ГлавнаяСтатьиФестиваль «Словиша»: Василий Фоменко об игре на гуслях
Опубликовано 12.08.2018 в 10:15, статья, раздел Искусство, рубрика Словиша
автор: Арсений Великрадский
Показов: 420

Фестиваль «Словиша»: Василий Фоменко об игре на гуслях

Фестиваль музыкальных древностей «СЛОВИША» вновь звучит на новгородской земле. Мы предлагаем Вашему вниманию интервью с его участниками. 

Сегодня мы беседуем с Василием Фоменко, гусляром из Москвы.Василий Фоменко мастер-класс игры на гуслях

— Василий, Вы учите игре на гуслях... Это сложно?

— Я учу только тех, кому интересно. А это всегда легко. Собственно говоря, учить игре на гуслях мне приходится эпизодически. Основная моя гусельная деятельность — это изготовление крыловидных гуслей, реплик, вариантов и экстраполяций. На фестивалях я устраиваю «гусельные ПРИсиделки»: человек идёт мимо, увидел инструмент, спросил: «Что это?», затем взял гусли (как правило, вверх ногами), ПРИсел, через пять минут сыграл «Барыню», ушёл счастливым. И так нон-стоп до вечера. А на мастер-классах и лекциях мы погружаемся глубже в историю и в игру. Это тоже легко и приятно.

Текст опубликован благодаря поддержке компании «Кудесы», которая создает древнерусские украшения по старинным технологиям

— Именно так играл Садко? Или в старину играли иначе? 

— Вряд ли у Садко были гусли того типа, которые дошли до нас в традиции. Скорее всего, здесь надо обратиться к музыкальной археологии. А как играли на инструментах, реконструированных Владимиром Ивановичем Поветкиным, мы можем только предполагать. Думаю, основной принцип игры тот же— левая рука глушит лишние в аккорде струны и прищипывает, а правая бряцает.Василий Фоменко мастер-класс игры на гуслях

— Что сможет сыграть человек, прошедший Ваш мастер-класс?

— Как минимум, «Барыню» — музыкальный код нашего этноса. Если человек не торопится за ушедшими вперёд детьми и женой, то ещё и «Камаринскую». На мастер-классах часто собираются глубоко вовлечённые в музыку люди, поэтому случаются просто чудеса музыкального общения. 

Обратите внимание на новые статьи в рубрике «Словиша»

— В век информатики и освоения Марса Вы увлекаетесь древними музыкальными инструментами... Откуда такое увлечение? 

— В молодости я открыл для себя аутентичный фольклор благодаря ансамблю Дмитрия Викторовича Покровского. В студии при ансамбле была инструментальная группа под руководством Владимира Теплова и Сергея Жиркова. Тогда я впервые попал в экспедицию в Псковскую Область... И вот уже четвёртый десяток лет вокруг гуслей.

— Есть ли смысл ввести в школе обучение игре на гуслях — на уроках музыки?

— Ознакомительный урок нужен для всех. Может быть, два урока. А сплошное обучение, в погоне за часами, усложнит курс настолько, что он уйдёт из области традиционной культуры в сторону академических гуслей. Народная игра проста по своей природе. Другое дело — создание детской студии, где были бы и гусли, и песня, и пляска, и другие инструменты. Я всеми руками поддержу такую студию, где гусли были бы в родной среде.

— Есть ли конкуренция за звание «русского музыкального инструмента» между гуслями и балалайкой?

— Звания и кумиры — продукты ассоциативного ряда тех, кто это себе придумывает. Каковы образование и вовлечённость в тему, таковы и назначенные символы. К наиболее популярным (в обозримом прошлом) инструментам я бы присовокупил гармошку. Собственно, она постепенно и вытеснила где — гусли, а где — балалайку.

— Возможно ли на гуслях сыграть произведения Ричи Блэкмора или Боба Дилана? Или гусли — строго специфический инструмент для народной музыки?

— Народные гусли — инструмент диатонического строя. Без «чёрных клавиш». Перенастроить можно в любую тональность с любым сочетанием диезов и бемолей. Но только нарисованных в начале пьесы. По ходу пьесы ничего не меняется. Вот и можно сопровождать любые песнопения в двух тональностях — основной и параллельной. Каждый конкретный инструмент ограничен диапазоном высот звучания струн. Поэтому какие-то тональности будут начинаться не с самого низа, будет другая аппликатура. Это теория, нужная только профессиональным музыкантам, а в реальной жизни играют как привычно и удобно. А что именно играть — дело вкуса и меры.
Хотя... Я точно считаю вредным, когда некто берёт в руки гусли и открывает свой дурнозвучащий рот — в уверенности, что все его сразу обязаны полюбить только за статус гусляра.Василий Фоменко мастер-класс игры на гуслях

— Какими могут стать музыкальные инструменты в будущем? 

— Уже давно народ экспериментирует с вариантами подзвучки гуслей. Я тоже в этом тренде.
Если пофантазировать, то крыловидные гусли (шлемовидные — за скобками), как инструмент со звучанием открытых струн, с возможностью ударить по всем струнам без лажи (именно этим народный инструмент отличается от академического), можно развить путём увеличения числа человеческих пальцев, и струн, соответственно. Это не юмор! В самом деле, если используются электронно приводимые в движение мини-пальчики, то одним движением лишнего пальца можно включить глушение струн для всего аккорда. А если этот большой палец находится под грифовой частью комбинированного инструмента, то тогда и получится полнофункциональный гуслетар. Идея всё ещё не запатентована. Ату, энтузиасты!

— Что бы Вы пожелали гостям фестиваля?

— Просвещения!

Послушайте музыкальный звон древнерусских украшений, которые создает компания «Кудесы» по старинным технологиям.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: