ГлавнаяСтатьи Настольные игры – от "кинга" до "дженги"
Опубликовано 16.06.2016 в 08:15, статья, раздел Увлечения, рубрика Homo Ludens. Человек Играющий
автор: Михаил Штиллер
Показов: 1252

Настольные игры – от "кинга" до "дженги"

В моем детстве игр настольных было немного: домино, шашки, шахматы, нарды, лото да карты. Из доминошек можно было строить забавные замки и лабиринты, в которых прятались шахматные короли и королевы от коварных офицеров верхом на двумастных конях. В лото играли на копеечки, в шахматы – глубокомысленно заседали отец с дедом. А для меня предвкушением вечера были карты. Карты – это не лото, в картах не только случай, в картах надо думать и соображать. Не знаю, где во что играли, а у нас был популярен подкидной дурак, а также дураки простой и переводной, «кинг» и невероятно простая и азартная игра под загадочным названием «серопупсик». Не спрашивайте меня, откуда это название взялось, но «серопупсик» был самой любимой игрой у детишек нежного возраста. Потом начался период компьютерных Героев III (до сих пор убежден, что третьи Герои Меча и Магии – лучшая на свете игра), потом появилась «Сибирь», «Варкрафт», «Квейк» - и настольные игры, казалось, были давно и прочно забыты. И вот вдруг: бац!

Капитан Кирк и Коммандер Спок играют в трехмерные шахматы (они существуют)

Второе рождение настольных игр

Ну, во-первых, я тут не собираюсь проводить экскурс в теорию настольных игр, их очень много. Но о кое-каких видах расскажу. Первое, на что упал мой взгляд был «Манчкин» - старейшая игра, кроме, разве что, Magic: The Gathering. Как взгляд упал – так и отвелся: слишком уж карточки были похожи на реалии ролевых игр в масштабе России. Каждая читалась как анекдот, конечно, вызывала воспоминания, но, играя в ролевые игры вживую, не было никакого желания играть в них еще и на столе. Вряд ли редактор газеты, промучившись с выпуском, придет домой и утром с наслаждением развернет свежеотпечатанный экземпляр: он его и так назубок знает, он у него уже в горле комом сидит. Так что Манч отпал, и настала пора обратить внимание на игры с картинками.

Их тоже много аналогичных: Имаджинариум, Диксит, Диксит с расширениями и дополнениями, еще какие-то. Игроки выкладывают картинки, а потом угадывают, что же именно загадал ведущий, какая картинка его и почему именно вот эта девочка на полосатом мяче означает «смятение». Тут полет фантазии, умение видеть неочевидное, острота воображения. Игра, в которой азартным людям делать нечего. как бы ни скакали фишки-кролики – быстро ли, медленно ли – в этих играх все дело в процессе. Выбрать свою картинку, разглядеть чужие, поиграть в угадайку, придумать ассоциацию. Близко лежит игра Алиас, когда человек на время должен объяснить своему партнеру максимальное количество слов. Например, «человек, лечащий других», непременно – «врач». А если вам нужно объяснить слово «сингулярность»? Или «лихорадка Эбола»? Или «лапароскопия»? Тут уж азарт, и обиды, и крики. И нешуточная эрудиция. Выигрывают обычно студенты-филологи и журналисты. Последние, правда, уже не студенты. Если вам покажется легко, попытайтесь взять английский вариант и объяснить по-русски английское слово. Или по-английски, что уж совсем высший пилотаж. Игрывал я с американцами в эту игру…

Игры типа Каркассона, Кворриорз и прочих развлечений с картами предполагают передвижение фишками, набор карточек, сброс карточек… В общем, со стороны кажется, будто люди хаотично производят какие-то действия, имитируя игру. Зрители здесь обычно сразу отпадают. Магия в данном случае отличается тем, что очень похожа на преферанс по накалу страстей – и никаких тебе карт и фишек. Потому она и зрелищна, как и еще одна игра с карточками, но без карт – Эволюция. вот если и советовать, что для времяпровождения компании в 4-6 человек, так это Эволюцию, изначально разработанную для студентов-биологов. Вырастите собственного картонного монстра: норное большое земноводное с навыками камуфляжа, что ли. Летающее. И сожрите всех.

Предложение, от которого я отказался

Есть такая культовая игра «Мафия». За столом рассаживаются люди – шеф полиции, мэр, проститутка, обыватели, боевики мафии, врач, шпион, и никто не знает, кто сидит рядом с ним… вариаций этой игры тоже много: от японской до фантастической. Закрывая глаза и открывая их в свое время, перемигиваясь втихую и споря в открытую, каждый из игроков пытается достичь своей цели. Судья – осудить виновного, мафия – замочить полицейских, обыватели – остаться в живых. Почему она мне не нравится? Со временем компания устанавливается, и начинает напоминать Дом-2: игроки выкапывают старые обиды («ты меня убил две недели назад безвинно»), подыгрывают друзьям и партнерам, всячески портят игру и в итоге она выливается в Санта-Барбару, часто с алкоголическим компонентом.

Альтернатива Мафии – Бэнг. Там все быстрее, ярче, активнее и без подковырок. Заядлые «мафиози» скажут, что это слишком простая игра. А по мне – так Мафия скучна, как сырники. Особенно в качестве корпоративной забавы, когда топ-менеджмент нельзя пристрелить даже по-игровому. Не верите? А вы рискните – отдача замучает. Но скучнее Мафии легендарная игра по поиску преступника Cluedo. Ни разу не слышал восторженных возгласов. Когда-то она была популярна, а сейчас Cluedo живет только в «натуральном» облике благополучно: грубо говоря, все части головоломки, которые раздаются игрокам, ищущим убийцу, реальны. И площадка для игры – это загородный (в России) или обычный дом (в Европе и США). Поэтому некоторые писатели детективов на этой теме паразитируют: мол, пригласили человека поиграть труп, а его и вправду убили. И игра оказывается вовсе не игрой, а беготней от всамделишного душегуба.

Помимо этих игр – относительно интеллектуальных, есть игры, которые вызывают у меня неприязнь: например, Дженга. Надо вытаскивать брусочки снизу башни и класть их наверх, стараясь, чтобы она не рухнула как можно дольше. Кому как, а мне кажется, что Дженга напоминает детскую игру пирамидки – бессмысленную и беспощадную, потому как, кроме грохота рухнувшей башни и впустую проведенных нескольких часов, от Дженги больше ничего мне добиться не удалось. Даже кайфа. Может, кому-то нравится, а мне вот – нет, но для гостей оную дома завел. Еще у нас остаются го, «морской бой», Монополия, Эрудит (он же - скрэббл) и прочие игры, популярные в период между появлением шахмат и засильем Манчкина, но их достают, чтобы поностальгировать. Будущее, несомненно, за играми карточными – без полей, скорее всего, или с боевым полем, и даже без фишек, но с какими-нибудь новыми деталями, о которых я пока судить не могу. Потому что, в отличие от Хайнлайна, Азимова и Нортон, провидцем не являюсь.

Играют все!

Я тут подумал, что читатель, наверное, заскучал: ну, подумаешь, игры настольные… Вот крестиком вышивать – картинка останется, в карты можно деньги выиграть, так, чисто по-дружески. Шахматы, как всем известно, развивают математическое мышление. Шашки ничего не развивают, разве что шашки-стопки – эти вполне себе быстро могут привести к алкоголизму. А что развивают настольные игры? И стоит ли вообще в них играть? Взрослые же все люди, полы не мыты, машина не чинена, халтура не сделана… Масса занятий: взрослых, как бы полезных, очень важных и одобряемых соседями. А вам на соседей-то, случайно, не наплевать? А стоило бы. Потому что настольные игры для современного человека – как протеин для качка. Мы слишком редко общаемся: настолки дают квинтэссенцию общения - не иллюзию, а убойный по насыщенности концентрат. Мы мало фантазируем? Да вот же вам. Плохо умеем коммуницировать? Тут волей-неволей научишься убалтывать незнакомцев на что угодно, от похода к горе Ородруин до неравноценного обмена фантиков на золото. Плюс ко всему настольные игры учат нас систематизировать знания.

Знаний у нас, в эпоху засилья информации, на тысячу лет вперед у каждого, только она валяется, скиданная как попало. А логические игры развивают в нас тот скрытый орган, который, вообще-то, должны были развить в школе. Но забили на это дело. Я, конечно, говорю о критическом мышлении и аналитических навыках. Нет людей, не умеющих анализировать. Есть не наученные. Так вот вам, пожалуйста, тренажеров пруд пруди, на любой вкус и цвет!

Игры выбивают нас из привычной колеи, заставляют снова щеки пылать румянцем, а голос звенеть, как в юные годы, когда он срывался чуть не на фальцет. Я помню, как один раз засиделись на работе с коллегами – на все выходные. Посмотрел я на себя утром понедельника за час до работы и понял, что пусть я и был гномом-переростком, но бритву все-таки стоило бы взять. Рыжую трехдневную щетину мне даже на вид поставили… Давно было: сейчас это даже модно. Вот это был отрыв! Накал страстей, чай без сахара (купить забыли, а выходить было лень) и сосиски, сожранные, кажется, прямо в пластике. Схожее чувство я испытывал, пожалуй, только в домбайском турпоходе. Но Кавказ далеко, а письменный стол – вот он, пожалуйста.

Рекомендации для тех, кто совсем ку-ку

Позвольте вернуться опять во времена моего детства. Была у меня подруга школьная, у которой мама работала завмагом. И она ей привезла, кажется, из Штатов, игру «Монополия». Или «Крысиные бега», или как-то еще, но суть в том, что это была все-таки она, Монополия. У меня родители никуда не ездили, а игры здесь такой не продавалось. И что? Правильно. Миша взял ватман, линейку, лейкопластырь в рулоне (не знаю, почему именно его) и фломастеры. И отлично сделал собственную игру. Она хранилась у меня дома вплоть до прошлого года, пока потоп ее не уничтожил. И, кстати, играть в нее было интереснее, чем в Монополию купленную.

Я к чему завожу этот разговор? Вы отлично можете сделать собственную игру сами. Тот же Имаджинариум: наклейте на однотипные карточки с одинаковой рубашкой коллажи, или нарисуйте картинки сами. Вот вам и набор. Не хотите играть в зомби – переделайте игру в эльфийский сладкий вариант. Конечно, для коммерческого издания вам потребуется авторские права зарегистрировать, а плагиат у нас не поощряют. Но если действительно что-то уникальное, интересное и полезное – почему бы нет? Есть такой сервис, Бумстартер, там модно деньги на всякие проекты собирать. Вдруг народ захочет вложиться в ваше начинание?

Фигурки можно лепить из пластики или печатать на 3D-принтере, а то и вовсе взять киндер-сюрпризные. В игре же главное не антураж, а механика. Тут придется подучиться, подумать, почитать какие-нибудь туториалы, многократно опробовать игру на баланс… но оно того стоит. Представляете: эксклюзивная семейная игра. И лет через сто потомок будет доставать дубовую коробку, обитую бархатом, собирая семью, чтобы поиграть раз в год на большом семейном празднике. Все это еще и легендами обрастет, я уверен. Но это лирика, а вот то, что производство игр не менее увлекательно, чем процесс игры в них – это точно. Можете спросить у детей, если сами подзабыли.

Настольная игра "Коронация" от Бориса Акунина (никогда не видел, но красиво)

Так что если у вас все еще нет ни единой настолки, рискните, и попробуйте хотя бы поиграть: в Новгороде есть площадки для этого – кафе Китри, Антикафе, Фишка в Руси, библиотеки Читай-город (только надо позвонить, узнать, где что идет), даже несколько групп по ДнД есть. Но это для тех, кто может себе позволить потратить на игру сутки в неделю и не боится вживаться в персонажа. Вот, да – про ДнД я как раз в следующий раз и расскажу. И начну со слов: «Вы стоите перед темной пещерой, в которой, по слухам, обитает ужасное чудовище. Много храбрых рыцарей сгинуло без следа в этой черной пропасти. ваши действия! Кидайте кубики»

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: