ГлавнаяСтатьи Заколдованная природа. Часть 3
Опубликовано 3.06.2016 в 08:15, статья, раздел История, рубрика Поиск Беловодья

Заколдованная природа. Часть 3

После предварительного знакомства с заколдованной природой у некоторых читателей, возможно, остался вопрос: неужели эта природа и впрямь была такой малоприветливой и угрожающей? Неужели она была представлена только болотными русалками, коварными лешими, таинственными и опасными магическими законами? Конечно, это не совсем так.

Был у наших предков-славян и положительный опыт общения с силами природы, который выражался в культе матери-земли, ветра и небесных светил. О том, почему низшие духи славянского пантеона «перекочевали» в стан нечисти, мы уже говорили – свое влияние оказало христианство. Но вот с землей, небом, солнцем и луной дело обстояло несколько сложнее. Объявить их культ поклонением демонам было невозможно, как-никак, все вышеперечисленное – творение Божие. Назвав поклонение земле и солнцу грехом, церковь этим и ограничилась. При этом, христианство само пользовалось культом солнцестояний и равноденствий: древнеримские языческие Сатурналии и Воты, приуроченные к зимнему солнцестоянию, были превращены в Рождественские святки, а даты Масленицы и Пасхи рассчитываются в соответствии с днем весеннего равноденствия.

Поэтому культ земли, плодородия, солнца и луны в форме пережитков дожил и до наших дней, тесно переплетаясь с христианством, часто в весьма интересной форме. В XIX веке некоторые крестьяне, вместо того, чтобы идти на исповедь к попу, могли совершать специальный обряд прощания с матерью-сырой землей, которой исповедовались все грехи. Да и в ХХ веке к разного рода молитвам, обращенным к земле и светилам, прибегали жители нашей Новгородской области: «Прости меня, Господи, луна Господня, прости меня, Господи, звезды частые, прости меня, пресвятая Богородица, матушка правильная, прости меня, мать-сыра земля…»

"Прощание" - молитва из Волотовского района, вт. пол. ХХ в. Фото из личного архива автора.

Отразились эти древние, как мир, культы и в повседневной жизни. Изображения знаков, символизирующих солнце, луну и землю часто можно увидеть в произведениях народного декоративно-прикладного искусства. Это – следы древних верований.

Деревянный нож, вероятно, для трепания льна, первая треть ХХ в. На рукояти - солярный знак. Фото из архива лаборатории этнологии НовГУ.

Однако, не стоит обманываться, полагая, что еще 200 или 100 лет назад люди, помещавшие изображение солнца (солярные знаки) на обычные бытовые предметы, вполне осознавали их древность и первоначальную оберегающую функцию. Представьте себе человека, который из подручных материалов, скажем, в автосервисе, создает какой-то новый предмет: старые покрышки заменяют ножки стола, вместо столешницы – капот от разобранной машины, вместо скатерти – чехлы от сидений. Функция стола осталась прежней, но вот форма была сделана из того, что было под рукой. Примерно то же происходило и в голове наших давних предков. Например, функция оберега в мышлении наших предков осталась, а вот его форма была заменена, и вместо него стал использоваться подручный символ, услужливо предоставленный церковью – крест. Но и «добро» в виде старых символов не пропало, оставшись в народном орнаменте.

Солярные знаки на дуге середины XIX в. (1), полке-киоте для икон второй половины XIX в. (2) и крышке сундука 1897 г. (3). Фото из архива лаборатории этнологии НовГУ и личного архива автора.

Как стало ясно из нашего рассказа, о древнейших культах предков могут поведать лишь разрозненные и часто косвенные данные археологов и этнографов, а также суровые обличения древнерусских христианских проповедников. Наше знакомство с заколдованной природой крестьянского мира говорит о том, что в сущности своей, эти культы мало чем отличались от таких же культов ближних и дальних соседей славян. Недаром существует мнение, что все они выражали некие архетипы – коллективные представления, выработанные в человеческом бессознательном за многие тысячелетия взаимного «общения» друг с другом и окружающим миром. А эти архетипы, в свою очередь, родом из того времени, которое объединяет и славян, и жителей крайнего севера, и обитателей пустыни Калахари. Того самого времени, когда наши общие предки, возможно, охотились на одного мамонта. А чтобы убить его было сподручнее, создавали его копию в виде чучела или наскального изображения и втыкали в нее стрелы – ведь вы помните, что похожий предмет «заимствует» часть души оригинала.

Земля, как вы знаете, имеет четыре конца. Некоторые исследователи полагают, что ромбы и квадраты в различных замысловатых сочетаниях - символы земли. Фото из архива лаборатории этнологии.

В виде пережитков многие подобные верования продолжают сохраняться и сейчас. Однако, нужно сделать оговорку – если это и происходило долгие годы на Руси, вплоть до настоящего времени, то по большей части – неосознанно. Другое же дело, когда человек сознательно пытается «реконструировать» обычаи славян-язычников, о которых он часто узнает из псевдонаучной беллетристики вроде «Велесовой книги» и тысячи «комментариев» к ней различных «друидов» и «верховных жрецов». Неоязычество, часто смешанное с политической идеологией, имеет мало отношения даже к тем самым народным суевериям, о которых мы говорили. Это всего лишь очередная игрушка в руках постсоветского человека, тоскующего по «былым временам» «славяно-арийских» (а на деле – Российской и Советской) империй и «срыву покровов» с якобы утаиваемой кем-то информации о мифической религии древних славян. На деле с точностью восстановить эту религию не представляется возможным. Ученые могут лишь догадываться о многих вещах, опираясь на те источники, о которых мы уже говорили.

Итак, ненадолго простимся с заколдованной природой и обратимся к тем попыткам сделать ее более понятной, которые стали для русской крестьянской культуры во многом судьбоносными. Но об этом мы поговорим в следующей части.

На полотенце (декоративном элементе оформления избы) уживается восьмиконечный крест и солярный знак. Это - обычный жилой дом постройки конца XIX в. в Медвежьегорском районе Карелии. Фото автора, 2013.

Продолжение следует…

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: