ГлавнаяСтатьиИван Вырыпаев: «Статики не существует»
Опубликовано 13.10.2018 в 19:28, статья, раздел Искусство
автор: (Виктория Иванова)
Показов: 344

Иван Вырыпаев: «Статики не существует»

Иван Вырыпаев - российский драматург, актёр и кинорежиссёр, сценарист, продюсер. В сезоне 2016/2017 режиссёр Надежда Алексеева поставила его пьесу «UFO». И вот, благодаря Бюро приключений «53 тура», 11 октября в Новгородском театре для детей и молодежи «Малый» новгородцам посчастливилось побывать на творческом вечере этого выдающегося человека. Иван Вырыпаев оказался в Великом Новгороде впервые: «Как только я захотел посмотреть город, на него обрушился туман». И пусть город он не посмотрел полностью, но театр «Малый» посетил.


Контакт со зрителем был облечён в форму диалога: «Нет запрещенных тем, есть только нежелательные. Шутка». Благодаря этой встрече новгородцы узнали следующие вещи:

1. «Вселенная устроена так, что постоянно разворачивается и сворачивается, поэтому очевидно, что видимая жизнь в форме придет к концу на этой земле».

2. «Мы — не люди, мы — сознание, а оно не умирает, меняются лишь тела и формы».

3. «Создать Рай на Земле — утопия. Этот мир изначально не создан для счастья. В месте, где существуют гравитация, болезни и голод, остается только понять, как освободиться от этого».

4. «Пьеса «Иранская конференция» — попытка объяснить западному миру не только славянскую, но и восточную перспективу понимания себя и Вселенной.


5. «В пьесе «UFO» есть монолог о том, что жизнь — это путь домой. Конечно, это метафора. Мы никуда не возвращаемся, мы и так дома. Дом внутри нас, мы его не покидаем, но как бы странно это ни звучало, мы и не живем в нем».

6. «Отсутствие иерархичности — благородно звучит, но это невыполнимо. Всё-таки главный смысл права человека — его духовная обязанность. Для меня человек не является мерилом всего, для меня мерило — Бог».

7. «Насколько я разбираюсь в театре, ровно настолько я не разбираюсь в кино. Я не люблю делать кино».

8. «В моём возрасте (44 года) человек уже должен хорошо делать своё дело, а не только его искать».

9. «Почему пьеса «Пьяные» такая популярная? – Название классное».

10. «Современные режиссёры делают авторский театр, и это неплохо, но придя туда, вы не увидите пьесу. К сожалению, пьеса сегодня умирает. Режиссёров, которые ставят пьесы, практически нет. Вы не можете посмотреть пьесу, как она сделана, вы посмотрите режиссёрскую интерпретацию. Это печальный факт, потому что мне хотелось бы, чтобы поколение знало, кто такие Арбузов, Розов, Чехов, ведь это часть культуры».


11. «Пьеса состоит из трех элементов: 1.Фабула, сюжет, событийный ряд. 2. Способ игры. Поставить пьесу — понять механизм этой игры. 3.Месседж, тема. Эти вещи нужно сохранить, а всё остальное и есть режиссёрское творчество».

12. «Классику нужно ставить не как прочитал, а как написано автором».

13. «В Польше вообще никто не ставит никаких пьес. Там их комкают, ломают, снимают трусы и поливают друг друга краской. Если через десять минут никто не снимает трусы, я начинаю волноваться, а в польском ли я театре? Главная тема польского искусства — это их грехи. Польское искусство и кинематограф — это непрерывная критика самих себя, а мы не позволяем этого делать».

14. «Я люблю русскую культуру, но считаю, что нам необходимо выздороветь от миссионерского снобизма и имперского подавления других культур».

15. «Я считаю, что противостояние Западу — это глупейшая вещь в наше время. Будь здесь и коммуницируй с другими культурами, для этого не обязательно оборонятся. Мы все — одно целое. Путин, Трамп и я — это одно сознание, проявляющееся в трёх людях».

16. Значение слова «великий» в русском языке означает «большой», а не «лучший». Поэтому русский народ — великий народ, потому что большой.

17. Всё меняется, статики не существует, а мы пытаемся её удержать, именно поэтому происходит навешивание ярлыков.

18. Традиция должна быть живой. Она — средство, а не цель, закреплённая традиция прогнивает.

19. «Для меня странно, что государство поддерживает коммерческое кино. По-моему нужно продвигать новое, молодёжное, социальное, развивающееся».

20. «Достоевский — гений. Он любим на Западе, потому что там присутствует психотеизм. Но лично мне ближе Толстой».


21. Любимые драматурги: Артур Миллер, Эдвард Олби и Уильям Гибсон.

22. Последняя пьеса Ивана Вырыпаева называется «Волнение». Она написана для Алисы Фрейндлих по её же просьбе. 5 апреля в БДТ будет премьера.

23. «Есть понятия «искусство» и «творчество», и мы все их путаем. Творчество — это когда я осознанно участвую в процессе бытия. А талант в искусстве — предрасположенность к чему-то. Все люди талантливы в какой-то мере. У каждого есть своё предназначение, но нам трудно его найти, наша проблема в десинхронизации».

24. Всему нельзя научиться.

25. Прозу нельзя ставить в театре.

26. «Начинающему драматургу я не дам совет по Интернету из-за уважения к нему. Нужна личная встреча. В планах открытие школы для драматургов, режиссёров и актеров. Мне дали, и я должен отдать, меня учили, и я должен научить. Я просто не имею права этим не поделиться».


Иван Вырыпаев завершил свой творческий вечер чтением стихотворений из цикла «Мир красивых бабочек», который будет посвящен сыну Казимира Лиске. А его финальными словами стала фраза: «Всё, что мы можем — это только любить».

Фото Марины Воробьёвой

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: