ГлавнаяСтатьиРежиссёр Тодд Солондз
Опубликовано 12.06.2016 в 17:15, статья, раздел Кино, рубрика Слепая зона
автор: Эдуард Крейн
Показов: 410

Режиссёр Тодд Солондз

В драмах нам обычно показывают людей с золотым сердцем, которые героически преодолевают жизненные трудности, попутно извлекая из них какой-нибудь урок. За таких героев можно болеть, как на футболе, но отретушированные характеры в декоративных обстоятельствах никогда не проймут по-настоящему. Вы скажете, что никто не захочет смотреть кино про гнилых людишек; и многие действительно не захотят, но если дать таким фильмам шанс, то неожиданно можно обнаружить, что драматургия и юмор в этом кино работает не менее эффективно и увлекательно.

Тодда Солондза называют мизантропом, и, пожалуй, справедливо. Но его мизантропия не надменная и презрительная, а скорее непринуждённая и будничная. Всё, что он подчёркивает в людях, ему слишком хорошо знакомо, потому что к себе самому он так же безжалостен. Собственнолично признавая свои пороки, он позволяет себе говорить о чужих изъянах с непосредственностью негра, называющего другого негра негром. Если какой-нибудь Ларс фон Триер щеголяет нарушением табу, то Солондз снимает своё кино так, как будто никаких табу никогда не было. При этом в своём творчестве он не упивается грязью, как в какой-нибудь чернухе, и не ставит сокрушительных диагнозов обществу, а снимает интересные игровые фильмы с вменяемым сюжетом и осязаемой темой.

Кадр из фильма "Счастье"

Его персонажи глупы и неприятны, они увязли в своих заблуждениях, их скудоумие мешает им посмотреть на себя со стороны, а нам всё видно – и это очень смешно. Солондз умеет снимать комично, узнаваемо и (в терапевтических дозах) лирично. Раскрывать фабулу его фильмов – бессмысленно, ведь она ничего не скажет о режиссёрском стиле: о лёгком взгляде на провокационные темы; об ироничной музыке и монтаже; о том, что персонажи говорят не то, что думают, а делают – не то, что говорят. Тем не менее, вкратце о каждом фильме:

Его опус магнум – фильм «Счастье» – беспроглядно чёрная комедия о потерянных людях, последовавших за поманившим счастьем с неправильным багажом и неисправным компасом. Исключительно омерзительный офисный клерк в плену своих похабных фантазий, состоявшаяся поэтесса в капризных поисках неподдельных эмоций для своих стихов, образцовый на первый взгляд отец, помогающий одиннадцатилетнему сыну с вопросом достижения оргазма и тайно насилующий его одноклассника, - эти и другие не менее колоритные персонажи составляют красочную анекдотичную мозаику, и фильм настоящим бальзамом проливается на сердце циника. Для любителя чёрной комедии к просмотру обязательно.

Кадр из фильма "Кукольный дом"

«Кукольный дом» – правдивая история о том, каким на самом деле адом являются школьные годы чудесные. Когда в классе ты наедине с маленькими чудовищами, ещё не сформировавшими социальных навыков и живущими по первобытным законам. Когда для взрослых ты жалкое бесправное существо, а для старшеклассников – назойливая козявка, от которой даже отмахнуться лень.

«Сказочник» (англ. Storytelling, я бы перевёл как «Повествование» или «Как рассказать историю») – это две новеллы о творческих амбициях, эксплуатации, о неумении посмотреть на себя со стороны. В первой из них студентка получает от преподавателя важный и неожиданный урок о собственной мотивации и природе творчества. Во второй – начинающий режиссёр-документалист снимает свой первый фильм в том возрасте, когда его бывшие одноклассники уже сделали карьеру и обзавелись семьёй. Он выбирает в качестве героя своего фильма полного балбеса, чтобы раскрыть его внутренний мир в непростое время поступления в колледж. Но не сделать из такого персонажа посмешище оказывается очень трудно.

Кадр из фильма "Перевёртыши"

«Перевёртыши» рассказывают историю тринадцатилетней Авивы, с младых ногтей мечтающей стать матерью. Когда у неё почти получается, родители заставляют её сделать аборт, и она сбегает из дома, чтобы наперекор всему осуществить свою мечту. Фильм-эпитафия борьбе человека с самим собой, свинцовый аргумент против голословности заявлений о том, что «люди меняются». Эту тему в фильме жирно подчёркивает всё: и имя героини, и 8 разных актрис, по очереди играющие одного персонажа, и цикличность проделанного путешествия. Но, как и во всех остальных фильмах режиссёра, в фильме намечено много других тем, и каждый эпизод в отдельности по-своему силён и проникновенен.

«Тёмная лошадка» рисует удивительно точный портрет взрослого ребёнка. Зрелый мужик живёт с родителями, винит их во всех неудачах своей жизни, и считает, что настройкой телеприставки с лихвой исполняет свой долг перед семьёй. Он груб, асоциален и безответственен. В один прекрасный день он решает жениться на депрессивной писательнице-неудачнице, которая соглашается на его предложение только из жажды наказать себя за бездарность. Помимо хлёсткого портрета кидалта, фильм полон тонких нюансов семейных отношений, нечасто встречающихся в семейной драме; и вообще, сама тема того, что у объективно нехорошего человека тоже есть ранимая сторона, делает эту ленту особенно интересной. В конце же, после череды полукомедийных сцен, даже как-то пугающих натуральностью, выстреливает эмоциональная развязка, прорифмовавшая ключевые сцены с горьким привкусом непоправимости. Мне кажется, это один из лучших фильмов режиссёра, несмотря на то, что в его фильмографии это фильм с самым низким зрительским рейтингом.

Кадр из фильма "Тёмная лошадка"

У Солондза ещё есть «Страх, тревога и депрессия», но этот фильм трудно достать, он выходил только на VHS, я его не смотрел; и «Жизнь в военное время» – как бы сиквел к «Счастью», но с другими актёрами и стилем, сместившимся в сторону дежурной драмы. Мне не понравилось, рекомендовать не буду.

Остальные же фильмы – рекомендую решительно. Используя негатив как творческий материал, можно необыкновенно обогатить художественную палитру, а цинизм может быть не только разлагающим нравственность явлением, но и свежим углом для рассмотрения насущных проблем. Да и с нравственностью ничего страшного не случится. Для золотого яичка морали не страшны ни деды с бабами, ни мышки с хвостиками, ни бабы с мышками, ни деды с яичками, ведь на нравственность гораздо сильнее влияет, например, уровень образования населения, чем уровень пристойности художественных произведений. Тем не менее, если вы не готовы столкнуться с безобразным, то лучше посмотреть что-нибудь другое. Никто не осудит. «У каждого своё кино».

P.S.

В конце года на DVD должен выйти новый фильм Тодда Солондза – «Такса». Вы посмотрите на актёрский состав: Грета Гервиг, Дэнни Де Вито, Жюли Дельпи, Киран Калкин. Лично я – беру не глядя.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: