ГлавнаяСтатьиМужья, жены и прочие чудаки театрального фестиваля Достоевского
автор: ОК-журнал (Елена Комова и Анжелика Зауэр)
Показов: 111

Мужья, жены и прочие чудаки театрального фестиваля Достоевского

Чужая жена и муж под кроватью: когда смешное не смешно

В Великом Новгороде и Старой Руссе продолжает греметь Международный театральный фестиваль Ф. М. Достоевского. Труппы из восьми стран и самых разных российских городов делятся своим видением творчества великого писателя.

7 ноября в Старой Руссе, в Музее романа «Братья Карамазовы» театр «АртИст» из Туркменистана оживил одну из «шуток» Ф. М. Достоевского — небольшой рассказ, в котором писатель намеренно пародировал образы и сцены из популярного тогда водевиля и бульварных романов.Чужая жена и муж под кроватью
Смесь из пошловатого жанра, высмеивающего людские слабости, и глубокого психологизма производит странное впечатление, и труппа из Ашхабада смогла прожить всю нелепость происходящего. Казалось бы, смешная история — ревнивый муж преследует по всему Петербургу свою кокетливую жену и лоб в лоб сталкивается с ее любовником, который всячески унижает его и дает понять, что чувства и мысли обманутого никого не интересуют. Чужая жена и муж под кроватьюВ это время виновница драмы веселится с очередным избранником, а обиженный «колпак», в совершенно нелепой попытке сохранить лицо продолжает извиняться и оправдываться перед любовником, который, в отличие от мужа прекрасно понимает свое место и реальность происходящего.

Обратите внимание на новые статьи рубрики «Международный театральный фестиваль Достоевского»

Вереница из безумных конфликтов накаляет суетную атмосферу, где попытка сохранить свое лицо (и перед кем?) оказывается важнее спасения семьи, где желание выглядеть «нравственно чистым» сочетается с бесконечным самоунижением, кражей казны и собственными изменами. Чего стоит попытка оправдать себя в самом что ни на есть неудобном положении — прячась под кроватью в доме чужой жены.Чужая жена и муж под кроватью
Сам дом, как и кровать, лестничная клетка и даже театр уместились в маленьком музейном помещении, но иллюзия разных пространств сохранялась. И повсюду, как и в книгах у Достоевского, на первый план вышли суета, мелочность, болезненная чувствительность, мнительность, что вкупе и заставляет главного героя, в отличие от окружающих, бесконечно мучиться. Чужая жена и муж под кроватьюНевротичный персонаж, роль которого исполняет руководитель театра Игорь Аннаклычев, то и дело мечется из стороны в сторону, прощаясь, докучая вновь, и именно он наиболее полно вовлекает читателя в достоевщину.
Пусть сегодня театр и не слишком убедил в своих решениях, труппа упорно работает над возможностью доносить до зрителя то, над чем нужно побольше размышлять.

Так веселая история потому и создает жутковатую атмосферу — ведь то, что происходит, совсем не весело. И вместе с Достоевским, театр «АртИст» это прекрасно продемонстрировал.

Вечный муж: вечное возвращение

Рассказ «Вечный муж» из позднего творчества Достоевского менее известен, чем его романы, но одноименный спектакль Государственного драматического театра на Васильевском получился проникновенный и трогательный, о нескольких людях со сломанными судьбами. Каждый из героев хотел и мог что-то изменить, но в итоге мы видим лишь печальную цикличность событий.Рассказ «Вечный муж» из позднего творчества Достоевского
Один из центральных персонажей спектакля — Павел Павлович Трусоцкий (Алексей Лудинов) — называет себя «вечным мужем» даже раньше, чем его аттестует так Вельчанинов по фабуле Достоевского. А дальше по тексту. Кто он такой — вечный муж? Он рождается и развивается только для того, чтобы жениться, а женившись, становится придатком своей жены. Рассказ «Вечный муж» из позднего творчества Достоевского«Я всего лишь муж, вечный муж. Надо жениться, иначе что из меня выйдет? Не могу без женитьбы и новой веры». Даже служба его — часть брака. Он не может не быть рогоносцем, как солнце не может не светить. И ничего он не знает и ничего не может знать. 

Обратите внимание на новые статьи рубрики «Международный театральный фестиваль Достоевского»

Страшное случается, когда женой такого человека становится властная, бескомпромиссная женщина, такая, как Наталья Трусоцкая (Александра Чаплыгина) — одна из тех, что родятся для того, чтобы быть неверными женами. После смерти жены Трусоцкий совершенно переменятся, начинает пьянствовать, и в таком виде заявляется к своему давнему другу — Алексею Ивановичу Вельчанинову (Игорь Бессчастнов), с известием о смерти жены. Рассказ «Вечный муж» из позднего творчества ДостоевскогоТот поражен новостью, ведь раньше он любил эту женщину (или это было лишь наваждение?). После вскрываются и подозрения Трусоцкого, появившиеся у него после найденных у жены писем: его дочь Лиза (Евгения Рябова), на самом деле, дочь Вельчанинова. Лиза становится больна и умирает, не успев узнать Вельчанинова и его любовь, не дав ему возможности искупления и прощения. В этом спектакле смерть находится в хрупком балансе с жизнью, который овеществляет веревка, служившая то орудием несостоявшегося самоубийства, то скакалкой, то материальной связующей между дочерью и отцом, постоянно присутствует в лихорадочных снах героев. В одном из таких снов Алексей Иванович подвергается нападению со стороны Трусоцкого, и остаётся с окровавленной рукой, вечно протянутой для прощания. «Что-то кончилось, развязалось, кончилось!» — твердит Павел Павлович. Рассказ «Вечный муж» из позднего творчества ДостоевскогоИ действительно: следующая локация — дорожная станция; много лет спустя Трусоцкий снова женится, но появление Алексея Ивановича запускает ещё один цикл: молодая жена, приглашение в гости, и он, их «ангел-хранитель», — по-прежнему в пути.

Тускловатое, мистическое освещение в постановке соединяется с повседневными звуками, вроде шума дождя, стуков в дверь, криков. И так до тех пор, пока мы не услышим литургическую заупокойную музыку.

Группы фестиваля:

Группа ВКонтакте

Dostoevsky Theatre Festival Facebook

Интернет-журнал «Область культуры»

Редакция «Область культуры» Facebook

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: