ландшафт, доминируя над крестьянскими постройками, на высоком месте – центр погоста должен быть видим издалека. А вот на часовню можно было наткнуться и в дремучем лесу, и в ложбинке у ручья. Часто она могла затеряться среди обычных крестьянских изб, мало отличаясь от них формой строения – только крестом над двускатной кровлей обозначалась ее культовая принадлежность.

Часовня в честь Тихвинской иконы Богоматери, конца 19 - начала 20 века постройки. Боровичский район, 2014 г. Фото из личного архива автора.

Во времена, когда синодальная церковь все больше и больше становилась «ведомством православного исповедания», часовням был объявлен решительный бой. Бой не то, чтобы смертельный – просто автономные единицы культовых строений, мало поддающихся учету, сильно не нравились власти, привыкшей «тащить и не пущать». Ряд запретов на строительство часовен был издан Петром I в начале XVIII века. С 1850-х годов многие из часовен были перестроены в церкви. В отсутствии священника запрещалось служить и те самые часы, которые крестьяне осмеливались читать по своим засаленным «Часовникам» – такие богослужения напоминали властям «раскольничьи моления».

Совершенно малоприметная часовня в честь Ильи Пророка, построена "по завету" в одной из деревень Пестовского района в конце 19 - начале 20 века. Крохотный срубик едва вмещает человека. В 20 веке он, вместе с крыльцом, был обшит тесом, и внутреннее пространство часовни немного увеличилось. 2015 год, фото из архива лаборатории этнологии НовГУ.

Однако, как и во многих других случаях, контролировать подобные вещи было сложно, особенно на малообжитом Севере. Поэтому далеко не все часовни, стоявшие на просторах Новгородской губернии, попали в официальные переписи и реестры. Это не мешало крестьянам бережно и заботливо к ним относиться. Так как регулярных служб в часовнях не совершалось, посещение их было ненормированным и неконтролируемым. Поэтому многие часовни успешно пережили и советские годы – центральные власти во многих случаях могли и не знать вовсе об их существовании. Сносили неугодные строения лишь в случае, если они слыли наиболее известными и почитаемыми. Так произошло, например, с часовней над «святым» источником в д. Ижицы, что в Валдайском районе, или же с подобными часовнями в деревнях Семиручье и Великуша в Окуловском районе (часовни стояли над семью ручьями, вода в которых почиталась целебной).

В городах каменные часовни были не редкостью. В конце 19 - начале 20 века часовни из кирпича появляются и в деревнях. Часовня на кладбище, Шимский район, 2015 г. Фото из личного архива автора.

Как бы то ни было, многочисленные «часовнюшки», в отличие от церквей, можно считать неким символом демократичности народного православия, его стремления к децентрализации: мол, у нас-то, в нашей-то деревне, своя часовня, «собствельная», «обчественная». Захотели – построили, и вас не спросили. С другой стороны, они же являлись выражением крестьянской суеверности, желанием защититься от негативного воздействия нечисти. Часто часовни или поклонные кресты ставились в «опасных» местах – на перекрестках, где черти обычно любят шутить над путниками, на месте заброшенных кладбищ. Кстати, традиция довольно ранняя – в древности церкви и часовни часто строились на месте языческих капищ (вспомните Перынский скит), священных рощ и т. д., чтобы «нейтрализовать» действие «бесов» - языческих духов.

"Почём твои златые купола": не лучшие примеры "восстановления" часовен. Слева - часовня князя Владимира в Новгородском Кремле, справа - часовня в д. Чернаручье Боровичского района. Фото из открытых источников и личного архива автора.

Традиция постройки часовен актуальна и сегодня. Часто они возобновляются на прежнем месте. Однако, далеко не всегда современные постройки органично вписываются в природу – новейшие дешевые материалы и неуемная фантазия некоторых «возродителей» иногда способны нанести неисправимый вред эстетическому чувству многих граждан. Глядя на подобное творчество, не смущайтесь – наши, «беловодские» часовни пахли сосновым бором, воском и деревом, а не богомерзким сайдингом, парафином и ондулином. Да и строили их люди по велению души, а не по велению министерства.

PS. В подписях к фотографиям мы намеренно не указываем конкретную «прописку» памятника – вандалы, иконокрады и черные копатели, надеющиеся обрести на месте любого культового строения или кладбища золото-брильянты, не дремлют.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: