ГлавнаяСтатьиБогу свечка и чёрту кочерга
Опубликовано 12.06.2016 в 08:15, статья, раздел История, рубрика Поиск Беловодья
автор: Илья Мельников
Показов: 672

Богу свечка и чёрту кочерга

Для того, чтобы понять, как воспринимали мир наши предки, недостаточно знакомства с заколдованной природой, в которой они жили. Наряду с ней существовал другой мир, в котором непонятные вещи получали более простое и одновременно логичное объяснение.

Зачем наделять все явления природы самостоятельными «душами», когда легче сказать, что все они имеют один общий источник? Это утверждение в том числе и составляет принцип монотеистических религий. Наши предки восприняли данную идею вместе с христианством, которое, наложившись на старые языческие верования, и стало основой духовной культуры для многих и многих поколений русских людей.

В Новгород христианство пришло рано. Поговаривали, что сам апостол Андрей (тот самый, который рыбачил с причала) дошел по рекам из Херсонеса (Севастополя) до берегов Ильменя и удивлялся здешним баням. Но это, конечно, легенда из "Повести временных лет". На самом деле, "крещение" Новгорода, аналогичное "крещению" Киева произошло в 990 г. Позднее именно о строптивых новгородцах ходила пословица про крещение «огнем и мечом» - во время насаждения христианства выгорела значительная часть Новгорода, подожженная не то киевскими воеводами, не то самими новгородцами. Однако, уже и до этого времени в городе существовала церковь Преображения на улице Розваже. Ее прихожанами, вероятно, были иноземные купцы и те из новгородцев, кто водил с ними дела: общая вера – общий бизнес.

Но и после крещения кресты-то новгородцы одели, но «идейки» остались языческие. А некоторые и кресты надевать не торопились: в древнерусских церквях еще много столетий спустя строились нартексы – пристройки с западной стороны, в которых должны были стоять взрослые некрещеные язычники – оглашенные, которых, видимо, было немало.

Икона-"змеевик" XI века. С одной стороны изображен архангел Михаил и молитва, с другой - человеческая голова со змеями и заклинание. Такие "охранительные" иконки были очень популярны в Древней Руси, не брезговали ими и деятели церкви.

Приняв крещение, в большинстве своем славяне продолжали не только параллельно придерживаться языческих обрядов, но и мыслить языческими категориями. Многие из них воспринимали христианство лишь как совокупность магических ритуалов или как орудие в политической борьбе.

Конечно, иерархи церкви пытались с этим бороться. Например, Владимирский епископ Серапион, живший в XIII в., почем свет стоит бранил свою паству за то, что они устраивали испытание ведьм водой и выкапывали из могил самоубийц – якобы те после смерти ходят неприкаянными упырями и портят погоду живущим. Серапион настаивал – только Бог является единственным источником как благодеяний, так и природных бедствий, а ведьмы и самоубийцы не при чем. Однако, вряд ли это помогало – спустя три века целую массу народных магических манипуляций в очередной раз торжественно проклинал уже Стоглавый собор.

Кирик Новгородец (современный рисунок). Первый русский математик, монах Антониева монастыря. Благодаря его произведению "Вопрошание Кириково" современным исследователям известны многие интересные стороны жизни древних новгородцев.

Важную роль в этих манипуляциях играли атрибуты христианского культа. Церковные молитвы стали восприниматься (а многими и сейчас воспринимаются), как заговоры «на всякий случай». Наш земляк, Кирик Новгородец, живший в XII в., описывал забавный случай. Среди новгородцев было распространено прижизненное отпевание. Живет себе богатенький толстосум и вдруг, неожиданно для себя, понимает, что за многие из своих махинаций «гореть ему в аду» в прямом смысле слова. И тогда, чтобы подстраховаться, он заказывает собственное прижизненное отпевание: а вдруг после его смерти ушлые наследнички прикарманят большую часть уготованных для этих целей денег, и тогда в рай уж точно не пустят. Характерно, что новгородский архиепископ Нифонт не поощрял, но и не возбранял подобные причуды собственной паствы. С одной стороны – нехорошо как-то и неправильно, но с другой – ведь церковная кружка только пополнится.

Конечно, все вышеперечисленное вполне объяснимо для древности, когда русские только начинали привыкать к новым для них ценностям. Но изменилось ли что-то сейчас? Вряд ли: как и десять веков назад крест или икона воспринимается людьми, как оберег, святой воде или пасхальному яйцу приписывают магические свойства.

"Пережний угол" в современном деревенском доме. Рядом с иконами, которые, например, на Брянщине до сих пор зовут не иначе, как "боги", целый год хранится пасхальное яйцо - как защита от пожара. Правда, вовсе не обязательно оно должно быть зеленым. (Волотовский район, 2009 год, фото из архива лаборатории этнологии НовГУ).

В советские годы власть преследовала религию. Но, если «приглушать» церковников было просто, то вот с народными верованиями дело оказалось сложнее – ведь они поддерживались в самых «низах», передовым колхозным крестьянством. Лишь в 60-х годах власти додумались засыпать хлоркой и известью святые источники, перемещать любимые народом камни-«следовики» (на них якобы оставались следы Христа, Богородицы или святых), бороться с посещением почитаемых озер. Все это получило название «народное православие», которое, в отличие от православия церковного, сохраняло массу чисто народных традиций, обрядов, суеверий и мифов (кстати, миф о Беловодье – характерная черта как раз народного православия).

Главный христианский символ - крест. Если начертить его углем или мелом на косяке двери в Крещенский сочельник, нечистая сила будет держаться от вас подальше, чего мы всем желаем. (Маловишерский район, 2011 год, фото из личного архива автора).

Однако, не следует списывать все малопонятное и странное для нас в христианстве наших бабушек и дедушек на пережитки язычества. Древнее православие (или же хотя бы столетней давности) и современное понимание христианства очень сильно не похожи друг для друга. Некоторые явления народного православия имеют источником раннехристианские традиции, основательно забытые нашими современниками.

Если о традициях, имеющих языческое происхождение, мы уже говорили ранее, то с некоторыми элементами народного православия мы познакомимся в следующих выпусках нашего журнала.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: