ГлавнаяСтатьиЛето, нарисованное звуками
Опубликовано 7.08.2018 в 14:15, статья, раздел Искусство, рубрика Рассказы о музыке и музыкантах
автор: Наталья Серова
Показов: 227

Лето, нарисованное звуками

Как сказал Эльдар Рязанов в своём стихотворении, «у природы нет плохой погоды». Однако, большинство из нас из всех времён года больше всего любят лето. Оно и тёплое, и яркое, и изобильно овощами, фруктами да ягодами, и можно всем этим наслаждаться, находясь в отпуске! Я предлагаю вам, уважаемые читатели, совершить музыкальное путешествие в лето.

Многие композиторы с удовольствием обращались к теме природы в разных музыкальных жанрах от романсов и опер до симфоний и концертов, рисуя при этом не только чувства и переживания человека на лоне природы, но и саму природу — величие лесов и простор полей, звуки громовых раскатов и пение птиц, журчание воды и даже мяуканье кошек! 

Тема природы, меняющейся с каждым временем года, вдохновила некоторых композиторов на создание произведений, которые так и назывались «Времена года». Вспомним знаменитый цикл концертов Антонио Вивальди, фортепианный цикл П. И. Чайковского, ораторию Ф. Й. Гайдна, оркестровый цикл А. Пьяццоллы «Четыре времен года в Буэнос-Айресе», балет А. К. Глазунова «Времена года», одноимённый цикл песен В. А Гаврилина. И это самые известные произведения, посвящённые данной теме. 

Я предлагаю вам послушать как нарисовали звуками лето три композитора, живущих в разных странах и веках. Это интересно не только с точки зрения музыкальной живописи, но и наблюдением над тем, как самобытен музыкальный язык авторов и как меняются средства выразительности во времени от одного века к другому.

Двадцатые годы XVIII века для Антонио Вивальди стали периодом расцвета его творчества. Так, в 1723 году Вивальди приезжает в Рим, где по заказу знаменитого театра «Капраника» пишет оперу для карнавала и принимает участие в её постановке, играет на клавесине и скрипке и дирижирует при этом спектаклем. Антонио Вивальди

 В Риме он встречается с покровителем римских оперных театров кардиналом Барберини и пишет арии на его тексты, а также, играет для Папы Бенедикта XIII. За оперный сезон 1726-27 годов композитор создал 8 опер, десятки концертов, сонат, духовные хоровые произведения. В 1728 году он был приглашён на встречу с императором Австрии Карлом VI, который хорошо знал и любил его музыку. Вивальди приехал в Триест (столицу австрийского Приморья), где встретился с императором и преподнёс ему 12 концертов «Цитра» опуса 9. Карл VI посвятил Вивальди в рыцари, наградил золотой медалью и пригласил работать в Вене. В 1729 году Вивальди приехал в Австрию, где давал концерты, писал и ставил оперы, а также, выезжал в Прагу для постановок своих опер. Через два года он вернулся в Италию. 

Концерты «Четыре времени года» (это авторское название) были написаны в Италии в 1723 году. Они вошли в опус 8, включивший в себя 12 концертов, получивших название «Опыт гармонии и фантазии». Эти концерты были изданы в Амстердаме в 1725 году, после чего быстро распространились в Европе и стали популярными, особенно, «Времена года». В 1726 году в Венеции Вивальди в знак почтения подарил ноты концертов кардиналу Пьетро Оттобони, который по делам церкви посетил Венецию, где, услышав музыку Вивальди, захотел с ним познакомиться. В 1739 году концерты были изданы в Париже. Историки утверждают, что французский король Людовик XV был страстным почитателем творчества Вивальди и любил «Времена года». Придворные, желая порадовать своего короля, даже поставили балет на музыку концерта «Весна».
Многие концерты Вивальди (а написал он их в количестве около 520!) программны, т. е., имеют то или иное название, поясняющее образное содержание произведения. Эти названия нередко были необычны: «Щеглёнок», «Пастушка», «Фаворит», «Кукушка», «Почтовый рожок», «Буря на море». Концерты для скрипки с оркестром «Четыре времени года», представляющие собой цикл из четырёх произведений, стали ярким примером сюжетной программности в музыке XVIII века. Ведь каждому концерту цикла Вивальди не только дал название, соответствующее времени года, но и снабдил каждую часть произведений поэтическими пояснениями о тех событиях в жизни природы и людей, которые соответствуют сезону. Большинство музыковедов считают, что эти пояснения композитор сочинил сам, основанием чему был его незаурядный поэтический талант. Концерты цикла «Времена года» являются примером звуковой изобразительности в музыке, ибо всё, о чём рассказывается в поэтических программах произведений, воплощается в звуках. Так, в концерте № 2 «Лето» вы услышите и пение птиц, и отдалённые раскаты грома и водные потоки летнего ливня. Итак, прочитав программу, послушайте концерт. 

КОНЦЕРТ № 2 «ЛЕТО»

Вступление. Allegro non molto (не слишком скоро)
Лениво бродит стадо, вянут травы,
От тяжкого удушливого зноя
Страдает и томится всё живое.

1 часть. Allegro (Скоро)

Поёт кукушка в тишине дубравы,
Воркует горлинка в саду, и нежно
Вздыхают ветерки... Но вдруг мятежный
Взвился Борей, пронёсся вихрем в небе —
И плачет пастушок, кляня свой жребий.

2 часть. Adagio. Presto (Медленно. Быстро)

Боится он, заслышав гром далёкий.
От молнии в испуге замирает,
Свирепых мошек рой его терзает...

3 часть. Presto (Быстро)

Но вот гроза, бурлящие потоки
С крутых высот в долины низвергая,
Ревёт, бушует на несжатых нивах,
И град жестокий бьёт, у горделивых
Цветов и злаков головы срывая.


С 1840 по 1906 год в Петербурге издавался ежемесячный нотный журнал «Нувеллист», основанный К. Ф. Гольцем. С 1842 года он редактировался и издавался основателем нотоиздательской фирмы в Петербурге Матвеем Ивановичем Бернардом. Это был высокообразованный человек, пианист (ученик известного ирландского пианиста — виртуоза и композитора Джона Фильда), скрипач, музыкальный педагог и композитор, некоторые произведения которого получили известность в Европе и даже были награждены премиями и почётными отзывами иностранных консерваторий. В 1829 году он открыл в Петербурге небольшой музыкальный магазин, который вскоре расширился и перерос в нотоиздательскую фирму. Вместе с Матвеем Ивановичем трудились его сын Николай и брат Александр — тоже известный пианист и композитор. Александр Иванович был редактором журнала «Нувеллист», который выходил ежемесячно и имел приложения: «Музыкально-театральная газета», «Альбом салонных пьес», «Русские песни, переложенные для фортепиано» и «Альбом танцев». Сначала на страницах журнала печатались салонные пьесы и романсы М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. А. Алябьева и других русских композиторов, а также, произведения Бетховена, Листа, Шопена. Начиная с 1846 года на страницах «Нувеллиста» и его приложений стали публиковать статьи по теории и истории музыки, биографии известных композиторов, музыкально-критические статьи и статьи по музыкальной педагогике, а также давалась информация о музыкальной жизни зарубежных стран и рекламные материалы о концертах и оперных спектаклях. 

В 1873 году тридцатитрёхлетний Пётр Ильич Чайковский написал для «Нувеллиста» несколько романсов.  П.И. Чайковский в 1875 годуВ ноябре 1875 года он получил письмо от Н. М. Бернарда с просьбой писать для журнала ежемесячно по одной фортепианной пьесе, посвятив каждую из них тому месяцу, в котором пьеса будет опубликована. Таким образом, издатель предложил названия пьес, а краткие эпиграфы к ним, добавил к каждой уже написанной пьесе, позаимствовав их из стихотворений русских поэтов. Получался своеобразный калейдоскоп сцен из жизни русских людей — картины крестьянского труда, мечты на лоне природы, народные праздники и т. д. Чайковский, находясь в это время в Москве, в ответном письме от 24 ноября 1875 года написал: «Получил Ваше письмо. Очень благодарен Вам за любезную готовность платить мне столь высокий гонорарий. Постараюсь не ударить лицом в грязь и угодить Вам. Я пришлю Вам в скором времени 1-ю пиэсу, а может быть и разом две или три. Если ничто не помешает, то дело пойдет скоро: я очень расположен теперь заняться фортепианными пиэсками. Ваш Чайковский. Все Ваши заглавия я сохраняю». К работе над пьесами композитор отнёсся со всей ответственностью и работал с увлечением. Название цикла «Времена года» впервые появилось при первом издании всех пьес вместе, осуществленном в конце 1876 года Н. М. Бернардом, после завершения журнальной публикации. Сведений о первом публичном исполнении всех пьес и отзывов о них в прессе не сохранилось. Однако, по сей день это одно из любимых и часто исполняемых фортепианных произведений Чайковского во всём мире. В отличие от концертов «Времена года» Вивальди, в пьесах Чайковского мало приёмов звуковой изобразительности. Композитор передаёт общее настроение каждого произведения, обращаясь к разным жанровым истокам. Вашему вниманию три «летних» пьесы. 

Обратите внимание на новые статьи в рубрике «Рассказы о музыке и музыкантах»

«Июнь. Баркарола» Баркаролой в Италии называют песню лодочника. Название происходит от итальянского слова барка — лодка. Такие песни распевали венецианские голдольеры. Трёхдольный метр баркарол и повторяющаяся фигурация в аккомпанементе как бы рисует движение воды и покачивание на ней лодки. Вот эпиграф пьесы: 

«Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звёзды с таинственной грустью
Будут над нами сиять».

А. Н. Плещеев



«Июль. Песня косаря».
«Раззудись плечо, размахнись рука!
Ты подуй в лицо, ветер с полудня»

А. В. Кольцов

Начальная тема пьесы напоминает русские народные молодецкие песни. Чайковский знал и очень любил русские обычаи, фольклор, знал историю страны, выписывал и с интересом читал несколько журналов, освещяющих эти темы.


«Август. Жатва.»
«Люди семьями принялися жать,
Косить под корень рожь высокую!
В копны частые снопы сложены
От возов всю ночь скрыпит музыка»

А. В, Кольцов 

Праздник коллективного труда и большого урожая слышится в этой музыке, а в средней части пьесы, более спокойной, лирической, сцена отдыха среди полей под голубым бескрайним небом.


Одного из известнейших композиторов ХХ века Астора Пьяццоллу, которого на его родине в Аргентине называли «Великий Астор», во всём мире называют Королём танго. И это действительно так. Так же, как Иоганн Штраус своим самым любимым жанром выбрал вальс, так и Пьяццолла посвятил своё творчество удивительному и загадочному танцу, который называется танго. Этот танец получил распространение в 50-е годы XIX века в бедных кварталах Буэнос-Айреса, где жили эмигранты из разных стран. Особенно много было выходцев из стран Африки, которые объединялись в сообщества. Именно в их среде и появился танец, основанный на древних африканских танцах, но постепенно вобравший в себя черты уругвайской милонги и кубинской хабанеры (название происходит от столицы Кубы Гаваны — Habana). Название танца «танго» имеет несколько истоков: в языке нигерийского народа ибибио это слово означает «танец под звуки барабана»; в Танзании есть область «Танга», и слово это означает закрытое пространство — именно в маленьких кабачках и исполняли этот танец. Ещё один исток во французском языке. Это слово tangier, что в переводе означает «прикасаться». 

Первоначально танец исполняли только мужчины, которые как бы изображали пародию на страстный танец мужчины и женщины либо просто учили друг друга танцевать. Со временем в исполнении танго стали участвовать и женщины. Сопровождением страстному танцу могли быть аккордеон, губная гармошка или бандонеон — разновидность гармоники. В начале ХХ века танго стали танцевать в странах Европы, причём танец был так моден, что появилось новое слово «тангомания», которая проявлялась не только в исполнении танца, но и в организации вечеров танго, названиях вин и сигарет, в моде на костюмы, платья и туфли в стиле танго. Вскоре страстный танец завоевал весь мир. Однако, нашлись и яростные противники танго, считавшие его возмутительно безнравственным танцем. Папа Пий Х высказался против нового танца, а австрийский император запретил солдатам танцевать его в военной форме. Английская королева — супруга Эдуарда VII, заявила, что отказывается танцевать «это». Но в 1914 году пара румын, учеников аргентинца Казимира Аина, станцевали танго в Ватикане, и Папа снял свой запрет. В Петербурге танго стало очень популярным начале ХХ века, хотя и было официально запрещено. (Как сладок всегда запретный плод, однако!) В 1914 году появился указ министра народного просвещения, запрещающий в учебных заведения России само упоминание о «вошедшем в большое распространение танце под названием танго». На заре советской власти в 20-30 — е годы танго также было под запретом как танец буржуазной культуры. Но все запреты ушли в прошлое, а танго по сей день является одним из самых популярных и любимых танцев, имеющим множество разновидностей и стилей. Во многих странах проводятся фестивали и конкурсы на лучшее исполнение танго. В 1990 году в Буэнос-Айресе открылась Национальная Академия Танго, задача которой состояла в сохранении танца как культурной ценности страны. Через 6 лет был издан закон о присвоении танго статуса национального достояния. В 2009 году, на IV сессии межправительственного комитета ЮНЕСКО, танго (как совокупность музыки, танца и поэзии) было внесено в список нематериального культурного наследия человечества. 

Вот этот удивительный танец и стал самым любимым жанром Астора Пьяццоллы, который родился в 1921 году и прожил 71 год. В возрасте 9 лет он научился играть на аккордеоне, фортепиано, а затем на бандонеоне, ставшем его самым любимым инструментом, солирующим во множестве произведений композитора. На фотографии вы видите Астора Пьяццоллу с его любимым бандонеоном.  А. ПьяццоллаБудучи не только композитором и аранжировщиком, но и прекрасным музыкантом-исполнителем, Пьяццолла играл во многих ансамблях, а также создал несколько своих музыкальных коллективов, исполняющих наряду с различными произведениями и танцевальную музыку и, конечно же, танго. В 60-е годы XX века композитор приходит к убеждению, что танго не только танец, но и жанр, способный раскрыть сложные чувства и размышления, что танго нужно не только танцевать, но и только слушать, сопереживая и находя в нём помощь и поддержку своим страданиям. Астор Пьяццолла писал произведения в разных жанрах. В его наследии есть рапсодия, симфониетта, оперетта, музыка к балетам, спектаклям и 50 кинофильмам и более 300 танго. Почти все его произведения записаны на дисках. В Италии жюри премии критиков единогласно удостоило Пьяццоллу Первой Премии за Лучший диск инструментальной музыки, отметив в своём решении: «За смелость композиций и за поразительное творчество в создании аранжировок, придающих танго новое звучание». А в феврале 1993 года в Лос-Анджелесе Астор Пьяццолла был посмертно номинирован на премию «Грэмми» 1992 года за танго «Забвение» в номинации «Лучшая инструментальная композиция». Международная критика охарактеризовала эту пьесу как одно из лучших произведений Пьяццоллы. 

В жанре танго написаны и пьесы цикла «Четыре времени года в Буэнос-Айресе», который создавался композитором на протяжение нескольких лет с 1965 по 1970 год в Буэнос -Айресе и Париже. Автор не писал цикл целенаправленно, и в него вошли различные его жизненные впечатления. Нередко он говорил о том, что в этих произведениях отразил «смену времён года в жизни бедного жителя пригорода Буэнос-Айреса, где родилось аргентинское танго». Порядок пьес иной, чем в цикле Вивальди. Сначала звучит «Лето», затем «Осень», «Зима» и «Весна». «Четыре времени года в Буэнос-Айресе» написаны для солирующего бандонеона и аккомпанирующего ансамбля, включающего в себя электрогитару, фортепиано, скрипку или альт. Ещё при жизни композитора различными музыкантами было сделано несколько транскрипций для иного инструментального состава. Надо заметить, что Пьяццолла отнёсся к ним с одобрением. Наиболее известна транскрипция для камерного оркестра и солирующей скрипки. Вашему же вниманию я предлагаю танго «Лето» в исполнении камерного оркестра и солирующего баяна, более всего соответствующего звучанию бандонеона, на котором играл сам автор, исполняя этот цикл.


Подошло к концу наше музыкальное путешествие в лето. Но лето ещё не закончилось, и я желаю вам, мои дорогие читатели, провести последний летний месяц в удовольствии, радости и приятных впечатлениях! До встречи в сентябре!

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: