ГлавнаяСтатьиФестиваль «Словиша»: группа «Ко́лісьнія» (Беларусь)
Опубликовано 17.08.2018 в 18:15, статья, раздел Искусство, рубрика Словиша
автор: Арсений Великрадский
Показов: 141

Фестиваль «Словиша»: группа «Ко́лісьнія» (Беларусь)

Фестиваль музыкальных древностей «Словиша» вновь звучит на новгородской земле. Мы предлагаем вашему вниманию интервью с его участниками. 

Сегодня мы беседуем с участниками группы «Ко́лісьнія» из Республики Беларусь.группа «Ко́лісьнія» (Беларусь)

— Ребята, когда и как появилась на свет группа «Ко́лісьнія»? 

— Название наше пока официально не утверждено. Играем с 2011 года. Просто нравилось играть вместе, разбирать старые скрипичные записи и не только. 


Текст опубликован благодаря поддержке компании «Кудесы», которая создает древнерусские украшения по старинным технологиям

— Что означает «Ко́лісьнія»? Какую музыку вы играете?

— Так говорил мой дед. У меня корни из Восточного Полесья, это Гомельская область. Мой дед был традиционным певцом. Он пел старые песни. И его отец, дед и прадед — все пели.
Когда мы с женой приехали пригласить деда на свадьбу (а я тогда уже год занимался песенной традицией), мы с женой спели ему песни, которые и он знал... Он сильно расчувствовался и сказал, что «вы ко́лісьнія людзi». Дословно это «когдатошние», то есть «колiсть» — «когда-то», «стародавние». Это диалектизм. А на официальном языке это будет «Калiсти». группа «Ко́лісьнія» (Беларусь)

— Откуда берутся тексты и музыка? Это старинные произведения? Или пишете сами?

— Старинные. Берем записи в архивах или сами записываем в экспедициях. 

— Какие инструменты используются в Вашей группе? 

— Скрипки, дуда, цимбалы, барабан, иногда басетля. Басетля — это такой народный небольшой контрабас. Они были самых разных размеров и форм. В основном, это что-то среднее между виолончелью и контрабасом. Человек, который играл на басетле, не считался музыкантом. В то время люди жили в своей музыкальной традиции: если человек имел слух и чувство ритма, ему не составляло труда научиться играть на басетле. 

— Чем фестиваль «СЛОВИША» будет интересен группам и музыкантам, играющим этническую и средневековую музыку?

— У меня сведения про фестиваль весьма смутные. Я услышал про него тогда, когда Антон Каменский нас пригласил. Для меня и товарищей это будет открытие. Этот фестиваль будет для нас полон сюрпризов. Надеюсь, приятных. 

— Может ли средневековая и этническая музыка влиять на жизнь современного общества? Может ли нести какие-либо функции, помимо досуговых?

— Это серьёзный вопрос. Я могу рассказать на примере. У нас есть любительский фольклор, который включает не только музыку, но и ремёсла и праздники, и есть официальный фольклор. В Минске есть такое «Студэнцкае этнаграфічнае таварыства» (Студенческое этнографическое товарищество) — общественная организация. Товарищество существует уже около 20 лет и на его базе каждый год проводятся экспедиции, летние лагеря, кружки, там шьют традиционные костюмы, изучают традиционные ремёсла, проводят праздники: Гуканне вясны (зазывание весны), Купалле (Купала) и другие.

При этом товариществе есть архив, который собирался на протяжении многих лет, есть материальная база: рушники, вещи быта, и другие находки. 

На основе этого товарищества возникла организация музыкальных, танцевальных и спевных (вокальных) групп. Очень много молодёжи проходит через эту организацию и многие остаются на протяжении 10-15 лет.
Я думаю, что занятия фольклором, музыкой и ремёслами помогают понять своих предков, осознать идентичность. Они наполняют жизнь смыслом. Хотя многие люди живут и другими смыслами. 

Обратите внимание на новые статьи в рубрике «Словиша»

— Какой музыкальный инструмент можно назвать самым белорусским?

— Это сложный вопрос, потому что в разных регионах бытовали разные инструменты. Для меня такими инструментами являются дуда и скрипка, потому что я сам на них играю. Я общался со старыми музыкантами, а они все очень интересные люди. Можно сказать, что это такие деревенские философы. 

Музыкальный инструмент — он всего лишь инструмент. У разных людей на одном и том же инструменте будет совершенно разная музыка. Поэтому самое важное и самое интересное у музыканта — это как он думает, как он мыслит, как проживает свою музыку. 

— Популярна ли в Беларуси сейчас средневековая и этническая музыка? Знают ли подростки свои народные песни? 

— Я с большим количеством подростков тесно не общаюсь. У меня довольно узкий круг общения — это те люди, которые занимаются традиционной культурой или около того... Поэтому мне кажется, что все знают. Но, думаю, ситуация не такая радужная. Возможно есть и государственные программы, но я про них, если честно не слышал.

— Можно ли говорить о том, что музыканты, играющие средневековую и этническую музыку, проводят не только творческую, но и научную работу? 

— По-разному. Есть люди, которые занимаются научной работой и вместе с тем играют. А есть и те, кто просто играют музыку. Вторых — большинство. группа «Ко́лісьнія» (Беларусь)

— Что бы Вы пожелали гостям фестиваля?

— Слушать побольше этнической, фольклорной и средневековой хорошей музыки. А если цепляет эта музыка — стоит обратиться к корням. Скорее всего, в роду был музыкант, а то и не один. Это интересно — воссоздавать мозаику по кусочкам, понимать — как люди раньше жили и думали.

Древнерусские традиции воплотились в украшениях, создаваемых компанией по «Кудесы» практически вручную из экологически чистых металлов.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: