ГлавнаяСтатьиЭскапизм современности, или Игра в жизнь
Опубликовано 9.06.2016 в 16:15, статья, раздел Жизнь, рубрика Homo Ludens. Человек Играющий

Эскапизм современности, или Игра в жизнь

Ролевиков часто обвиняют в оторванности от мира сего. Геймеров – в инфантильности. Актеров – в излишней эмоциональности, журналистов – во всеядности, а писателей - в наркомании. Потому что очевидно, что писатель просто не может не употреблять, иначе откуда у него все эти странные идеи, наподобие ходячего носа в человеческий рост, которого городовой с легкостью прячет в карман? Короче, человек постоянно тычет немытым пальцем в людей творчества и обвиняет их, по сути, в одном: неумении жить в реальном мире. А сам-то? Точно ли понимает обыватель, где живет?

Завод по производству грез

Если вы реально думаете, что знаете, где находитесь, позвольте вас разочаровать: дудки. Все, что вы потребляете в виде информации – это не чистый, светлый источник правды и фактов, а мутная река лжи. Статистические отчеты подделываются или ненамеренно искажаются. Мнение о политике высказывает политтехнолог и вы, доверяя этому солидному дяде, впитываете его мнение как губка.

А, может, он врет все? Посмотрите, как освещают стороны геополитических конфликтов себя и противника – две большие разницы, как говорит моя тетушка из несчастной Одессы. И тетушка-таки права, хотя фраза избита, но разниц у нас даже не две, а неисчислимое множество.

Вот вам доказательство иллюзорности бытия, в котором вы живете: вы думаете, что помидор красный и круглый. Вася, что он – красный и сладкий. Петя – что он круглый и спелый. Олег – что он спелый и сладкий, и так – без конца. Любая ситуация и предмет доступны вам только частично. Вы не обладаете всей полнотой информации, чтобы судить верно. А значит, вы, обзирая предмет только с одной стороны, и судить можете только однобоко. Вот отсюда ваши все и членства в разных организациях, якобы, отражающих ваши взгляды; и сумбурные политические и экономические прогнозы; и неумение определить, когда рухнет валютный или фондовой рынок, а главное – почему. Да человек обычно не в состоянии понять, почему ему жена изменяет, что уж там. Он, может, даже с женой поговорит, но уверен ли он, что сама-то жена осознает истинный мотив своего поступка?

Таким образом, наша жизнь, как отметил Великий Бард, действительно – игра. Не икра, не дыра, не мура, а именно игра, когда каждый, будто замерзший Кай, собирает из осколочков мозаики свое слова. У кого-то даже получается из букв «П», «А», «Ж» и «О» собрать слово «вечность», но в основном собирают обычные слова. И вздевают их на флаги, и идут маршами, и создают монетаристские теории и общество потребления. Именно потому, что человеку недоступно понимание мира как он есть, мы все обречены на вечный поиск истины.

Игра в игре в игре в игре

Итак, человек насобирал себе осколочков, и начинает строить из них мир. Ну вот, к примеру, выстроил он себе слово «деньги»: и началось… Правила свои придумал, вот уже кому-то на горло наступает напедикюренной ногой в крокодиловом ботинке. А не то, так в малиновом пиджаке шмаляет в грудь бывшего товарища из обреза. Или, скажем, если женщина, хотя сейчас это уже и мужчинами используется, в жажде денег раздвигает ноги перед каждым желающим. И у каждого, отметьте, у каждого!, в голове идеальный образ: воротилы с Уолл-стрита, крутого бандюгана-авторитета; жены миллиардера, бывшей «красотки»… И в блеске новенькой обманки с завода по производству грез, человек не видит длинные ряды бандитских могил, спившихся бомжей-неудачников, подававших большие надежды в финансовом мире, страшных потасканных тридцатилетних старух на вокзале, готовых сделать все за бутылку пива и бутерброд.

Иллюзии – страшная вещь, и мы все никак не можем понять, что не в состоянии спланировать собственную жизнь. Что не можем спрогнозировать удачу и карьеру. Как судьба повернется, на самом деле, а не как мы захотим. Богатые и успешные тоже играли в ту же игру, а, может, и вовсе в другую – и было у них слово «слава», или «семья», или «любовь» - а вышло вот так. Не случайно же даже богатым не живется спокойно, все они пытаются перекроить мир под себя, да не получается, потому что для кройки и шитья требуется полный обзор.

Я уже упоминал про «черных лебедей» Нассима Талеба – случайностей, которые возникают из ниоткуда и все портят. А теперь расскажу про теорию шплинта, которая, по сути, фантастическая, но реальная. Если не принимать в расчет, что из-за угла может плавно выколбаситься черный лебедь и зыркнуть кровавым глазом. Теория шплинта гласит, что в каждой ситуации есть какой-то маленький элемент, разрушив который, можно вызвать необратимую реакцию. Например: в стране Кошмарии погибает восьмилетняя девочка, задавленная автомобилем. И все: бунты, восстания, эрцгерцог Фердинанд поминается всуе. А все почему? А девочка та – представительница одной народной группировки Кошмарии, а водитель – другой. К тому же у водителя недавно погибла беременная жена, которую отказались принять в больнице, потому что она принадлежит не к той группировке. Резня, теракты, громкие заявления политиков… На дорогах гибнет много детей, но вот эта гипотетическая девочка погибла не там и не тогда, и стала, по сути, шплинтом гражданской войны.

Проще всего изобразить теорию шплинта как теорию падающих костяшек домино: уронил одну – всей линейке упасть. А самое страшное, знаете, что? Что мы все ходим между этих костяшек, ходим хаотично и непредсказуемо, собирая свои кристаллики, и не знаем, когда придет момент нам нечаянно толкнуть одну из костяшек. В какую сторону она будет падать, и сколько повалит других. Ролевики, говорите? Я с вас смеюсь!

Стоп-игра!

Нет, не выйдет. Игра эта неостановима, и не получится, как в Джуманджи, претерпеть мучения и спастись. Вы – и я – обречены эту игру доигрывать до самой смерти. Примеряя маски, пытаясь объяснить необъяснимые события, осмыслить произошедшее и распланировать будущее. Мы все – игроки поневоле. Единственное, что можно сделать, так это прекратить верить в игровые реалии и наконец увидеть своими глазами, как все это непрочно и иллюзорно. Актеры в этом плане – самые здравомыслящие люди, потому что они интуитивно видят признаки игровой ситуации, и, выходя из нее, оставляют свою маску, свою роль, свою шкурку-кокон там, не таская за собой тяжеленные хвосты памяти. Бывали, правда, исключения. Вот, например, у Достоевского есть такой персонаж – Ставрогин. Ничего из себя не представляющий, мятущийся, несостоятельный личностно, безнадежный в своих безысходных поисках, Ставрогин разрушает все, к чему ни прикоснется. «В сущности, Ставрогин и есть первый симулякр русской литературы, появившийся задолго до того, как это явление присвоили себе постмодернисты», - пишет один критик, рассматривающий романы Сорокина, Акунина и Достоевского в одном пучке, как ассорти на прилавке зеленщика.

Тут суть в чем: человек, как бы ни хотел, не прекращает метаться. Я только один пример знаю – старосветских помещиков Гоголя, которые, выкушав того-сего, дремали, пока не пришла пора выкушать сего-того. И было у них благонравие и тишина, и любовь, и душевное единение. Но скучно же! Это же овощи так на грядках живут, да и то цветок огурца, следя за солнцем, верно, более движения производит. Можно прекратить игру – ценою собственной личности. Можно и заиграться, как Ставрогин – и опять же себя потерять. Чудом, подлинным чудом большая часть нас остается на грани между этими двумя крайностями. Но не зря лет так в тридцать, когда наступает кризис среднего возраста, мы начинаем страдать от того, что, как и Ставрогин, не нашли в себе стержня. И в мире не нашли цели. И ничего-то мы не достигли, и не достигнем, потому как кто уже мог, тот расхватал все пряники и уселся на все золотые крылечки.

А все от того, что мы игру в стекляшки восприняли, как и Кай, слишком всерьез. Ну нельзя только собственными усилиями добиться чего-то: без случая – никак. Хотите, называйте это фатумом, кармой, роком, божьим промыслом, карой господней, удачей, фартом и как бы то ни было, но есть этот элемент хаоса во всех наших хрупких игровых умопостроениях. А вы все удивляетесь, почему как белка в колесе столько лет? А вы все гадаете, почему так легко слетают маски и обнаруживается под ними черная дыра пустоты, которую никакой алкоголь не заполнит? Так вот ответ. Когда актер перестает выходить из роли – конец ему, как актеру и как личности, и впереди только безрадостное существование в тихом приюте.

Взросление: панацея или яд?

Как только вы начали воспринимать мир всерьез – конец. Молитесь, чтобы никакие несчастья не обрушились на вас и ваших близких, потому что вы будете воспринимать каждую дочкину двойку, каждый провал на работе, каждое опоздание на поезд как катастрофу. И будут вас раздражать игровые люди – актеры, ролевики, реконструкторы – которые все еще могут отличать реальность от иллюзии. Ну, или, если хотите, одну иллюзию от другой. Тогда как несчастливо повзрослевший человек видит черное только черным, белое-белым, а слово «вечность» - составленным из восьми букв, а не четырех. И я желаю такому человеку никогда не прозреть, потому как это ужасно больно. Знаете, кто чаще всего прозревает? Люди, повзрослевшие, поверившие в реальность мира и незыблемость правил игры, отдавшие свою жизнь во имя чего-то, а потом удивляющиеся, что на них не сыплются розы и жемчуга. Примеры? Да сколько угодно. Мать, пожертвовавшая собой ради ребенка. Где-то ее сыночек, помнит ли старушку? Рабочий, всю жизнь вкалывавший на заводе и получивший пенсию в размере стоимости ужина директорского сынка в элитном ресторане. Педагог, не могущий понять, что она делала не так, где ее лавры и воспитанники, и почему то, чему она учила, считается теперь государственной изменой…

Очень опасно взрослеть и принимать огрызок мира за весь земной шар. Фраза: «Ну, когда же ты повзрослеешь?» исходит обычно от людей, которым крепко досталось от жизни, и которые не хотят видеть игрового элемента в жизни других. Как говорится, раз мне плохо, пусть ему тоже будет. Человек, который говорит такую фразу, крепко недоволен своей жизнью. Его от нее мутит, но он не всегда даже понимает, почему ему так дурно и депрессивно, почему он злится на жену и пинает кота. А вот поэтому: крохотный кусочек паззла слишком близко поднес человек к глазам – и ослеп.

Во взрослении много, чего есть хорошего. Это, конечно же, навыки социализации, которые склеивают общество и помогают ему обслуживать себя. Это возможность построить долгие серьезные отношения. Это некоторая уверенность в завтрашнем дне и оттого – покой на душе. Но все-таки где-то на заднем плане всегда должна тревожить мысль, что все это – только маленький кусочек огромного мира, да еще и собранный как попало, будто уличный африканский велосипед. К несчастью, настоящие «Крылья Феникса» могут вам достаться только по причудливой игре случая, а вовсе не в результате адских усилий. Точнее говоря, должны совместиться усилия, место и время. Но ведь это не значит, что нельзя мечтать. Пока мы умеем играть, мечты наши у нас никто не отнимет. А фатум доделает остальное. Или нет. Как повезет...

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: