ГлавнаяСтатьи«Война и мир» - роман и опера
Опубликовано 4.10.2018 в 14:15, статья, раздел Искусство, рубрика Рассказы о музыке и музыкантах
автор: Наталья Серова
Показов: 140

«Война и мир» - роман и опера

Если бы Лев Николаевич Толстой, чьё 190-летие со дня рождения отметил весь мир в сентябре, всерьёз увлёкся музыкой и посвятил ей свою жизнь, очевидно, он стал бы выдающимся музыкантом и не исключено, композитором. Но тогда человечество потеряло бы в его лице гениального писателя. 

В молодости, когда Толстой еще был студентом филологического отделения восточных языков (арабского и турецкого) Императорского Казанского университета, у него возникали разные мысли о будущей профессии. Не случайно, не пройдя по ряду причин курса языков, он поступил на юридический факультет, оставив и его, увлёкшись литературой. Одно время он даже рассматривал для себя возможность стать профессиональным музыкантом, познав нотную грамоту и научившись игре на фортепиано, однако, самостоятельно, т. е., самоучкой, лишь иногда занимаясь с профессиональными музыкантами. Летом 1850 года молодой Лев Толстой хотел составить руководство для изучения музыкального искусства и изложить в нём основы музыки — ноты, интервалы, темп и т. д. Работа не была окончена, но остались наброски труда под названием «Основные начала музыки и правила для изучения оной». Позже он сам обучал музыкальной грамоте и пению учеников Яснополянской школы, открытой им для крестьянских детей, о чём написал в 1862 году в педагогической статье. 

В семье будущего писателя все очень любили музыку, а мама его была хорошей пианисткой. К сожалению, она умерла когда Льву ещё не исполнилось двух лет. С детства Толстой полюбил русские народные песни, а позже и цыганские. «Люблю музыку больше всех других искусств!» — часто говорил писатель. «В то время, когда я слушаю музыку, — писал он, — ...какое-то странное сладостное чувство до такой степени наполняет мою душу, что я теряю сознание своего существования.» На протяжение всей своей жизни Лев Николаевич покупал множество нотных изданий. Это были произведения Баха, Генделя, Моцарта, Гайдна, Бетховена, Шуберта, Мендельсона (см. статьи о Гайдне, Шуберте и Мендельсоне) и Шопена, произведения которого любил особенно и полное собрание сочинений которого хранится в Ясной Поляне. Однажды он сказал: «Вот так надо писать! Шопен — Пушкин в музыке». Фридерик Шопен
Лев Николаевич прекрасно играл на фортепиано, хорошо читал незнакомые произведения «с листа». 

За инструментом он часто забывал о времени. Как-то раз он записал: «Проснулся рано, пошёл во флигель и целый день опять не видел, как провёл за фортепиано». Прежде чем садиться писать крупные произведения, Толстой часто искал вдохновение в музыке. Он садился за рояль и импровизировал созвучно своим мыслям. Особым удовольствием для писателя было исполнение переложений для фортепиано в 4 руки симфоний Гайдна, Моцарта, Бетховена вместе с женой или одной из дочерей. фото Толстого за роялемТолстой был хорошим концертмейстером, сопровождая пение дочерей или аккомпанируя своему другу — скрипачу Лазурскому. С удовольствием он играл танцы, под которые плясала и веселилась вся семья во время праздников или вечернего отдыха. Он сам очень любил танцевать и играл так, что устоять на месте было невозможно! С детьми Лев Николаевич любил организовывать хоры, в которых сам был запевалой. 

Часто в доме Толстых звучала музыка в исполнении известных музыкантов — Шаляпина, Рахманинова, Танеева (см. статью о Танееве), Гольденвейзера, польской пианистки Ванды Ландовской и других. Сергей Иванович Танеев часто гостил у Толстых и очень любил играть с Львом Николаевичем в шахматы. Толстой и его дочь Александра играют в 4 рукиПричём, в случае своего поражения он исполнял пьесы на рояле, в случае победы Толстого, тот читал вслух какое-либо своё произведение, а после ничьей шахматисты играли в 4 руки. В один из вечеров в имение писателя приехал друг Танеева — известный пианист, композитор и педагог Александр Борисович Гольденвейзер. Их игра на двух роялях (в доме писателя был не один инструмент!) стала для всей семьи настоящим праздником! Танеев и Гольденвейзер играют в 4 руки в доме Толстых В один из приездов Льва Николаевича в Москву, основатель Московской консерватории великолепный пианист Николай Григорьевич Рубинштейн познакомил его с Петром Ильичём Чайковским. Специально для писателя московские музыканты устроили концерт, в котором были исполнены произведения этого композитора. Толстой был потрясён! «Может быть, никогда в жизни я не был так польщён и тронут в моем авторском самолюбии, — вспоминал Чайковский, — как когда Лев Толстой, слушая анданте моего квартета и, сидя рядом со мной, — залился слезами». Смерть Чайковского в ноябре 1893 года Лев Николаевич тяжело переживал.

Есть свидетельства и о том, что Толстой сочинял музыку. Вот одно из них. Летом 1895 года, когда Танеев гостил в Ясной Поляне, он записал в своём дневнике: «Обнаружилось, что Л. Н. сочиняет. Я просил его сыграть его сочинения, но он колеблется». Выяснилось, что в студенческие годы, в Казани, Толстой дружил с братьями Зыбиными. Ипполит Афанасьевич и Кирилл Афанасьевич были дальними родственниками Толстого и хорошими музыкантами, а Кирилл даже сочинял музыку. С одним из братьев Толстой сочинил вальс, который впоследствии часто играл в домашнем кругу. Однако, Толстой умалчивал о своём авторстве. Однажды во время одного из музыкальных вечеров в Ясной Поляне в 1906 году Толстой сыграл этот вальс по просьбе Гольденвейзера, который тут же записал его нотами. То же сделал и Танеев, находившийся в это время в соседней комнате. Таким образом, вальс Фа-мажор Толстого дошел до нас с вами. Он звучит в фильме «Отец Сергий», снятого по одноимённой повести Льва Николаевича режиссёром Игорем Таланкиным в 1978 году. Вот как звучит этот вальс в современной тембровой трактовке. 
Трудно найти произведение Толстого, в котором бы он не писал о музыке и о том, с какой удивительной силой она действует на души людей.

Но есть два произведения великого русского писателя, которые нашли музыкально-театральное воплощение. Это балет Родиона Константиновича Щедрина «Анна Каренина», написанный в 1971 году, и опера Сергея Сергеевича Прокофьева «Война и мир». Да-да, именно роман-эпопея, созданный гением Льва Николаевича Толстого в период с 1863 по 1869 годы, стал основой великолепного оперного произведения! Дальнейший рассказ о нём. Толстой в 60-е годы

Замысел оперы «Война и мир» возник у пятидесятилетнего Прокофьева (он родился 23 апреля 1891 года, а умер 5 марта 1953 года — в один день со Сталиным) весной 1941 года. Для многих из окружения композитора эта затея казалась безумной и неосуществимой. Однако, Сергей Сергеевич обладал не только прекрасным чутьём гения, но и непоколебимой верой в себя. К этому времени он был всемирно известным композитором, создавшим такие шедевры, как балет «Ромео и Джульетта», кантату «Александр Невский» (преобразовав в ней свою же музыку к одноимённому фильму Сергея Эйзенштейна), оперы «Игрок», «Любовь к трём апельсинам», «Обручение в монастыре» («Дуэнья»), а также многие фортепианные и симфонические произведения. 

Начало работы над оперой «Война мир» проходило в политически накалённой атмосфере в мире, а затем и в условиях начала Великой Отечественной войны нашей страны против фашистской Германии. Тема войны и мира стала особенно актуальной, о чём композитор писал: «...тогда приняли ясные формы бродившие у меня мысли написать оперу на сюжет романа Толстого „Война и мир“. Как-то по-особому близки стали страницы, повествующие о борьбе русского народа с полчищами Наполеона в 1812 году и об изгнании наполеоновской армии с русской земли. Ясно было, что именно эти страницы должны лечь в основу оперы». Работа над произведением протекала в трудных условиях военного времени и эвакуации (в Нальчике, Тбилиси, Алма-Ате, Перми. В 1943 Прокофьев с семьёй вернулся в Москву). К концу 1942 года опера была написана в первой редакции (11 картин) и инструментована в марте 1943 года. В концертном исполнении под фортепиано она была показана в Москве 16 октября 1944 года Ансамблем советской оперы при Всероссийском театральном обществе. 

7 июня 1945 года в Москве в Большом зале консерватории состоялось концертное исполнение произведения в сопровождении оркестра (дирижировал С. Самосуд) с участием Республиканской хоровой капеллы. В 1946 году в связи с постановкой оперы на сцене Ленинградского академического Малого театра оперы и балета Прокофьев, по совету Самосуда, написал ещё две картины: «Бал у екатерининского вельможи» и «Военный совет в Филях». Тщательная доработка оперы длились до 1952 года. В 1953 году в Италии на фестивале «Флорентийский музыкальный май» с успехом состоялась зарубежная премьера «Войны и мира». 1 апреля 1955 года опера была поставлена в Ленинграде в окончательной редакции, а в декабре 1959 года «Войну и мир» Прокофьева с большим успехом поставил Большой театр Союза ССР. С чем же была связана столь длительная шлифовка произведения?

Дело в том, что Сергей Прокофьев, решив написать оперу по роману Л. Н. Толстого, сам себя добровольно и, скажем так, с удовольствием, поставил в жесточайшие условия работы. Необходимо было проработать применительно к оперному либретто роман, в котором 559 персонажей (как исторических, так и вымышленных), несколько основных и множество второстепенных драматургических линий, где охвачено более 7 лет истории России и её народа, включая дворян и людей других сословий и в котором переплетаются картины мирной жизни и военных событий. Кроме того, нужно было представить его сценическое воплощение на оперной сцене во временных рамках спектакля. 

Либретто оперы Прокофьев написал сам в соавторстве со своей второй женой Марией, которую чаще называли Мирой и которая была выпускницей Литературного института, любила музыку и мужа и была младше его на 24 года. Прокофьев и его вторая жена Мендельсон-Прокофьева в 40-е годыВ либретто «Войны и мира» был сохранён почти без изменения текст романа, т. е. текст прозаический, а не стихотворный, как это обычно бывает в операх. В этом сказалось бережное, граничащее с чувством святости отношение к произведению Л. Н. Толстого. Вместе с тем, это было ещё одной сложностью для композитора, ибо писать музыку на рифмованный текст значительно проще, чем на прозаический. Кроме текста романа, в либретто были включены: стихотворение Жуковского в дуэте Наташи и Сони в 1-й картине; стихи Батюшкова и Ломоносова, ставшие основой хоров во 2-й картине; фрагмент текста письма героя войны 1812 года, основателя партизанского сопротивления Дениса Давыдова. На этот текст, начинающийся со слов «Силы двунадесяти языков ворвались в Россию», написан хоровой эпиграфа, открывающий оперу и подчёркивающий тем самым главенство патриотической идеи произведения. После эпиграфа звучит увертюра. В постановках оперы эпиграф иногда переносят в начало второй её части, рассказывающей о военных событиях. 

Из всего обилия персонажей романа Прокофьев выбрал «всего лишь» 72 (!), из которых 6 не имеют вокальных партий. Именно это количество лиц могло раскрыть основные события романа, отразившиеся в произведении Сергея Прокофьева в двух драматургических линиях: лирико-психологической — любовь Наташи Ростовой и Андрея Болконского, и героико-эпической — события Отечественной войны 1812 года. В связи с этим опера имеет две части: первая включает в себя 7 картин, а вторая — 6. Поначалу оперу ставили в два вечера, но затем от этого отказались. Всего в произведении 13 картин, каждая из которых имеет название. Именно картинную драматургию, а не привычное деление оперы на действия использовал композитор. По его мнению это не только напоминало главы романа, но и позволило более гибко выстраивать сцены, использовав принцип их сквозного развития, включающий в себя диалоги вместо дуэтов, монологи и ариозо вместо классических арий, реплики персонажей, отражающие их отношение к происходящим событиям вместо арий по этому поводу, которые существенно тормозили бы развитие сцен и лишали бы их естественности, максимальной приближенности к реальной жизни. Хорам автор придал особое значение во второй части оперы, раскрывая через них сам дух народа и армии, вставших на защиту своего Отечества. Во второй части «Войны и мира» Прокофьев обратился к традициям эпической оперной драматургии, уделив большое внимание хоровым сценам, давая подробную и последовательную характеристику противоборствующих сил, обратившись к стилистике русских солдатских песен и военной музыки периода войны 1812 года. Большое значение в опере имеют лейтмотивы (музыкальные символы, «визитные карточки») самых важных персонажей, их переживаний, а также, лейтмотивы русского народа, который тоже является героем произведения. 

1-я картина называется «Отрадное». Так называлось имение Ростовых, куда в мае князь Андрей Болконский приехал по делам опекунского совета и где заночевал. Перед сном он вспоминает старый придорожный дуб, который не торопится как все растения покрыться листвой и как бы не верит в весну и возможность счастья. Это созвучно думам князя, недавно вылечившегося от ранения, полученного в битве при Аустерлице и овдовевшем в 31 год. Однако, на словах «там всё зазеленело» звучит тема, которая станет лейтмотивом «весеннего обновления» и возвращением князя к надеждам и радостям жизни. Слыша разговор Наташи и Сони и их дуэт, который доносится из открытых окон второго этажа дома, Андрей заражается оптимизмом, что звучит во втором его ариозо, завершающем картину. Не зная её, князь уже влюблён в Наташу, в её жизненную силу, которая возрождает его, вселяет надежду на счастье. Звучит лейтмотив любви. А открывается картина лейтмотивом Наташи, символизирующем её значение в жизни князя Андрея. 

2-я картина — «Бал у екатерининского вельможи». Композитор показывает реалистическую картину великосветского бала, на котором появится император Александр I. Здесь и оглашение прибывающих гостей, и светские сплетни, полонез, по традиции открывающий бал, мазурка и вальс — первый вальс на первом балу в жизни Наташи Ростовой, который она танцует с Андреем. Тема вальса станет вторым лейтмотивом их любви. Именно после вальса Болконский загадает станет ли Наташа его женой, и как же расцветёт его вокальная партия, когда поймёт, что он на ней женится!

3-я картина — «В особняке старого князя Болконского». Сделав предложение Наташе, князь Андрей дал ей год на размышления, а сам уехал по дипломатической надобности. В отсутствие жениха Наташа наносит визит его отцу и сестре. Старый князь недоволен выбором сына. Его отрывистые реплики подчёркивают неприязнь. В первой драматической кульминации развития образа Наташи, в её ариозо появляется лейтмотив страдания на словах «зачем он не со мною».

4-я картина — «В гостиной у Элен Безуховой». Ещё во 2-й картине во время бала Анатоль Курагин приметил молоденькую Наташу и попросил свою сестру Элен помочь ему «приволокнуться» за ней. Теперь Элен смущает наивную девушку рассказом о «влюблённости» в неё брата. В репликах Наташи на словах об Элен «чудо как хороша она» звучит новый лейтмотив — тема её доверчивости. Не случайно открывается эта картина вальсом «обольщения» с его «коварной» змеящейся темой, которая звучит и в вокальной партии Анатоля в момент любовного признания. Наташа получает любовную записку Анатоля и решает ответить ему взаимностью. В её ариозо звучит борьба любви к далёкому князю Андрею и жажда сейчас познать радости любви с человеком, который, якобы, готов для неё на всё. И снова в её ариозо вы услышите лейтмотив страдания. 

5-я картина — «У Долохова». Вместе со своим другом Долоховым Анатоль готовится к похищению Наташи из дома Марьи Дмитриевны Ахросимовой, у которой гостит Наташа. Здесь мы узнаём много нового об Анатоле, его истинное лицо. У Толстого в речи Анатоля, когда он не рисуется, часто выскакивает нелепый возглас «А?». И Прокофьев включает в его вокальную партию этот «выстреливающий» звук. Однако, какова была работа композитора над текстом романа!

6-я картина — «В особняке Ахросимовой». Эта картина — сильная драматическая кульминация в развитии образа Наташи. Картина делится на две контрастные части. В первой Наташа яростно протестует — ведь ей не дали сбежать с Курагиным. Потрясающе звучат интонации всхлипываний Наташи, сбивчивая речь. Порой её вокальная партия и партия Ахросимовой переходят на почти выкрикивание текста. Да и могут ли в такой ситуации, в таком накале страстей звучать поочерёдно арии этих героинь?? Во второй части картины появляется Пьер Безухов. Именно ему, самому справедливому и честному, человеку с «золотым» сердцем и поручает Мария Дмитриевна образумить Наташу. В сцене-диалоге Наташа прозревает и раскаивается в своём поступке.

7-я картина — «Кабинет Пьера Безухова». Перед нами раскрывается страдающая от пустоты и пошлости светского общества душа Пьера. Он отчитывает Анатоля, который оказывается ещё и трусом — в вокальной партии мы слышим как он от страха заикается! Появляется друг Пьера Василий Денисов (в его образе воплощён Денис Давыдов), который сообщает о начале войны. 

С 8-й картины начинается вторая часть оперы. Эта картина называется «Перед Бородинским сражением». В ней через хоры многогранно показан русский народ, солдаты и ополченцы, вставшие на защиту родины. Воплощением героизма и мужества народа становится образ Михаила Илларионовича Кутузова (вспомним аналогичную трактовку образа Ивана Сусанина в опере М. И. Глинки «Жизнь за царя». См. Статью о Глинке). Картина сразу открывается кульминационным звучанием лейтмотива народного бедствия. Появление Кутузова сопровождается его темой, но затем с самого первого такта ариозо фельдмаршала на словах «Бесподобный народ» звучит новый лейтмотив — тема народа-героя. Важно то, что потом, в следующей картине, во время сражения к Наполеону будут приходить с докладом о ходе битвы его генералы и адъютанты, которые, рассказывая о яростном сопротивлении русских, будут исполнять именно эту тему «бесподобный народ»! 

  Обратите внимание на новые статьи рубрики «Рассказы о музыке и музыкантах»

В 8-й картине мы снова встречаемся с князем Андреем. Он исполнит два ариозо. В первом с разочарованием вспоминает поступок любимой им Наташи, а во втором, в разговоре с Пьером, размышляет о грядущем сражении. Два новых лейтмотива охарактеризуют лучшие свойства его души — любовь к Отечеству и готовность к самопожертвованию ради него. На словах «но я скажу тебе» звучит лейтмотив уверенности в победе, а на словах «убивать и идти на смерть» — тема самопожертвования.

9-я картина — «Шевардинский редут». Это ставка Наполеона, мечтающего о победе и наблюдающего сражение. С какой тонкой иронией рисует Прокофьев врага — и императора, и его армию! Если первая фраза Кутузова о народе, то первая фраза Наполеона «вино откупорено, его надо выпить»! Мечтания его о депутации с ключами от Москвы звучат под призрачное мерцание флейт в высоком регистре — не сбудутся мечты-то! Французская армия характеризуется джазовыми ритмами и интонациями в оркестре. Никаких хоров! Просто бездушная, бесчеловечная военная машина. 

10-я картина — «Военный совет в Филях». Именно на этом совете Кутузов принял решение о временном отступлении, которое даст отдых армии и позволит с новыми силами прогнать врага не только из Москвы, но и из России. Кульминацией картины становится ария Кутузова, написанная в традиционной трёхчастной форме. По сути это единственная ария в опере по сравнению с ариозо других героев. «Величавая, в солнечных лучах, матерь русских городов» — так начинается ария, величественная гимническая тема которой становится лейтмотивом России. Символом поддержки Кутузова народом становится хоровое обрамление арии, основанное на подлинной казачьей песне «Донцы молодцы».

11-я картина — «Горящая Москва, захваченная неприятелем» («На улицах Москвы»). Это драматическая кульминация второй части оперы. Большая картина, рисующая народное бедствие, расправу с подозреваемыми в поджогах. Пьер арестован, его тоже должны расстрелять. В плену он знакомится с простым солдатом Платоном Каратаевым. Этот человек становится символом народной мудрости и терпения. Пророческим становится появление трёх умалишённых, которых французы сначала принимают за священников. Эти трое как заклинание повторяют одну фразу: «трижды меня убили, трижды воскресал из мертвых». Не просто так показывает композитор этих людей, выходя по смыслу сказанного ими за исторические рамки сюжета оперы. Ведь в нашей истории действительно были три реальные угрозы существованию нашего государства: татаро-монгольское иго, Отечественная война 1812 года и Великая Отечественна война. Вот только народ отразил все угрозы, и страна воскресала. 

12-я картина — «Тёмная изба в Мытищах». Потрясающая картина последней встречи князя Андрея и Наташи, которая волею судеб оказалась в эвакуации в одной избе с умирающим любимым. Это и кульминация и трагическая развязка их любви. На фоне звучания женского хора за сценой, исполняющего на одной ноте слоги «пи-ти», как символа крови, бьющейся в висках, изматывающей болезни, Андрей бредит. Сознание, однако, на минуту возвращается к нему тогда, когда он вспоминает о самом дорогом — о Родине и о Наташе. Её появление звучит на фоне глухих ударов литавр. Этот удары её сердца, готового разорваться от горя при виде умирающего любимого. В диалоге влюблённых звучит и мелодия их первого вальса и тема «весеннего обновления» — как надежда на счастье, но и тема страдания. Силы покидают Андрея, снова бред...

12-я картина называется «Смоленская дорога». В ней две контрастные части: показ пленных, среди которых Пьер, бредущих под окрики французских солдат, гибель Платона Каратаева, но затем атака русских партизан и долгожданная свобода и победа! Завершается картина и, следовательно, вся опера ликующим хором-апофеозом, прославляющим Отечество и звучащем на теме арии Кутузова о Москве — сердце России.

Опера «Война и мир» С. С. Прокофьева одно из самых ярких, необычных и грандиозных произведений в мировой музыкальной культуре, не имеющих себе аналогов.  Язык её не привычен и не всегда «ласкает» слух. Но когда вы, уважаемые читатели, прослушаете оперу, я уверена, вы прочувствуете и полюбите каждую её ноту, как люблю её я. Откройте для себя это гениальное, как и роман Л. Н. Толстого, произведение, которое вдохнёт в вас новые силы и гордость за нашу страну, её историю и искусство. 


Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: