ГлавнаяСтатьиДмитрий Лямочкин: «Окончательную форму проект приобрел на кухне, по всем правилам русской жизни»
автор: ОК-журнал (Сергей Козлов)
Показов: 144

Дмитрий Лямочкин: «Окончательную форму проект приобрел на кухне, по всем правилам русской жизни»

Международный театральный фестиваль Достоевского, который проводят Министерство культуры Новгородской области, Новгородское областное театрально-концертное агентство, Новгородский музей-заповедник в самом разгаре. Жаркие споры и неоднозначные впечатления. 

И для каких-то театров вступление в фестивальное братство еще предстоит. Например, «Ведогонь-театру» из московского Зеленограда. Его команда уже поселилась в Великом Новгороде, и нам не терпится познакомить наших читателей с режиссером спектакля «Какой уж тут Мколка!..» Дмитрием Лямочкиным.Ведогонь-театр спектакль «Какой уж тут Миколка!

— Дмитрий Юльевич, роман «Преступление и наказание» был трактован на театральной сцене бессчетное количество раз с разным набором персонажей. Но как так получилось, что в этих «сценах» не нашлось места Соне?

— Задумать дебютным спектаклем такой роман, как «Преступление и наказание», задача сколь сложная, столь и интересная. Хотелось исследовать метафизику персонажей в лаконичных условиях. Меня волновал вопрос: а только ли виновен главный герой, и только ли он понесет наказание. Для этого были выбраны три сцены из романа и пять литературных персонажей, в душах которых я и хотел разобраться с помощью постановки.
Изначально я собирался делать ее без Родиона Романовича, т. к., во-первых, мне с его преступлением и наказанием, более-менее, было все понятно, а во-вторых (и это не изюминка или «фишка») хотелось, чтобы другие персонажи покопались в своей душе без участия Раскольникова. Но мой, как бы помягче выразиться... талант не позволил это сделать. Ведогонь-театр спектакль «Какой уж тут Миколка!А что касается Сони, то она для меня — воплощение русской души, и в спектакле-исследовании я не стал исследовать ангела. Ангел — он и есть ангел, не курица же? И чем больше я погружался в материал, тем сильнее в этом убеждался, как и в том, что самый отрицательный герой — это... Но это сугубо личная моя точка зрения.

— Спектакль, на наш взгляд, получился мужской и очень актерский. Как удалось свести в один ансамбль такие разные личности, темпераменты, характеры?

— Ну, сводил их не я, а Автор, за что ему большое спасибо от нашей команды. А если серьезно, то мне с мужчинами работать легче, в том плане, что если что-то не клеится, можно выпустить пар (не всегда в публичных выражениях), скабрезно пошутить, погоготать гусаками и вернуться без обид к работе. А актриса — она ангел, не курица же? Хотя, бывает, доводишь до слез, чтоб добиться нужного результата. Но тогда в этот день нормальной работы не будет.Ведогонь-театр спектакль «Какой уж тут Миколка!

А что касается личности — то была бы она, и чем ярче, тем интереснее репетировать. То же и с темпераментами, и с характерами. Тут главное слово — «интерес». Я бы с удовольствием кинулся бы в омут работы, хоть над «Колобком», если бы актерами были Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой, Булгаков. Чем больше личность, тем интереснее.

— Наверно, только ленивый не спросит, почему зрители окружают героев спектакля. Все ли места равны или есть какой-то особенный, тайный ракурс?

— Наш зритель, как посетитель кабака, часть действия. Именно к нему направлены все чаянья и помыслы героев. С ним советуются, ему исповедуются, у него просят понимания или сочувствия. Когда свои приходят на спектакль, то спрашивают, с какого места тренировал (мне нравится слово «тренировка», т. е. тренировка души, ремесла, тела) актеров режиссер, потому что там — самое «козырное» место. 

Обратите внимание на новые статьи рубрики «Международный театральный фестиваль Достоевского»

Так вот у меня такого не было. Я неусидчивый, все время тянет на площадку, во-вторых — самому любопытно было наблюдать за актерами с разных сторон и, наконец, своими передвижениями я пытался создать иллюзию присутствия зрителя, чтобы актер смотрел не в бархатистость кулис, а в глаза, пусть не всегда добрые. Так что выбирайте любое место — не ошибетесь! А потом берите еще билет, чтоб побаловать себя с другого ракурса.Ведогонь-театр спектакль «Какой уж тут Миколка!

— В лаконичном пространстве спектакля обнаруживается мистический шарм, заданный старинными костюмами и современной музыкой. Откуда пришло такое решение?

— Решение пришло от безысходности. Это спектакль-эксперимент, малобюджетный. Костюмы искали по запасникам и в личных архивах. Хотелось, чтобы актеры хоть немного соответствовали той эпохе.

А с музыкой другая история. Актриса театра, не занятая в спектакле, помогла с кабацкими песнями. Она фольклорист и большая дока в этом предмете. Сережа Зайцев, исполнитель роли Полового (он же — нечто, распорядитель и т. д.), принёс два шикарных романса. Сам принес, сам и исполняет. С Павлом Викторовичем Курочкиным (Мармеладов) решили, раз человек пьющий, значит и поющий. Взяли старый и горячо мной любимый романс. Беспокоило начало спектакля, не хватало музыкального завода для раскрутки действия. Долго искал, прослушал тысячу килограмм музыки — теперь могу работать музыковедом — и случайно увидел в YouTubе двух кривляк. От безысходности решил прослушать, и чудо — то, что нужно! Потом композитор театра Андрей Гаврилов все это аранжировал, придал театральный вид. Я счастлив, и, когда вспоминаю спектакль, включаю кривляк из YouTubе.

Мистический шарм придумать специально сложно, он, при твоем большом хотении, приходит сам. Потому он и мистический!

— По русской привычке, порой самые главные философские вопросы решаются на кухне, в кабаке, трактире. Для Вас это художественная ирония или глубинная черта нашего человека?

— Я сам «наш человек», и моя главная черта — ирония по отношению к себе и сарказм к другим. Поэтому я считаю, что глубина философии и ирония заложены в русском человеке. Ведогонь-театр спектакль «Какой уж тут Миколка!Поймал себя на мысли, что обзывал спектакль то исследованием, то экспериментом, а он еще и исповедальный. Вот сколько намешал! А исповедуется человек либо в церкви, либо в кабаке. И в романе кабак упоминается, в том числе и как место действия. Структура декорации (по табуреткам) — крест. Вот вам и философия, и ирония: крест в кабаке. Так что кабак в этом спектакле для меня главный персонаж. Кстати, окончательную форму проект приобрел на кухне, по всем правилам русской жизни.

Спектакль пройдет на сцене Новгородского академического театра драмы им. Ф. М. Достоевского 8 ноября. Но билеты уже проданы.

Группы фестиваля:

Группа ВКонтакте

Dostoevsky Theatre Festival Facebook

Интернет-журнал «Область культуры»

Редакция «Область культуры» Facebook

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: