ГлавнаяСтатьиФестиваль «Словиша»: Игорь Соловьёв о средневековой музыке и группе «Drolls»
Опубликовано 3.08.2018 в 10:15, статья, раздел Искусство, рубрика Словиша
автор: Арсений Великрадский
Показов: 811

Фестиваль «Словиша»: Игорь Соловьёв о средневековой музыке и группе «Drolls»

Фестиваль музыкальных древностей «СЛОВИША» вновь звучит на новгородской земле. Мы предлагаем Вашему вниманию интервью с его участниками.

Сегодня мы беседуем с Игорем Соловьёвым, участником группы «Drolls».группа «Drolls»

— Игорь, как Вы стали участником фестиваля «СЛОВИША»?

— Мы частые гости Великого Новгорода. Для зрителя мы уже привозили две наших программы: «Музыка средневековой Европы» и «Скоморохи на Руси». Наверное, спецификой предстоящего фестиваля станет одновременное представление именно двух наших программ.

Текст опубликован благодаря поддержке компании «Кудесы», которая создает древнерусские украшения по старинным технологиям

— Можно ли определить отличие средневековой музыки от современной?

— Мы считаем, что человек эпохи Средних веков ничем не отличается от современного: то же тело, те же чувства, то же стремление быть счастливым и, конечно, Любовь! В этой связи и средневековая музыка современна — здесь и лирика, и духовность, и заводная танцевальная энергетика. Отличие только в том, что средневековая музыка представлена музыкальными инструментами иной эпохи, где нет электричества. Поэтому она не такая яркая по децибелам, но по энергии ничем не уступает современной. Есть высказывание известного музыканта и руководителя легендарного ансамбля ранней музыки «Hortus Musicus» Андреса Мустонена: средневековая музыка, если на неё смотреть с позиции современного человека, сочетает популярные интонации, рок и джазовые стили. Это и дает ей право быть не только элитарной, но и доступной на любой музыкальный вкус.

— Можно ли говорить о том, что на фестивале «СЛОВИША» идёт не только творческая, но и научая работа?

— Конечно, изюминкой Фестиваля становятся и регулярные открытые лекции, посвященные сохранению традиционного наследия ранних культур. Ведь сподвижники и просветители из Центра музыкальных древностей В. Поветкина проводят огромную работу, раскрывая давно ушедшие реликты материальной и духовной культуры.группа Drolls Петрозаводск

— В чём особенности карельской народной музыки? 

— Каждая традиция имеет свою специфику. В большей степени традицию определяют межэтнические культурные взаимосвязи. Если говорить о карельской музыкальной традиции, то она не однородна. Есть архаичные жанры рунического эпического пения, которые распространены не только на севере и юге Карели, но и за ёё пределами (у большинства ветви прибалто-финских народов). И есть традиция северо-карельской йойки — специфической голосовой импровизации, в её древних формах обращения к духу-хозяину водной стихии Ахти.
Существенное влияние на карельскую традицию оказала и финская музыкальная культура, которая, в свою очередь, находилась под влиянием шведской традиции. И, конечно, на карельскую традицию повлияла русская традиционная культура.

— Можно ли назвать йоухикко карельским инструментом?

— Йоухикко / Jouhikko — в переводе с карельского йоухи / jouhi — волос, т. е. букв. — «волосяной инструмент». Корни происхождения связаны с европейской лирой, получившей широкое распространение в средневековой Европе. Прямым родственником карельского йоухикко cтали, скорее всего, шведская лира Талхарпа и Сотхарпа. Благодаря финскому исследователю и собирателю традиционной музыки А. О. Вяйсянену, а также его предшественникам, мы имеем нотные транскрипции зафиксированных наигрышей в первой трети XX века. В репертуаре исполнителей мы также можем наблюдать заимствования скандинавской и русской традиции.

— Во второй половине XX века молодёжь мало интересовалась средневековой и фолк-музыкой. Почему произошло повышение этого интереса сейчас?

— Интерес молодёжи к этническим и историческим направлениям музыки не случаен. С одной стороны, это естественный процесс (благодаря насыщенности информационного потока современности). С другой стороны, данный интерес был всегда. Вероятно, в «доинтернетную» эпоху интерес ограничивался рамками «избранных» людей, которые не были заметны в информативном пространстве своего времени.

Обратите внимание на новые статьи в рубрике «Словиша»

— Знакома ли карельская молодёжь со своей национальной музыкой? Что для этого делается?

— Та молодежь, которая интересуется традицией, культурой и этнической музыкой, имеет хорошие перспективы сохранения и возрождения традиционной карельской культуры. Большую роль в популяризации традиционной музыки, пения, танца сыграли знаковые коллективы: легендарный «Мюллярит» и ансамбль студентов Петрозаводского государственного университета «Тойве». К примеру, мощной волной интереса к этнической музыки стал фестиваль «Фолк-марафон», организованный Центром музыкальных инициатив «Мюллярит». В рамках этого фестиваля звучала музыка этносов разных уголков планеты. 

Есть молодежные и взрослые ансамбли Петрозаводска и Республики Карелия, ориентированные на традиции этносов Карелии и родственных народов. Это ансамбль «Sattuma», представляющий карельский и финский фольклор, их изначальный состав явился тесным сотворчеством отцов и детей. Фолк-группа «Skylark», исполняющая музыку разных этносов: карелов, кельтов, венгров, греков. Этно-фьюжн проект «Ва-та-га» — ансамбль в своем начальном пути творчества, ориентированный на фольклорные традиции Поморья и Заонежья. Современный вепский этно-электронный проект «Noid». Марийский ансамбль Акрет Мари, пропагандирующий традиции Мари. Детская и старшая группа фольклорного ансамбля музея-заповедника «Кижи», сохраняющего традиции как карельского, так и русского фольклора. Детские и молодёжные фольклорные коллективы («Vesläžet», «Петровская слобода», «Крууга») и многие другие. А также коллективы исполнителей старших возрастов, впитавших традиции своего поколения. Нельзя не отметить, что в Петрозаводске в этом году празднует свой юбилей (25 лет!) кафедра музыки финно-угорских народов при Петрозаводской консерватории им. А. К. Глазунова. Там студенты не только осваивают пение, танцы и игру на традиционных инструментах в их исторически достоверной форме исполнения, но и глубоко погружаются в научное осмысление музыкальных традиций финно-угорского мира.

— Есть много известных фестивалей средневековой музыки. В чём особенность фестиваля «СЛОВИША»?

— Особенность фестиваля «СЛОВИША» в том, что действо проходит на обетованной земле древностей, где в воздухе витает дух истории. Видимое и невидимое пространство древнего Новгорода наполняет и энергией, и силами, и желанием снова сюда возвращаться.группа Drolls Петрозаводск

— Что бы Вы пожелали участникам фестиваля и его зрителям? 

— Из пожеланий: любите историю во всей её полноте, в ней заключены все необходимые богатства для совершенства, самореализации и благости духа! Рады видеть вас на фестивалях Великого Новгорода. Мы с вами уже почти 20-лет. С уважением, ансамбль ранней музыки «Drolls».

Древнерусская музыка хорошо сочетается с древнерусскими украшениями, что создает компания «Кудесы» по старинным технологиям.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: